ВЕСТИ ИЗ ПРОКУРАТУРЫ

Об изменениях в законодательстве

Федеральный закон «О внесе­нии изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» от 2 августа 2019 года № 300- ФЗ устанавливает, что государ­ственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике на срок не менее чем пять лет может осуществляться на основе долгосрочных параметров регу­лирования деятельности соот­ветствующих организаций или на основе заключаемых в порядке, установленном Правительством РФ, соглашений об условиях осу­ществления регулируемых видов деятельности.

Федеральным законом также предусматривается, что в случае, если органом исполнительной власти субъекта РФ в области го­сударственного регулирования та­рифов цены на услуги по передаче электрической энергии установле­ны на уровне выше максимального или ниже минимального уровня либо эти цены не приведены в со­ответствие с предельными (мини­мальными и (или) максимальны­ми) уровнями цен (тарифов) после их установления федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, на территории субъекта РФ до момента установления цен в соот­ветствии с законодательством РФ подлежат применению предель­ные минимальные уровни цен на услуги по передаче электрической энергии, установленные феде­ральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

***

Федеральный закон «О внесе­нии изменений в Федеральный закон «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» в части уточнения требований к организации и осуществлению деятельности по продаже това­ров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничном рынке» от 2 августа 2019 года № 302-ФЗ на­правлен на упрощение порядка осуществления деятельности по продаже товаров на розничных рынках.

Федеральным законом отменя­ется требование о наличии у про­давца на розничном рынке кар­точки продавца и устанавливается обязанность продавца иметь в наличии на торговом месте дого­вор о предоставлении торгового места или копию договора и доку­мент, удостоверяющий личность, и предъявлять их по требованию сотрудников органов внутренних дел, контрольных и надзорных органов, а также уполномоченных сотрудников управляющей рын­ком компании.

***

Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» от 02.08.2019 № 305-ФЗ принят в целях обеспече­ния условий для устойчивого де­мографического развития страны.

В настоящее время Федераль­ным законом «О ежемесячных вы­платах семьям, имеющим детей» предусматривается предоставле­ние дополнительных мер государ­ственной поддержки в виде еже­месячной выплаты семьям в связи с рождением (усыновлением) пер­вого и (или) второго ребёнка, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, уста­новленную в субъекте РФ. Эта вы­плата назначается на срок один год и продлевается (при сохранении прежнего материального положе­ния семьи) на срок до достижения ребёнком возраста полутора лет.

Законом изменяется критерий нуждаемости, в соответствии с которым гражданам будет назна­чаться ежемесячная выплата. С 1 января 2020 года право на получе­ние такой выплаты получат семьи, у которых размер среднедушевого дохода не будет превышать дву­кратную величину прожиточного минимума трудоспособного насе­ления, установленную в субъекте РФ.

Кроме того, в Федеральный за­кон вносятся изменения, соглас­но которым ежемесячная выплата семьям в связи с рождением (усы­новлением) первого и (или) второ­го ребёнка (при соответствующем доходе семьи) будет произво­диться гражданам до достижения ребёнком возраста трёх лет. При этом уточняется порядок обраще­ния за назначением указанной вы­платы.

Татьяна Голубова,

старший помощник прокурора РД

Межведомственное совещание

Анализ ситуации по вопросам оборота твердых коммунальных отходов последних лет показал положительную динамику в дан­ном направлении. В тоже время, несмотря на принимаемые про­куратурой города меры реагиро­вания (лишь в 2019 году в адрес главы города внесено 6 пред­ставлений об устранении нару­шений закона), еще определен­ные проблемы в данной сфере сохраняются.

Так, по оценке Минприроды РД, в г. Махачкале наблюдается не­хватка более 800 контейнерных площадок и более 4 000 контей­неров для складирования мусо­ра.

Одной из основных причин возникновения проблем бескон­трольного складирования комму­нальных отходов на территории города и ненадлежащего устрой­ства контейнерных площадок яв­ляется также отсутствие по насто­ящее время генеральной схемы санитарной очистки территории г. Махачкалы.

Также имеют место факты не­своевременного вывоза мусора, содержания мест (площадок) накопления твердых коммуналь­ных отходов, качество уборки уличного смета, а также несанк­ционированного складирования мусора.

Кроме того, большое количе­ство установленных контейне­ров для складирования мусора не окрашены, отсутствует мар­кировка владельца, не оборудо­ваны крышками. Часть контей­неров повреждены и не может использоваться по своему на­значению. Однако их своевре­менная замена не производится, в связи с чем имеют место факты складирования твердых комму­нальных отходов на контейнер­ных площадках.

Ненадлежащее исполнение уполномоченными органами вы­шеуказанных требований зако­нодательства нарушает права граждан на санитарное благо­получие, создаёт опасность воз­никновения и распространения инфекционных заболеваний, об­разования очагов захламления городских и прилегающих терри­торий.

