ВЕСТИ ИЗ ПРОКУРАТУРЫ

Прокуратура г. Махачкалы разъясняет

Надзорные органы вправе вы­давать предписания об устране­нии выявленных нарушений вне процедуры проведения проверки в соответствии с положениями Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индиви­дуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципаль­ного контроля», если основания для принятия соответствующих мер выявлены в рамках админи­стративного расследования.

Так, например, органы Роспо­требнадзора вправе выдавать предписания, обязательные для исполнения, при выявлении нару­шения санитарного законодатель­ства, а также при угрозе возникно­вения и распространения инфек­ционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений). Ведь в указанных случаях выдача предписания об устранении нарушений санитар­ного законодательства связана с реализацией публично-значимой цели охраны здоровья населения и среды обитания.

Также предписание может быть выдано не по результатам провер­ки когда факты допущенных нару­шений достоверно установлены в рамках иной законной процедуры — при производстве по делу об ад­министративном правонарушении.

При этом административный орган обеспечивает реализацию права субъекта, в отношении ко­торого проводится администра­тивное расследование, на защиту в рамках производства по делу об административном правонаруше­нии, в соответствии с частью 3.1 ст.28.7 КоАП РФ. Копия опреде­ления о возбуждении дела об ад­министративном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку либо вы­сылается физическому лицу или законному представителю юриди­ческого лица, в отношении кото­рых оно вынесено, а также потер­певшему.

***

Вопросы, связанные с по­рядком использования, благо­устройства придомовой террито­рии решаются путем проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме посредством очного и заоч­ного, а также очно-заочного голо­сования. На это указывают статьи 44 и 44.1 Жилищного кодекса РФ. Следовательно, для размеще­ния на придомовой территории предприятий торговли или обще­ственного питания, в частности, киоска, ларька, мини-рынка или летнего кафе необходимо полу­чить согласие собственников помещений многоквартирного дома.

Конституционный Суд Россий­ской Федерации в определениях от 5 декабря 2019 г. №№ 3274-О и 3273-О, проанализировав нормы материального права во взаимос­вязи с фактическими обстоятель­ствами дела, пришел к выводу о том, что у органов местного само­управления нет полномочий вво­дить абсолютный запрет на разме­щение нестационарных торговых объектов (НТО) на придомовой территории многоквартирных до­мов, а любой другой запрет может быть продиктован исключительно целями повышения комфортности условий проживания и иметь сво­им источником отраслевое зако­нодательство. Кроме того, при ре­шении вопроса о размещении НТО местные власти должны стремить­ся к наилучшему удовлетворению потребностей населения в полу­чении товаров и услуг и искать ба­ланс интересов бизнеса и местно­го сообщества. С другой стороны, торговая деятельность на придо­мовой территории многоквартир­ного дома допускается лишь как дополнение к основным видам её благоустройства (озеленение, ор­ганизация мест для отдыха и т.д.) и не может подменять их или пре­пятствовать их осуществлению.

Данная правовая позиция сло­жилась у Конституционного Суда РФ при оценке решений нижесто­ящих судебных инстанций, выне­сенных по гражданским делам.

В рассматриваемом деле пред­приниматели и жители многоквар­тирного дома согласовали аренду земельного участка, входящего в состав общего имущества много­квартирного дома, под размеще­ние торговых павильонов. Одна­ко местные власти установили в Правилах благоустройства полный запрет на размещение НТО на придомовых территориях, а так­же ближе 15 метров от фасадов и окон зданий.

ИП и ТСЖ подали администра­тивный иск об отмене запрета, суд первой инстанции удовлетворил исковые требования, однако Вер­ховный Суд РФ в иске отказал, от­метив, что вопросы размещения НТО как элементов благоустрой­ства территории должны регули­роваться именно муниципальными правилами благоустройства тер­ритории.

В связи с вышеизложенным, не­состоявшиеся арендаторы и арен­додатели обратились в Конститу­ционный Суд РФ.

По мнению Конституционного Суда РФ, положения действующе­го законодательства не наделяют органы местного самоуправления полномочиями по установлению абсолютного (недифференциро­ванного) запрета на размещение НТО на земельных участках, от­носящихся к придомовой терри­тории многоквартирного дома, если собственники этих участков согласны на размещение объекта и соблюдены иные обязательные требования.

***

Работников бизнеса нельзя при­влечь в качестве соучастников «предпринимательского» престу­пления только за то, что они выпол­няли поручения своего руководите­ля. А самого руководителя нельзя привлечь к ответственности за то, что он взял на себя обоснованные риски во имя общественной поль­зы. Такие разъяснения дал Пленум Верховного суда.

