Надежда — по ловина выздоровления

До недавнего времени ревматизм счи­тался трудноизлечимым заболеванием с очень плохим прогнозом. Заболевше­го человека рано или поздно ждала ин­валидность и жизнь, полная мучений. Но в последние годы в ревматологии наме­тился настоящий прорыв: появились ме­тодики и лекарства, способные надолго затормозить развитие. Государство и медицинские сообщества изыскивают всё новые организационные формы для лечения этого недуга и облегчения уча­сти больных. Так в отделении терапии ГБУ РД «Городская клиническая боль­ница №1» выделены койки для лечения ревматологических больных. Мы побе­седовали с куратором этого блока Фати­мой Измайловой.

Фатима Исмаиловна окончила в 2009 году Дагестанский государственный медицин­ский институт, специальность «лечебное дело», в 2010 году интернатуру по терапии ЦРБ, в 2015 — аспирантуру в НИИ ревмато­логии им. В.А. Насоновой. Является извест­ным в СКФО специалистом в области диа­гностики и лечения ревматических, аутоим­мунных, воспалительных и дегенеративных заболеваний, и единственным обладате­лем сертификата по капилляроскопии и ле­чению генно-инженерными биологически­ми препаратами в ревматологии.

Она является с 2011 г.- Участником еже­годной школы ревматологов. Участник I Евразийской конференции по редким забо­леваниям и лекарствам, Участник 15 Меж­дународной конференции по болезни Бех­чета (Токио). Участник VI Всероссийского Конгресса ревматологов. (Москва). Участ­ник Европейского Конгресса ревматологов (Мадрид).

Проработала в Республиканской клини­ческой больнице имени Ш.Ш. Эпендиева в г. Грозном заведующей отделением ревма­тологии и одновременно являлась главным ревматологом министерства здравоохра­нения Чеченской Республики, где за высо­кие показатели и успехи награждена по­четными грамотами и благодарственными письмами. Самостоятельно выбирает для пациента схему лечения, лечебно-профи­лактические мероприятия и внутрисустав­ные инъекции, учитывая все особенности заболеваний и организма пациентов. Про­ходила курсы по «Внутрисуставным инъек­циям».

До этого работа в клинике «Будь Здоров» на Сретенке, что в Москве. Где бы ни рабо­тала, она проявляла высшую ступень знаний и квалификации, добропорядочность и со­страдание. Этому свидетельствуют отзывы пациентов Фатимы Исмаиловны.

«Ноги болят до такой степени, что не могу ни ходить, ни сидеть, рекомендовали идти к ревматологу. Не знаю, поможет или нет, сказали врач грамотная, не уходит от пря­мых вопросов и объясняет достаточно про­сто. Даже без обследований смогла понять, из-за чего такие сильные боли. Потом ее диагноз подтвердился. Лечение подобрано индивидуально, еще рано о результатах го­ворить, но предчувствия хорошие.»(Москва)

«Врач очень внимательна, чувствуется же­лание проникнуться проблемми пациента. Спасибо Фатиме Измайловой!» (Махачкала)

«Измаилова на одной стороне с пациен­том. Я не верю, чтобы такой человек назна­чил то, что не нужно, навязал какие-то доро­гие обследования. Даже одного разговора было достаточно, чтобы это понять. Она заинтересована в хорошем результате и не меньше, чем сам пациент, поэтому занима­ется глубинной диагностикой и докапывает­ся до сути, лечит причину, а не симптомы. Когда ноги болели, я несколько врачей обо­шла, только Измайлова смогла помочь. Ей было не все равно». (Грозный)

– Фатима Исмаиловна, некоторые дале­кие от медицины человек, считают ревма­тизм уделом лишь пожилых. Так ли это?

– Не просто не так, а с точностью до на­оборот – ревматические заболевания до­вольно распространены в мире, это боль­шая группа болезней, их около ста. Болеют ими и взрослые, и дети, к сожалению. На­пример, ревматоидный артрит чаще по­ражает женщин активного возраста: пред­ставительницы прекрасного пола болеют им в 2–3 раза чаще, чем мужчины, причем пик заболеваемости приходится на самый трудоспособный возраст – 30–55 лет. Есть спондилоартриты – то, что мы называем болезнью Бехтерева, это – удел молодых мужчин, подростков, им страдал писатель Николай Островский. Есть подагрический артрит – считалось, что это болезнь полных, активных мужчин среднего возраста. Но оказалось, что после 60 лет частота подагры и у мужчин, и у женщин одинакова.