Участниками межведомственной рабочей группы выработаны меры по нормализации ситуации в ука­занной сфере.

Прокуратура Махачкалы

Защита прав предпринимателей

Прокуратурой города проведе­на проверка соблюдения законо­дательства в сфере защиты прав юридических лиц и предпринима­телей, в ходе которой установ­лено, что утвержденные поста­новлениями главы г.Махачкалы административные регламен­ты исполнения муниципальных функций по осуществлению кон­троля жилищного, земельного в области торговой деятельности и в сфере благоустройства на территории городского округа с внутригородским делением «го­род Махачкала» не соответствуют требованиям федерального зако­нодательства.

Так, в нарушение статьи 13.3 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индиви­дуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля и муниципального кон­троля» и пунктов 16-22 Постанов­ления Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 № 415 «О правилах формирования и ве­дения единого реестра проверок» в вышеперечисленных админи­стративных регламентах, при ре­гламентации прав и обязанностей должностных лиц, ответственных за исполнение муниципальной функции, не предусмотрены обя­занности должностного лица, осу­ществляющего муниципальный контроль, по внесению информа­ции о проводимых в отношении юридических лиц и индивидуаль­ных предпринимателей плановых и внеплановых проверках и их ре­зультатах в ФГИС «Единый реестр проверок».

Поскольку отсутствие в админи­стративных регламентах данных о необходимости внесения инфор­мации о результатах проверок в ФГИС «Единый реестр проверок» влечет нарушение прав предпри­нимателей на доступ к указанной информации, ограничивает их право на открытость и доступность информации о муниципальном контроле, прокуратурой города на данные правовые акты принесены протесты на предмет приведения их в соответствие с федеральным законодательством.

Мадина Гаджимурадова,

старший помощник прокурора Махачкалы

Обязанность налогоплательщика

Прокуратурой города Махачкалы в соответствии со своими задачами и в связи с рассмотрением обраще­ния главы администрации внутриго­родского района «Ленинский район г.Махачкалы» проведен анализ ис­полнения требований налогового за­конодательства, обращено особое внимание на полноту и своевремен­ность уплаты налогов в бюджет и обе­спечение контроля за этим. В ходе анализа выявлены грубые нарушения налогового законодательства.

Так, задолженность по налогу за землю физических лиц, по бо­лее 1300 земельным участкам за 2016 — 2019 годы по состоянию на 01.09.2019 составляет в сумме бо­лее 200 млн. руб.

В соответствии с п. 1 ст. 19 На­логового кодекса Российской Фе­дерации (далее — НК РФ) налого­плательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации, на которых в соответствии с НК возложена обязанность уплачи­вать соответственно налоги, сбо­ры, страховые взносы.

Согласно п. 1 ст. 23 НК РФ на­логоплательщики обязаны уплачи­вать законно установленные нало­ги и сборы.

В соответствии ч. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан само­стоятельно исполнить обязан­ность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодатель­ством о налогах и сборах.

Вместе с тем, имея вышеуказан­ную задолженность по уплате на­логов, плательщиками земельного налога, предусмотренную ч. 1 ст. 45 НК РФ, обязанность не испол­нена, что влечет не поступление денежных средств в бюджеты, не своевременное исполнение обя­зательств.

В соответствии с п. 1 ст.30 НК РФ, статьями 1, 2 Закона Россий­ской Федерации от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Рос­сийской Федерации» налоговые органы составляют единую цен­трализованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильно­стью исчисления, полнотой и сво­евременностью уплаты (перечис­ления) в бюджетную систему РФ налогов и сборов.

Вышеуказанное нарушение на­логового законодательства сви­детельствует о ненадлежащем обеспечении налоговыми органа­ми контроля в данной сфере. По отдельным из них истекли сроки исковой давности, что делает при­нудительное взыскание беспер­спективным.

Бюджетно-финансовая функция налогов заключается в формирова­нии денежных доходов государства и органов местного самоуправле­ния, и на создание материальной базы, которая направлена на эф­фективное социально- экономиче­ское развитие. А ненадлежащее ис­полнение обязанностей по обеспе­чению контроля за своевременно­стью поступления доходов в бюд­жет и принудительному взысканию недоимок по налогам отрицательно сказывается на социально- эконо­мическом развитии, стало быть, и на защите социальных и экономи­ческих прав граждан.

В целях устранения выявленных нарушений закона прокуратурой города внесено надлежащее пред­ставление.

Чинтир Исмаилов,

старший помощник прокурора Махачкалы

Суд постановил

Вступило в законную силу заоч­ное решение Ленинского районно­го суда г. Махачкалы от 05.09.2019 об удовлетворении исковых требо­ваний Махачкалинского межрай­онного природоохранного проку­рора о признании отсутствующим права собственности и свидетель­ства о государственной регистра­ции земельного участка, распо­ложенного в водоохранной зоне Каспийского моря.