11 июня 2020 г. Пленум ВС РФ внес изменения в несколько сво­их «уголовных» постановлений, в том числе в разъяснения от 15 но­ября 2016 года «О практике при­менения судами законодательства, регламентирующего особенно­сти уголовной ответственности за преступления в сфере предприни­мательской и иной экономической деятельности».

Верховный суд РФ не ограничил­ся «косметическими» изменениями и внес в постановление несколько новых положений.

В частности, следующее:

1) Частно-публичное обвине­ние предпринимателя

Пленум подчеркивает: большая часть «предпринимательских» пре­ступлений (ст. 159.1–159.3, 159.5, 159.6, 160, 165, ч. 1 ст. 176, ст. 177, 180, 185. 1, ч. 1 ст. 201 Уголовного кодекса) относится к делам частно- публичного обвинения. Возбужда­ются такие дела по заявлению по­терпевшего и только при условии, что они совершены ИП или руко­водителем коммерческой органи­зации в связи с предприниматель­ской деятельностью. Уголовные дела о преступлениях, предусмо­тренных ч. 5–7 ст. 159 УК, относятся к делам частно-публичного обвине­ния без какого-либо условия.

2) Законность следственных мероприятий

При проверке законности воз­буждения уголовного дела суд должен уделять особое внимание проверке действий и мероприятий, которые связаны с ограничени­ем имущественных и иных прав и свобод предпринимателей или со­трудников бизнеса. Если меропри­ятие было проведено незаконно, то суд должен вынести его «за скобки» и не учитывать его результаты при оценке обоснованности уголовного преследования.

3) Налоговые преступления

Налоговые преступления пред­усматривают особый порядок действий следователя перед воз­буждением дела. Суду обязатель­но нужно проверять, направил ли следователь в течение трех суток в соответствующий налоговый ор­ган или территориальный орган страховщика копию полученного им от органа дознания сообщения о налоговом преступлении. К копии должны быть приложены соответ­ствующие документы и предвари­тельный расчет предполагаемой суммы недоимки по налогам.

До получения ответа от нало­говой службы следователь может возбудить дело, только если у него хватает других данных, указыва­ющих на признаки преступления. Такие данные могут содержаться в материалах, которые направил прокурор в следственный орган для решения вопроса об уголовном преследовании, в заключении экс­перта и других документах.

Если суд выяснит, что у следова­теля не хватало данных для возбуж­дения уголовного дела, то он может отменить постановление следова­теля и обязать последнего устра­нить нарушения уголовного закона.

4) Ограничения на арест

Уголовно-процессуальный ко­декс содержит запрет на аресты по ряду «предпринимательских» статей (ч. 1.1 ст. 108 УПК). Но если индивидуальный предприниматель или руководитель коммерческой организации совершил престу­пление из перечня, а следователь хочет отправить его в СИЗО, то воз­можность найдется. Для этого нуж­но доказать, что инкриминируемое преступление не связано с бизнес- процессами. Если это не смогут до­казать, то суд не вправе арестовать коммерсанта.

ВС подчеркивает: чтобы отпра­вить предпринимателя в СИЗО, следователю не хватит одного лишь указания на «корыстный мо­тив» подозреваемого. Также не сработает ссылка на способ распо­ряжения похищенным имуществом (например, присвоил лично или использовал для целей предпри­нимательства), потому что это не доказывает, что деяние совершили вне связи с осуществлением пред­принимательской деятельности.

Эти разъяснения ВС повторяют и немного дополняют те, что се­годня добавили в специальное по­становление по мерам пресечение (см. «Пленум ВС: как избирать меру пресечения»).

5) Преступление, совершен­ное группой лиц

Преступление, совершенное группой лиц, наказывается строже. Поэтому Пленум ВС настаивает на особой проверке того факта, что преступление действительно со­вершалось в группе. Суду нужно обращать внимание на ряд вопро­сов при рассмотрении уголовного дела. Был ли у каждого из соучаст­ников умысел на совершение пре­ступления в составе группы лиц? Была ли между соучастниками предварительная договоренность? Принимали ли фигуранты дела уча­стие в выполнении определенных действий, о которых они предвари­тельно договорились?

Особое внимание следует уде­лять случаям, когда за соучастие привлекают помощника руководи­теля организации, специалиста или другого работника. Сложившиеся между работником и предприни­мателем (руководителем) трудо­вые или личные отношения сами по себе не могут рассматриваться в качестве доказательства совер­шения ими преступления в составе группы лиц по предварительному сговору, отмечает ВС.