Так что ревматические болезни рас­пространены во всех возрастных группах, встречаются у очень пожилых людей и даже у новорожденных.

Все ревматические заболевания объеди­няет одно – хроническое воспаление, кото­рое без лечения приводит человека к инва­лидности и сокращению продолжительно­сти жизни. Среди них ревматоидный артрит занимает особое место.

– Ревматоидный артрит относится к так называемым социально значимым заболе­ваниям. Поясните, пожалуйста, этот термин.

– Это те заболевания, которые приводят к существенному сокращению продолжи­тельности жизни и ухудшению ее качества, они входят в число наиболее дорогих в лече­нии болезней. При отсутствии своевремен­ной активной терапии пациент становится инвалидом в течение первых пяти лет с мо­мента начала заболевания. Самые простые вещи – встать с постели, подняться по лест­нице, выйти прогуляться на улицу – превра­щаются в настоящее испытание для такого человека.

Поэтому наша главная задача – как мож­но раньше диагностировать болезнь и на­чать лечение, для чего сегодня у российских врачей есть все современные технологии. Сочетание двух факторов – ранняя диагно­стика и достаточно эффективная терапия, влияющая на воспаление, – позволяют до­биться очень хороших результатов в плане ремиссии, сохранения трудоспособности и увеличения продолжительности жизни.

– Каковы основные факторы риска разви­тия ревматоидного артрита?

– Считается, что есть два основных фак­тора – генетическая предрасположенность и внешняя среда: курение, избыточный вес, снижение уровня витамина D, ряд инфек­ций. Вся беда заключается в том, что бо­лезнь начинается исподволь, и когда у че­ловека уже появляются боли в суставах, то можно говорить о хроническом процессе. Ревматоидный артрит очень долго проте­кает бессимптомно, на начальном этапе на­рушения можно выявить по лабораторным анализам, сделав УЗИ или рентген, но чело­век их не чувствует и не обращается к врачу.

– Может, стоит включить в диспансериза­цию какие-то исследования для раннего вы­явления ревматоидного артрита?

– Пока во всем мире вопрос так не сто­ит, речь идет только о программах, кото­рые можно назвать пропагандой здорового образа жизни. Парадоксально на первый взгляд, но проблемы с зубами (пародонтоз) являются очень мощным толчком для разви­тия этого недуга.

– Очень часто от людей слышишь: «У меня артрит». А потом оказывается, что это вовсе и не артрит, а артроз или остеопороз. Люди путают названия… По каким симптомам можно распознать начинающийся ревмато­идный артрит?

– Основной симптом ревматических за­болеваний – боль, которая носит волноо­бразный характер: в один день она сильная, в другой ослабнет, может совсем пройти. Если она не очень мучительная, люди начи­нают заниматься самолечением, из-за чего картина смазывается, боль то появляется, то исчезает, и складывается впечатление, что ничего страшного, само все пройдет. В итоге к ревматологу человек попадает уже с хроническим, запущенным воспалением, с которым трудно бороться. Тем не менее, надежда выздороветь — половина выздоров­ления.

Для ревматоидного артрита характерна утренняя скованность, когда человек просы­пается утром и не может держать чашку, ему трудно почистить зубы. Если это сочетает­ся с болями и симметричной припухлостью мелких суставов на обеих руках – надо обя­зательно идти к ревматологу. Если все пере­численное сочетается с общим недомогани­ем, немотивированной слабостью, то очень вероятно, что это – «дебют» ревматоидного артрита

Трудно распознать ранний спондилоар­трит. Вот молодой мужчина жалуется на боли в спине, но ведь это очень распростра­ненное явление. Считается, что нет ни одно­го человека в мире, у которого когда-нибудь не болела бы спина.

-Как отличить механическую боль от вос­палительной?