В ходе судебного разбиратель­ства было установлено, что зе­мельный участок, расположенный в районе ресторана «Лунный бе­рег», с кадастровой стоимостью 57 млн. 293 тысячи рублей, поставлен на государственный кадастровый учет на основании поддельного постановления администрации г. Махачкала от 16.12.2004 № 2447 «О предоставлении гражданину в соб­ственность земельного участка для организации пляжа, строительства развлекательного центра и причала на побережье Каспийского моря».

В то же время в документах де­лопроизводства администрации г. Махачкалы, а также Центрального государственного Архива Респу­блики Дагестан под номером 2447 от 16.12.2004 значиться постанов­ление администрации г. Махачкалы «О присвоении почетного звания заслуженный работник сельского хозяйства РД главному специали­сту республиканского управления животноводства при Министер­стве сельского хозяйства и продо­вольствия Республики Дагестан».

Суд постановил, признать отсут­ствующим у ответчиков права соб­ственности, недействительными договора купли-продажи, а также свидетельства о государственной регистрации права на спорный зе­мельный участок.

Управлению Росреестра по РД и филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республика Дагестан судом предписано аннулировать записи регистрации права собственности и кадастрового учета.

Шамиль Насимов,

старший помощник Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора

Правовое просвещение

В рамках правового просве­щения помощником прокурора Ленинского района г. Махачкалы Ибрагимовой А.М. совместно со старшим специалистом Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Ленинского района г. Махачкалы в средних образовательных учреж­дениях района проведены лек­ции для учащихся 8-11 классов на тему: «Что нельзя публиковать в сети интернет».

Основной целью мероприя­тий являлось воспитание право­вого сознания у несовершен­нолетних. Разъяснены понятия «экстремизм»,«клевета», «оскор­бление», меры уголовной, админи­стративной и гражданско-право­вой ответственности за соверше­ние правонарушений и преступле­ний, в том числе посредством сети «Интернет».

В завершении мероприятий уча­щимся были даны ответы на все интересующие их вопросы.

Прокуратура Ленинского района

Ведение единого реестра

Федеральным законом от 02.08.2019 № 279-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Россий­ской Федерации» в целях форми­рования единого реестра субъ­ектов малого и среднего пред­принимательства — получателей поддержки.

Согласно поправкам в единый реестр субъектов малого и сред­него предпринимательства — по­лучателей поддержки, включают­ся сведения о субъектах малого и среднего предпринимательства, которым оказана поддержка фе­деральными органами испол­нительной власти, органами ис­полнительной власти субъектов РФ, органами местного само­управления, корпорацией раз­вития малого и среднего пред­принимательства, ее дочерними обществами, организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, и об оказанной таким субъектам малого и среднего предприни­мательства поддержке. Также в единый реестр вносится инфор­мация о наличии нарушения по­рядка и условий предоставления поддержки, в том числе о неце­левом использовании средств поддержки.

Ведение единого реестра воз­лагается на Федеральную на­логовую службу России. Све­дения, содержащиеся в едином реестре, 15-го числа каждого месяца размещаются на офици­альном сайте ФНС России в сети «Интернет» и являются общедо­ступными. Первое размещение в сети «Интернет» сведений, со­держащихся в едином реестре, должно быть осуществлено 20 декабря 2020 года.

Порядок административного надзора

Федеральным законом от 1 ок­тября 2019 г. № 331-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», уточняющие правила надзора за бывшими за­ключенными.

Так, установлено, что в случае замены неотбытой части наказа­ния в виде лишения свободы при­нудительными работами срок ад­министративного надзора исчис­ляется со дня отбытия указанного наказания.

Предусмотрено, что течение срока административного надзо­ра приостанавливается в случае осуждения поднадзорного лица к принудительным работам.

Также расширен перечень осно­ваний для продления судом админи­стративного надзора в случае совер­шения поднадзорным лицом престу­пления в период его нахождения под таким надзором, в числе которых:

— осуждение поднадзорного лица к наказанию, не связанному с изо­ляцией осужденного от общества;

— осуждение условно, либо с от­срочкой исполнения приговора, либо с отсрочкой отбывания нака­зания;

— применение к поднадзорному лицу меры уголовно-правового характера без изоляции от обще­ства.

Уточнены обязанности поднад­зорного лица по уведомлению ор­гана внутренних дел о перемене места жительства, пребывания или фактического нахождения.

Измененный порядок админи­стративного надзора действует с 12 октября 2019 года.

