Щедрость его души не имела границ

«Доброе имя дороже всех наград»

Арсен Атаев

 

Сквозь призму прожитых лет, на многое в жизни смотришь иначе, чем в былые годы.

Ведь у каждого из нас есть свое восприятие и ощущение времени. Если вдуматься, наша жизнь со­стоит из незабываемых эпизодов, порой крошечных, но не исчез­нувших из памяти. Хотя, каждый запоминает более яркие случаи, впечатавшиеся в сознание собы­тия, факты.

Много хорошего видела я в сво­ей жизни, судьба подарила мне знакомства и общение с замеча­тельными людьми, один из них Магомед Алиевич Багандов. Он родом из села Леваши.

Когда-то, маленькая сельская тропка вывела его на большую до­рогу жизни, знакомя с разными людьми, разными судьбами. Каж­дый имеет свой след Человека, несет на себе приметы времени, обстоятельств.

Личностью становится лишь тот человек, который в любых усло­виях ведет себя мужественно, до­стойно, соответственно обстанов­ке. Магомед Алиевич один из тех людей, который не любил подчер­кивать свои заслуги и не стремил­ся к тому, чтобы дела, достижения сделать достоянием обществен­ности, хотя щедрость и широта его души не имели границ.

«Душа человека – это то, что делает траву-травой, дерево-де­ревом, человека-человеком. Без души трава – сено, дерево — дро­ва, человек – труп», — говорил фи­лософ Григорий Сковорода.

Жизнь Магомеда Багандова – жизнь созидателя, творца, была терниста, он искал свое призва­ние, хотел знать свое назначение на земле… И сегодня с полной уверенностью можно сказать – Магомед Багандов – один из ос­нователей Даргинского театра им. Омарла Батырая.

12 сентября 1961 года состо­ялось торжественное открытие Даргинского театра и выпуск­ники первой даргинской труппы Ереванского художественно-те­атрального института привезли четыре спектакля – четыре по­становки на даргинском языке. Это

была настоящая революция в культурной жизни республики. На эти спектакли хлынул народ. Сту­денческая дружба актеров: Наби Ибрагимова, Магомеда Баган­дова, Шарапудина Валиджанова, Наримана Алиева, Издег Магоме­довой, Айшат Абдулгалимовой, Мухтара Омарова, Джавгарат Ос­мановой, Османа Османова, Хас­буллы Исаева — режиссера прод­лилась всю жизнь.

И сегодня главный режиссер Даргинского театра Мустафа Ибрагимов говорит: «Магомед Алиевич остался в моей памяти, как человек чести и долга, кото­рый всегда готов был прийти на помощь, делая всё абсолютно бескорыстно. Он был очень хле­босольным, душевным челове­ком. Магомед поддерживал все наши мероприятия, устраивая для нас своеобразные праздни­ки».

Народный артист России Наби Ибрагимов отмечал: «Доброта этого человека могла растопить лед в сердцах людей, у него была черта характера — воспринимать проблему другого как свою, отне­стись к ней с особым сердечным пониманием. Он всегда и по на­стоящему помогал актерам, со­трудникам театра».

Продолжая свои мысли вслух Мустафа Авдиевич подчеркивал: «Если корни дерева хорошие, крепкие, то, оно процветает, оно красивое. А при слабых корнях, дерево увядает, сохнет. У Маго­меда были мощные родовые кор­ни. Он был хорошим сыном свое­го отца».

Да, действительно, есть люди, которые воспринимают жизнь глу­боко и остро, видят бездомных детей, брошенных стариков, бед­ствующую творческую интелли­генцию и т.п.

Чувствовать долг перед други­ми – это свойство высокоразви­той личности, а Магомед Багандов – человек слова, делал добро без шума и суеты.

Вспоминая его, друзья говорят, что Магомед Алиевич был челове­ком большой внутренней культу­ры, очень воспитанным и благо­родным. Он умел дружить с людь­ми, а они этим очень дорожили.

Конечно, нет дерева без сучков, нет человека без изъяна, но его друзья-актеры говорят о нем с большой теплотой и любовью, со­жалея что сегодня его нет рядом с ними.

Слушая их, я понимаю, что Ма­гомед Багандов жил по золотому правилу нравственности: «Не де­лай другому того, чего не желаешь себе. И не говори другому то, чего не хочешь, чтобы сказали тебе».

