Рожденный для театра

( к 90-летию Магомедамина Акмурзаева)

Народный артист Республики Да­гестан Магомедамин Агамурзаевич Акмурзаев был рожден для театра. Вся­кие высшие квалификации, учёбы в пре­стижных вузах вряд ли ему дали больше, чем дала сама природа. Артист от бога. Одно появление этого артиста на сцене или упоминание его имени всегда вызы­вало бурю восторга у благодарных зри­телей.

Магомедамин Акмурзаев родился в 1930 году в несуществующем ныне селении Кап­чугай Кумторкалинского района Дагеста­на. Его творческая деятельность началась в 1952 году, после успешного окончания студии при Кумыкском государственном театре. Его первыми режиссерами были Сервер Джетере и Гамид Рустамов, которые восхищались своим питомцем и были пра­вы. Таким талантливым и непревзойденным актер оставался до последних дней жизни отпущенных ему на земле.

Мне посчастливилось не только знать это­го артиста, но и дружить с ним. Известно, что талант неподкрепленный каждодневной работой не становится той звездой, какой хотелось бы видеть. Популярность Маго­медамина Агамурзаевича у зрителей заво­евана ценой огромной работы над собой. Его природные особенности (казалось бы, невыгодные внешние данные, низкий рост и неуклюжесть могла бы помешать артисту). Однако, комическое дарование, удивитель­ный природный юмор, большое сценическое обаяние, умение найти для каждого образа особые неповторимые краски делают арти­ста мастером: Абулай в спектакле «Солтан-Саид», Вели в «Аршин мал-алан», Умалат в «Айгази», Насрутдин в «Молла Насрутдине», Тарталия в «Принцессе Турандот», Телекай в «Алекай и Телекай», Асмат в «Под деревом», Атав в «Требуется вдовушка». Все эти роли нашли в лице Акмурзаева уникального и до­стойного воплотителя. Актер широчайшего творческого диапазона, снимался в кино, в художественных фильмах «Тучи покидают небо», «Горянка», «Талисман любви», «Рай под тенью сабель».

Когда его спросили, а какая же твоя са­мая любимая роль, он ответил: «Нелюбимых ролей нет. И знаете почему. Нам, актерам дорог каждый выход на сцену. Нам важна каждая роль, будь она главная в спектакле или даже просто бессловесная. Дорога по­тому, что в работу над любой ролью вклады­вается очень много сил! Помню роль слуги Косме в спектакле по комедии Кальдерона «Дама невидимка». Нравится мне та роль. И зрителям она понравилась. Долго пришлось работать над образом. Много труда мы с режиссером Зубаилом Хиясовым вложили в эту роль, чтобы не повториться и не разоча­ровывать зрителя…».

Актер Магомедамин Акмурзаев одинако­во талантливо играет в пьесах зарубежной, русской классики, в произведениях наци­ональных местных авторов, незабываемы образы созданные Акмурзаевым в музы­кальных комедиях. Он был ищущим актером и потому находил свои особые средства по­дачи своего героя. Этому способствовали его богатая фантазия и обилие красок выду­манных акмурзаевским воображением.

Его работы последних лет отличались уникальностью и мастерством, особой точ­ностью. Чувство меры, колоссальное под­тверждение вышесказанных слов показали роли в спектаклях по пьесе Шеридана «День чудесных обманов» где он играл роль Иса­ака Мендозы, роль Джеси Макони в спек­такле «Что тот солдат, что этот» Бертольда Брехта, в пьесах Нодара Думбадзе и Викто­ра Розова.

Он часто любил повторять слова Констан­тина Сергеевича Станиславского: «Нет ма­леньких ролей, есть маленькие артисты». Эти слова, говорил он, давно стали аксиомой, мы не должны забывать об этом. Даже в крохот­ной роли, как это, скажем в «Свадьбе на во­йне» стараюсь отыскать что-то запоминаю­щееся, найти какие-то особенности в гриме, костюме. Великие мастера учили молодых, подчеркивая свято относиться к искусству, помнить, что на сцене не бывает мелочей.

О ролях Акмурзаева хочется сказать сло­вами народной артистки СССР Анастасии Зуевой: «Все роли главные, если они талант­ливо исполнены, если актер или актриса любят их по-настоящему. И тогда сделанная мастером работа становится Искусством. Вот почему не существует деления ролей на большие, маленькие и эпизодические. Ведь искусство подлинного артиста всегда най­дет путь к сердцам зрителей».

Герои разных эпох, разных национально­стей, возрастов и сословий в исполнении Акмурзаева приобретали законченную кон­кретность, необыкновенную яркость.

Любимец публики, человек яркой твор­ческой индивидуальности Магомедамин Агамурзаевич имел заслуженные награды Родины. Правительство Республики высоко оценила творчество талантливого актера. Он имел звания заслуженного артиста ДАССР, народного артиста ДАССР, награждался ме­далями, грамотами Президиума Верховного Совета Дагестанской АССР, неоднократно избирался в депутаты Городского Совета, а также был награжден множеством грамот Министерства культуры ДАССР и РСФСР.

Талантливому актеру аплодировали мо­сквичи и гости столицы в городах и селах Узбекистана, Кабардино-Балкарии, Азер­байджана, Карачаево-Черкесии, в Астра­ханской области, в Орджоникидзе, Грозном и в других уголках нашей страны.

Сегодня, его опыт передается молодым, проводятся вечера памяти, театроведы вновь обращаются к его образам, готовят стенды, освещающие жизненный и творче­ский путь народного артиста.

Багаутдин Аджиев,

народный поэт Дагестана