Ахмед Гамидов,

старший помощник прокурора Кировского района Махачкалы

Социальный вычет на покупку лекарств

Раньше для получения такого вычета лекарство должно было входить в перечень, утвержден­ный Постановлением Правитель­ства Российской Федерации от 19.03.2001 № 201. Сейчас же вернуть часть уплаченного НДФЛ можно за покупку любого лекар­ства, выписанного по рецепту лечащего врача.

Вычет по-прежнему ограничен 13% от 120 000 рублей (что со­ставляет максимально 15 600. При этом в сумму 120 000 рублей вхо­дят также расходы на обучение, повышение квалификации, меди­цинские услуги и др.

Получить социальный налоговый вычет по расходам на покупку ле­карств можно любым из двух спо­собов:

— по окончании года подать на­логовую декларацию 3-НДФЛ и подтверждающие документы (чеки за лекарства, купленные в этом году);

— до конца года можно полу­чить в налоговом органе уве­домление о подтверждении пра­ва на социальный налоговый вы­чет и с ним обратиться к своему работодателю: бухгалтерия не будет удерживать НДФЛ из зар­платы, пока работник не получит весь вычет.

В обоих случаях необходимо предоставлять подтверждающие документы рецептурный бланк, платежные документы на приобре­тение лекарственного препарата.

Руслан Закеряев,

помощник прокурора Кировского района Махачкалы

Неправомерный доступ к компьютерной информации

Статьёй 272 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмо­трена уголовная ответственность за неправомерный доступ к охра­няемой законом компьютерной информации.

В соответствии с ч.1 ст. 272 УК РФ неправомерный доступ к ох­раняемой законом компьютерной информации, если это деяние по­влекло уничтожение, блокирова­ние, модификацию либо копиро­вание компьютерной информации — является уголовно-наказуемым деянием, за совершение которого предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере до двух­сот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного до­хода осужденного за период до во­семнадцати месяцев, либо испра­вительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

В соответствии с ФЗ от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об инфор­мации, информационных техно­логиях и о защите информации» информация определяется как сведения независимо от формы их предоставления. Компьютер­ная информация определяется как информация на машинном носителе, в электронно-вычис­лительной машине, системе ЭВМ или их сети.

Под неправомерным досту­пом понимается получение воз­можности ознакомиться и вос­пользоваться компьютерной информацией, путем проникно­вения в компьютерную систему с использованием специальных технических или программных средств или посредством со­циальной инженерии, фишинга, брутфорса и т.п.

Неправомерным признается доступ к компьютерной инфор­мации лица, не обладающего правами на получение и рабо­ту с данной информацией либо компьютерной системой, в отно­шении которых приняты специ­альные меры защиты, ограничи­вающие круг лиц, имеющих к ней доступ.

Шамиль Османов,

помощник прокурора Кировского района Махачкалы

Заключение под стражу

Федеральным законом от 02.08.2019 № 315-ФЗ внесены из­менения в статьи 108 и 109 Уго­ловно-процессуального кодекса Российской Федерации о порядке избрания и продления меры про­цессуального пресечения в виде за­ключения под стражу.

Так, в положения УПК РФвнесе­ны изменения, регламентирующие сроки содержания под стражей и порядок их продления, в целях ис­ключения фактов продления таких сроков в отношении лиц, подозре­ваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в том числе в сфере предпринимательской деятель­ности, в случае если по уголовно­му делу не производятся активные следственные действия.

Внесенными поправками уста­новлены дополнительные требо­вания к постановлению органов предварительного расследования о возбуждении ходатайства о продле­нии срока содержания под стражей. Постановление должно содержать, в том числе, сведения о процессу­альных действиях, произведённых в период после избрания указанной меры пресечения или последнего продления срока её применения, а также основания и мотивы продле­ния срока содержания под стражей.

Кроме того, в своем постановле­нии следователь должен отражать причины, по которым действия не были произведены в установленные ранее сроки, если одним из мотивов продления является необходимость производства процессуальных дей­ствий, приведённых в предыдущих ходатайствах.

Также внесены дополнения, пред­усматривающие, что судья, разре­шающий поступившее ходатайство, принимает решение на основании оценки приведённых в нем мотивов, а также с учётом правовой и факти­ческой сложности материалов уго­ловного дела, общей продолжитель­ности досудебного производства по уголовному делу, эффективности действий должностных лиц органов предварительного расследования и своевременности проведения след­ственных и иных процессуальных действий.

Судье предоставлено право прод­лить срок содержания под стражей на меньший срок, чем указано в по­становлении о возбуждении хода­тайства, а в случае отказа в удовлет­ворении ходатайства о продлении срока содержания под стражей пра­во при наличии соответствующих оснований избрать в отношении об­виняемого меру пресечения в виде запрета определенных действий, залога или домашнего ареста.

Иса Муртузалиев,

помощник прокурора Кировского района Махачкалы