«Выполнение работником рас­поряжений руководителя, связан­ных с осуществлением преступной деятельности, не может выступать единственным основанием для привлечения работника к ответ­ственности за соисполнительство в таком преступлении».

6) Иногда за преступления не накажут

Пленум ВС вводит новые разъ­яснения. Нельзя признать действие преступным (хотя и содержит в себе признаки преступления), если оно было направлено на устране­ние или недопущение опасности, угрожающей личности, охраняе­мым законом интересам общества или государства. Но только при ус­ловии, что не были нарушены «пре­делы крайней необходимости».

Так, нельзя привлечь к уголовной ответственности за временное осу­ществление предпринимательской деятельности с просроченной ли­цензией, если прекращение такой деятельности может привести к «дезорганизации работы объектов жизнеобеспечения». Например, к прекращению отопления жилых до­мов и социальных объектов.

7) (Не)обоснованный риск

Положения ст. 41 УК об обосно­ванном риске распространяются и на предпринимателей, подчер­кивает ВС. Обоснованный риск в ходе экономической деятельности для «достижения общественно по­лезной цели» и при условии соот­ветствия риска обозначенным в законе критериям. К таким крите­риям относится невозможность до­стижения общественно полезной цели путем совершения действий (или бездействия), не связанных с риском. Также при «обоснованном риске» предпринимателю нужно принять «достаточные меры для предотвращения вреда охраняе­мым уголовным законом интере­сам».

Но если риск предпринимате­ля заведомо связан с угрозой для жизни многих людей, с угрозой экологической катастрофы или общественного бедствия, то допу­щенный им риск нельзя признать обоснованным.

Особенности прием а в ВУЗы в 2020 г .

Особенности приема на обу­чение по образовательным про­граммам высшего образования — программам бакалавриата, про­граммам специалитета, програм­мам магистратуры, программам подготовки научно-педагогиче­ских кадров в аспирантуре на 2020/21 учебный год установле­ны Приказом Минобрнауки Рос­сии от 15.06.2020 № 726.

Прием документов, необходи­мых для поступления по програм­мам бакалавриата и программам специалитета, осуществляется до сдачи и получения поступаю­щими результатов вступительных испытаний в форме единого го­сударственного экзамена (далее — ЕГЭ).

Расписание вступительных ис­пытаний, проводимых ВУЗом са­мостоятельно, размещается на официальном сайте организации в сети «Интернет» не позднее 15 июля 2020 г.

Для поступления на обучение поступающие подают заявление о приеме с приложением необхо­димых документов:

1) в электронной форме по­средством электронной инфор­мационной системы организа­ции;

2) с использованием суперсер­виса «Поступление в вуз онлайн» посредством Единого портала го­сударственных и муниципальных услуг (функций);

3) через операторов почтовой связи общего пользования;

4) лично в организацию (если такая возможность предусмотре­на).

Кроме того, также определены сроки зачисления, проведение организацией вступительных ис­пытаний с использованием дис­танционных технологий, порядок подачи заявления о приеме в электронной форме.

Следует отметить, что указан­ные особенности не распростра­няются на порядок и условия при­ема в высшие учебные заведе­ния, осуществляющие подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обе­спечения законности и правопо­рядка.

Защита социальных прав

Внесенные в Конституцию РФ поправки призваны укрепить со­циальные гарантии граждан Рос­сии, поскольку данные поправки наполняют норму о социальных обязательствах государства кон­кретным содержанием.

Норма о социальных обязатель­ствах государства станет нормой прямого действия. Речь идет о минимальном размере оплаты труда, который не может быть ниже прожиточного минимума. Это также обязательная индекса­ция пенсий, которая должна еже­годно проводиться.

В частности,

МРОТ не меньше прожиточного минимума

«Российская Федерация ува­жает труд граждан и обеспечива­ет защиту их прав. Государством гарантируется минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного миниму­ма трудоспособного населения в целом по Российской Федера­ции», — таким пунктом дополня­ется статья 75 в новой редакции Конституции.

Эта статья дополняет гарантии, уже закрепленные в статье 7 Кон­ституции, что «в РФ охраняются труд и здоровье людей, устанав­ливается гарантированный ми­нимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, уста­навливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

Регулярная индексация пенсий

«В Российской Федерации фор­мируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, спра­ведливости и солидарности по­колений и поддерживается ее эффективное функционирование, а также осуществляется индекса­ция пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом», — также будет гласить ч. 6 статьи 75.

Регулярная индексация соци­альных выплат

«В Российской Федерации, в соответствии с федеральным законом, гарантируются обяза­тельное социальное страхование, адресная социальная поддержка граждан и индексация социаль­ных пособий и иных социальных выплат», — еще один пункт новой редакции данной статьи.