В 80-е годы прошлого века, я еще не была лично знакома с Ма­гомедом Алиевичем, хотя много хорошего слышала о нем как руко­водителе Автобазы Дагестанского управления строительства.

Дело в том, что его организа­ция и наше Специализированное управление отделочных работ № 3 и еще 22 предприятия вхо­дили в состав ДУСа. Это было мощное строительное управление Дагестана, которое в годы пере­стройки – рухнуло в одночасье, превращаясь в мелкие акционер­ные организации, но это тема дру­гого разговора.

В те годы Автобаза ДУСа обе­спечивала транспортом все ор­ганизации. На планерках наш начальник СУОР-3 Насиб Абдул­муталимов всегда с уважением говорил о Магомеде Багандове, скорее всего потому что перебо­ев и срывов в строительстве из-за транспорта у нас никогда не было. В Автобазе была высокая органи­зация труда, отличная дисциплина и компететное руководство.

За нашими строительными участками были закреплены ма­шины с водителями, мы всех близко знали, очень порядочные ребята с сильным чувством ответ­ственности и все они тепло отзы­вались о своем руководителе.

Например, водитель КамАЗа Шакир Насуров восхищенно го­ворил: «У нас мировой начальник – Магомед Алиевич».

Багандову удавалось в каждом человеке разглядеть то лучшее, что в нем заложено. Он никогда не делил людей на сословия или по возрасту, общаясь на равных и с молодыми и с убеленными седи­нами аксакалами. Не знатность и богатство являлись для него кри­терием человеческой ценности, а трудолюбие, образованность и порядочность.

Да, он любил помогать людям. Это не просто фраза, которую используют, чтобы оградиться от людских проблем. Просто любить всё человечество легче, чем по­любить и помочь конкретному че­ловеку.

В наше время многие ли руко­водители задумываются над тем, как живет сотрудник, чем дышит, почему талантливая молодежь уезжает?

Забота о людях была неизмен­ной чертой характера всей жизни Магомеда Алиевича. Он высоко ценил – СЛОВО! Я никогда не за­буду – как он хвалил нашу газету «Свободная трибуна», где два года я была заместителем глав­ного редактора: «Патимат, почему такую интересную и правдивую газету вы перестали выпускать?!» Я ответила: «Финансы играют ро­мансы».

Он был одним из тех читателей, ждущих выпуска нашей газеты. Это было очень приятно знать, что конкретному человеку нужна наша газета, наша правда, а похвала этого человека, особенно дорога. Похвала, как солнечный луч, необ­ходима, иначе можно замерзнуть.

26 апреля 2019 года Магомед Алиевич покинул нас, уйдя в мир иной, оставив после себя добрый след.

В народе говорят, что умира­ет физическое тело человека, а душа, превращаясь в звезду, воз­носится на небеса. И чем чище душа, тем ярче она светит людям, наблюдая с высоты за тем, как жи­вут оставшиеся на земле, желая им счастья.

Он дорожил каждым прожитым днем, но увы!

К сожалению, не так часто встречаются люди, способные до­стигнув высокого положения, со­хранить в себе теплое отношение к людям, оставаясь всегда про­стыми, доступными и добропоря­дочными. Именно за это Магомед Алиевич, обладая способностью сопереживать, пользовался глу­боким уважением и любовью зем­ляков, родных, друзей.

Все это особенно ценно в наше смутное время, когда лицемерие во всем, играет всеми цветами радуги.

Время беспощадно, но именно оно определяет, что есть истина, а все мы рано или поздно уходим в мир иной.

Магомед Алиевич уйдя из жизни оставил неизгладимое впечатле­ние, навсегда остался в людской памяти, потомки будут помнить и стремиться быть похожими на него.

Хочу завершить статью о Маго­меде Багандове строками нашего друга Латипа Гаджакаева из по­эмы «Деркъаб!», где автор четко передал и раскрыл его образ.

«…А ты, как все, но необычный –

Семьи кормилец и оплот.

Мой друг,

бесценный закадычный,

Багандов – славный Магомед.

Работал много, крепко строил,

В каком бы кресле не сидел,

Жену берег, детей устроил,

Душою мягок, сердцем смел.

Патимат Тазаева