-Механическая усиливается при физиче­ской нагрузке: вы поработали на даче, под­няли что-то тяжелое, и у вас заболела спина, «радикулит скрутил», как говорят в народе. Воспалительные боли возникают в покое – ночью, после длительного сидения за ком­пьютером – появляется неприятное ощу­щение скованности и боли. А после физиче­ской нагрузки, причем умеренной, эти боли уменьшаются. Если такая боль сочетается с припухлостью периферических суставов, иногда с воспалением глаз, субфебрильной температурой, она может быть признаком «дебюта» спондилоартрита (болезни Бехте­рева).

– Какие-то профилактические меры могут помочь снизить риск заболевания?

– Самые простые рекомендации: нахо­диться в нормальной физической форме, так как избыточный вес повышает риск раз­вития остеоартрита и остеоартроза; воз­держаться от курения. В целом, необходи­мо более внимательно относиться к своему здоровью: воспаление и инфекция в поло­сти рта, недостаток витамина D; избыточная физическая нагрузка, особенно в сочетании с гипермобильностью суставов, могут при­вести к раннему развитию остеоартроза та­зобедренного, коленного сустава.

– Современная ревматология, как и онко­логия, кардиология, связывает большие на­дежды с новейшими препаратами…

– Инновационные препараты совершили настоящий прорыв в лечении ревматоидно­го артрита, который до их появления считал­ся трудноизлечимым недугом, требующим длительной, часто пожизненной, терапии. Благодаря инновационным генно-инженер­ным биологическим препаратам мы можем остановить прогрессирование болезни, за­тормозить разрушение суставов, добиться стойкой ремиссии и предупредить инвалид­ность.

Мы ждем от ученых появления еще более эффективных лекарств. Специалисты про­должают работать над тем, чтобы сделать лечение не только максимально эффектив­ным, но и комфортным. Кроме того, это по­зволит существенно сэкономить и ресурсы здравоохранения.

–Те лекарства, которых Вы назвали, уже доступны пациентам?

– Да, большое число этих препаратов для лечения ревматоидного артрита и ан­килозирующего спондиалита вошло в спи­сок жизненно необходимых лекарственных препаратов, покрывается это лекарствен­ное обеспечение из двух источников – из средств ОМС и государственного и регио­нального бюджетов. Конечно, реальная си­туация сильно отличается от желаемой, как и во многих субъектах, в бюджете просто нет денег. В данном случае многое зависит от органов здравоохранения и фонда ОМС. Тем не менее, в настоящее время 17 чело­век, в том числе и из соседних регионов по­лучают терапию биологическими препара­тами на базе нашей больницы по ОМС.

У главного врача Городской клиниче­ской больницы Хаджимурада Малаева есть мысль открыть ревматологическое отделе­ние на 30 коек, где пациенты смогут полу­чать терапию указанными препаратами, тем самым сократить количество больных направляемых за пределы республики, в том числе и за высокотехнологичной помо­щью.

Наша главная задача – не допустить, что­бы человек стал инвалидом, спасти его от этого социального статуса и дать ему ин­новационные препараты именно на раннем этапе, чтобы приостановить быстрое про­грессирование тяжелого заболевания.

–Врач-ревматолог сегодня редкая про­фессия?

– Ревматологов очень мало: я знаю, что на всю Россию – 1500 специалистов, вклю­чая детских врачей. Не хватает, конечно. По­этому Ассоциация ревматологов России по­стоянно проводит обучающие циклы, школы ревматолога для терапевтов, стараемся во­влечь в лечебный процесс врачей смежных профессий. Так, на базе нашей больницы прошла III Научно-практическая конферен­ция СКФО по ревматологии, в котором при­няли участие члены экспертного совета, ведущие научные сотрудники ФГБИУ НИИР им. В.А.Насоновой. Проведение такого, масштабного мероприятия в республике дает, безусловно позитивные результаты.

-Что бы вы хотели пожелать нашим чита­телям?

-От всей души хочется пожелать всем нашим пациентам хорошего настроения. Веры, что все только к лучшему! Давно изве­стен тот факт, что оптимисты болеют реже. Так пусть будет в вашей жизни больше оп­тимизма. Несмотря на серые дни, тучки на небе и мокрый снег. Пусть вас согревает мысль, что вы всегда можете найти повод для радости. Оптимизм — это настрой на то, что в жизни все образуется. По себе знаю.

Рашид Рашидов