Защита семьи и детей

Поправками в Основной закон закрепляется защита и сохра­нение традиционных ценностей – «защита семьи, материнства, отцовства и детства; защита ин­ститута брака как союза мужчины и женщины; создание условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обя­занности заботиться о родителях» (ст. 72, ч. 1, п. Ж1).

Кроме того, подчеркивается, что «дети являются важнейшим приоритетом государственной по­литики России. Государство соз­дает условия, способствующие всестороннему духовному, нрав­ственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечи­вая приоритет семейного воспи­тания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения» (ст. 67.1, ч. 4).

Гарантия благосостояния граж­дан

Конституция РФ дополняется статьей 751, которая гласит: «В Российской Федерации созда­ются условия для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граж­дан, для взаимного доверия госу­дарства и общества, гарантиру­ются защита достоинства граждан и уважение человека труда, обе­спечиваются сбалансированность прав и обязанностей гражданина, социальное партнерство, эконо­мическая, политическая и соци­альная солидарность».

***

Постановлением Правитель­ства Российской Федерации от 30.05.2020 № 797 утверждены Правила осуществления специ­альных выплат гражданам, при­нявшим на сопровождаемое или временное проживание (под вре­менную опеку) инвалидов, пре­старелых граждан, детей-сирот и детей, оставшихся без попече­ния родителей. Установлено, что специальная выплата за период с 1 апреля по 30 июня 2020 г. в раз­мере 12 130 рублей ежемесячно предусмотрена: работникам го­сударственных и негосударствен­ных организаций, принявшим на сопровождаемое проживание ин­валидов и престарелых граждан из стационарных организаций со­циального обслуживания, стацио­нарных отделений, созданных не в стационарных организациях соци­ального обслуживания, взявшим на временное проживание (в том числе под временную опеку) инва­лидов, престарелых граждан, де­тей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, из органи­заций социального обслуживания, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; волонтерам и другим гражданам Российской Федера­ции, которые взяли на временное проживание (в том числе под вре­менную опеку) инвалидов, преста­релых граждан, детей-сирот, де­тей, оставшихся без попечения ро­дителей, из организаций социаль­ного обслуживания, организаций для детей-сирот и детей, остав­шихся без попечения родителей. Для получения указанной выплаты необходимо до 01.10.2020 года обратиться с заявлением в тер­риториальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации не­посредственно, либо через много­функциональный центр предостав­ления государственных и муници­пальных услуг, с приложением ко­пии документа удостоверяющего личность, и полномочия предста­вителя (при наличии). Указанное заявление рассматривается в срок до 5 рабочих дней, и при положи­тельном решении, в течении 3-х рабочих дней социальная выплата зачисляется на счет, указанный в заявлении. При отказе в предо­ставлении социальной выплаты, территориальный орган Пенсион­ного Фонда направляет в течение 1 рабочего дня, следующего за днем принятия решения, принятое ре­шение с указанием основания для отказа. Названное постановление Правительства Российской Феде­рации вступает силу с 09.06.2020.

Привлечены к ответственности

Кизилюртовской межрайонной прокуратурой проведена проверка по коллективному обращению жи­телей Кизилюртовского района, по результатам которой в адрес главы администрации муниципального образование сельского поселения «село Миатли» внесено представ­ление об устранении нарушений федерального законодательства.

В указанном представлении из­ложены следующие требования прокурора:

безотлагательно рассмотреть настоящее представление с уча­стием представителя межрайон­ной прокуратуры и принять меры по устранению указанных в нем на­рушений;

в течение месяца со дня внесе­ния представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных наруше­ний закона, их причин и условий, им способствовавших;

по выявленным фактам нару­шения законодательства решить вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответствен­ности;

о дне рассмотрения настоящего представления необходимо уведо­мить межрайонного прокурора для обеспечения представительства при рассмотрении.

Однако, по истечении месяца с момента внесения представления главой администрации муници­пального образования меры по устранению нарушений закона не приняты, ответ о рассмотрении требований прокурора изложен­ных в представлении, в межрайон­ную прокуратуру не направлен.

В этой связи межрайонной про­куратурой в адрес главы админи­страции муниципального образо­вание сельского поселения «село Миатли» направлено требование о необходимости к определенному установленному сроку предста­вить в межрайонную прокуратуру информацию о причинах неиспол­нения требований прокурора.

В межрайонную прокуратуру по­ступил ответ главы администра­ции указанного муниципального образования, согласно которому представление и требование рас­смотрены на совещании у главы администрации села Миатли с приглашением помощника меж­районного прокурора.

