Дагестан в призме исследований

Мы привыкли к тому, что историей Дагестана занимаются в основном уче­ные – уроженцы Дагестана,а за пре­делами республики исследования на тему истории Дагестана не проводят­ся. Иногда бывают редкие исключения в виде раскопок в Дербентской крепо­сти, но как правило международные историки не проводят исследования по истории Дагестана.

Это правда, но отчасти. В принципе история – это национальная наука, крайне редко английский историк занимается ис­следованиями испанской или вьетнамской истории. Если взять российскую историю, то большинство международных исследо­ваний по истории России относятся или к Великой Октябрьской революции, или к Великой Отечественной войне. Однако следует отметить, что у Дагестана есть преимущество перед более крупными эт­носами. Так как этносы Дагестана являют­ся небольшими и уникальными, история этносов Дагестана попадает в отдельную категорию: ethnicstudies.

Этнические исследования по культуре малых народов являются одним из отдель­ных направлений в западной науке. Актив­ное финансирование данных проектов проводил миллиардер Джон Дэвидсон Рокфеллер. Один из его потомков погиб во время экспедиции по этническим ис­следованиям в Новой Гвинее.

Дисциплина Ethicstudies преподается во всех крупных международных универ­ситетах мира и ученые по данной дисци­плине имеют особой интерес к культуре и антропологии дагестанских этносов.

Так, например, в 2008 году известный этнограф из Голландии Хельма Ванден Берг проводила исследования диалек­тов и языков в Дагестане. Хельма Ванден Берг была доктором филологии Институ­та эволюционной антропологии им. Мак­са Планка (г. Лейпциг, Германия) и граж­данкой Голландии. В рамках своей науч­ной деятельности Хельма осуществила проекты по грамматике аварского языка (коллектив авторов) и составлению элек­тронного варианта даргинско-русско- английского словаря (ответственная по даргинской части этой работы Хадижат Омарова).

Хельма скончалась за рабочим столом в расцвете жизненных и творческих сил 11 ноября 2003 года в городе Дербенте.

Следует отметить отдельный интерес норвежских исследоватей к Дагестану. Знаменитый норвежский полярный иссле­дователь, учёный — доктор зоологии, ос­нователь новой науки — физической океа­нографии, политический и общественный деятель, лауреат Нобелевской премии мира за 1922 Фритьоф Ведель-Ярлсберг Нансен подробно описал Дагестан в своей книге «Через Кавказ – на Волгу», изданной на норвежском, немецком и английском языках

Среди современных ученых можно также отметить Роберта Брюса Вэра из универ­ситета Южного Иллинойса, который напи­сал очень занимательную книгу «Этнос и демократия в Дагестане». В данной работе автор отмечает, что межнациональный мир в Дагестане обусловлен древними тради­циями народовластия и демократии наро­дов Дагестана.

Надо отметить, что проводятся между­народные исследования развития даге­станского общества. Так, например, в сво­ей статье голландский ученый из Универ­ситета Лейдена Ганс Оверслут отмечает развитие олигархии в Дагестане.

К сожалению исследованиями Даге­стана в Китае, Японии и Корее отводится меньше внимания.

Однако можно отметить книгу «Иссле­дование российской истории и культуры» китайского ученого Ванг Хояна, в которой отдельная глава посвящена Дагестану и книгу «Введение в культурный конфликт и мультикультурализм» китайского ученого ЧэньЯню, который приводит Дагестан как образец межнационального взаимопони­мания и мирного сосуществования разных наций.

Дагестан является парадоксом для за­падных исследователей. Все логически построенные прогнозы, основанные на ис­следованиях других евразийских культур, оказываются не применимыми для Даге­стана. Дагестан оказывается загадочным местом, где не работают привычные зако­ны развития общества. Так, например, все прогнозы американского ученого Дэвида Стэнфилда из Университета Висконсина, сделанные в 1998 году, касательно раз­вития конфликтов в отношении земли в Дагестане. Логичный вывод, что Дагестан – это отдельная цивилизация, живущая по своим законам, но для отдельной цивили­зации Дагестан – слишком малочисленная республика.

Надо отметить, что международные ис­следователи отмечают феномен высокой популярности боевых искусств и борьбы в Дагестане. В журнале университета Йеля в 2019 году вышла статья: «Дагестан: борь­ба как образ жизни», где отмечалась ано­малия в виде высокого количества чемпи­онов мира по борьбе и боевым искусствам спортсменов из Дагестана. Возможно это вопрос времени, когда в международных исследованиях будет полностью описан феномен дагестанской цивилизации. Ко­личество исследований в университетах США, Китая и Европы о Дагестане растет и пока они носят фрагментарный харак­тер, но как известно из законов диалекти­ки количество переходит в качество. Это означает, что формирование полного ком­плексного исследования и описания да­гестанской цивилизации международной наукой является лишь вопросом времени.

На текущий момент наибольший интерес к дагестанской культуре проявляют ученые из Голландии и Норвегии. При этом инте­рес норвежских исследователей вызывает наибольшее удивление, так как интерес к дагестанским этносам со стороны норвеж­ских исследователей выше чем к осталь­ным этносам мира. Так, например, в 2005 году два норвежских ученых профессор Пал Косто и профессор Хельге Блаккисруд большую часть своей книги «Строитель­ство нации и общие ценности российских народов» посвятили Дагестану.

Интерес к дальним непохожим этносам со стороны норвежских исследователей можно объяснить желанием европейских ученых познать мир во всем разнообразии и найти новые формы образа жизни, кото­рые могут быть применены и к Европе. Со­ответственно опыт мирного сосущество­вания разных этносов вызывает особый интерес у норвежцев. В дагестанской куль­туре и истории норвежские исследователи ищут ключ к построению мульти культурно­го многонационального демократического процветающего общества.

Возможно норвежские исследователи ищут необходимый научный материал для построения гармоничного будущего и в рамках своих исследований они активно изучают парадокс мирного сосуществова­ния большого количества разных народов в Дагестане. Это и является драйвером интереса норвежский ученых к Дагестану.

Можно только приветствовать подобный интерес и возможно он должен быть вза­имным. То есть возможно дагестанским ученым пора начать реализовать этниче­ские исследования других народов и во взаимном обмене опыта, традиций и зна­ний обогатятся все народы. В плане меж­национального мирного сосуществования Дагестан является бесспорным образцом для всего мира и возможно это главное сокровище Дагестана для всего человече­ства.

Залим Тарковский