Однако межрайонная прокурату­ра о дне рассмотрения указанного представления не уведомлена и помощник межрайонного прокуро­ра на указанном совещании уча­стия соответственно не принимал.

Также в ответе главы сельского поселения не указанно о причинах неисполнения требований проку­рора, изложенных в представле­нии.

Таким образом, по результатам рассмотрения представление про­курора изложенные в нем требо­вания не выполнены.

По указанному факту межрай­онной прокуратурой в отношении главы администрации муници­пального образование сельского поселения «село Миатли» Кизи­люртовского района вынесено по­становление о возбуждении дела об административном правона­рушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ (Умышленное невы­полнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным за­коном).

Данное постановление рассмо­трено Кизилюртовским районным судом, должностное лицо – глава администрации муниципального образования привлечен к адми­нистративной ответственности в виде штрафа.

Административное правонарушение

Кизилюртовской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения должностными лицами Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан за­конодательства, обеспечивающего защиту прав юридических лиц и ин­дивидуальных предпринимателей, при осуществлении государствен­ного контроля (надзора).

В ходе проверки установлено, что в нарушение требований Фе­дерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ должностным лицом Северного межрайонного управ­ления по экологии и природополь­зованию Министерства природных ресурсов и экологии РД в феде­ральную государственную инфор­мационную систему «Единый ре­естр проверок» не внесена инфор­мация о результатах внеплановой выездной проверки, согласован­ной с межрайонной прокуратурой.

В соответствии с требованиями ст. 13.3 Федерального закона № 294-ФЗ в целях обеспечения учета проводимых при осуществлении государственного контроля, му­ниципального контроля проверок, а также их результатов, создается федеральная государственная ин­формационная система «Единый реестр проверок».

Согласно п. 16 Правил формиро­вания и ведения единого реестра проверок, утвержденных поста­новлением Правительства РФ от 28.04.2015 № 415, информация о результатах проверки, содер­жащая, в том числе дату, время и место составления акта проверки, фамилию, имя, отчество и долж­ность должностного лица, про­водившего проверку, сведения о выявленных нарушениях обяза­тельных требований и требова­ний, установленных муниципаль­ными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения, подлежит внесению в федеральную государ­ственную информационную си­стему «Единый реестр проверок» уполномоченным должностным лицом органа контроля не позднее 10 рабочих дней со дня окончания проверки.

Однако в нарушение вышеука­занных норм законодательства должностным лицом — ведущим специалистом Северного межрай­онного управления по экологии и природопользованию Министер­ства природных ресурсов и эколо­гии Республики Дагестан резуль­таты проверки в соответствующий реестр не внесены.

По данному факту межрайонной прокуратурой в отношении веду­щего специалиста вынесено по­становление о возбуждении дела об административном правонару­шении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.6.1 КоАП РФ.

Данное постановление рассмо­трено мировым судом города Кизи­люрта, должностное лицо привле­чено к административной ответ­ственности, результаты проверки в соответствующий реестр внесены.

Магомед Гамзалаев,

помощник Кизилюртовского межрайонного прокурора

Перепланировка помещений в многоквартирном доме

Федеральным законом от 24.04.2020 № 133-ФЗ внесены из­менения в статью 7.21 Кодекса об административных правонаруше­ниях Российской Федерации (да­лее КоАП РФ), устанавливающую административную ответствен­ность за нарушение правил поль­зования жилыми помещениями и самовольные перепланировку и переустройство помещений в мно­гоквартирном доме.

Статья 7.21 КоАП РФ дополнена положениями о привлечении к ад­министративной ответственности за самовольное переустройство или перепланировку помещений в многоквартирных домах юриди­ческих лиц с наложением адми­нистративного наказания в виде штрафа на сумму от 40 тыс. до 50 тыс. руб. и должностных лиц с на­значением наказания в виде штра­фа на сумму от 4 тыс. до 5 тыс. руб.

Порча жилых помещений, их оборудования или использова­ние помещений не по назначению повлечет штраф для юридических лиц в размере от 20 тыс. до 30 тыс. руб., для должностных лиц — от 2 тыс. до 3 тыс. руб.

Гражданин за совершение этих правонарушений также может быть подвергнут административ­ному штрафу.

Статья также дополнена приме­чанием, согласно которому за ад­министративные правонарушения, предусмотренные ст. 7.21 КоАП РФ, лица, осуществляющие пред­принимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприни­матели) несут административную ответственность как юридические лица.

Айшат Ибрагимова,

помощник прокурора Ленинского района Махачкалы 9