Времена и нравы

Как то утром, придя на работу узна­ла, в малом зале русского театра будет постановка спектакля даргинского му­зыкально- драматического театра по пьесе даргинского драматурга- писа­теля, революционера Рабадана Нуро­ва «Зулму». Я была удивлена и неска­занно обрадована, что мы вернулись, к этой вечной теме любви и неспра­ведливости судьбы, в наше смутное время, когда нет ничего важнее денег девальвированы морально- нрав­ственные ценности, и вдруг, тема люб­ви, пусть даже с несчастливым концом, хотя в авторском первом варианте – была пьеса со счастливым концом, что же делать, такова жизнь, главное, что здесь животрепещущие вопросы и проблемы, а не то, что у кого, сколько домов, обслуги, машин и женщин. Я собрала всех на работе и сказала: «Да­вайте поддержим национальный те­атр, о котором редко вспоминают мно­гие руководители, пусть хоть чуть-чуть расслабятся наши души. Мы буквально счастливые от этой самой идеи пошли на спектакль, вышли из театра через 2,5 часа, а нам еще хотелось сидеть и слушать, все-таки, как мало надо Чело­веку, чтобы быть счастливым. Неверо­ятное состояние души, действительно, как говорит очень тонкий и талантли­вый журналист Гажимурад Раджабов: «Нам вернули наши 17 лет» — или мы вернулись в нашу молодость. Доходя­щая до каждой клетки души – музыка, талантливая игра, актеров, особенно чарующий, нежный голос хрупкой де­вочки, главной героини Айшат – про­никли в сердце каждой из моих коллег. Я, конечно, не театральный критик, но по лицам людей выходящих из зала по­сле спектакля, можно было прочитать, какое же удовольствие, какой накал эмоций зрители получили в этот вечер.

Я – ярый сторонник русского языка, и только русского языка в националь­ных республиках, но я не понимаю, когда «папа», «мама», дедушка», «ба­бушка» — говорят на русском языке. Надо учить детей, внуков родному языку. Свой родной язык надо знать всем, иначе нам грозит превращение в «Иванушек не помнящих родства» и эта вина ляжет на нас, а не потомков наших.

В далеком 1961г. в нашей школе тоже ставили этот спектакль, играла другая девочка, а у меня не было та­ких талантов из-за чего, мне никогда не давали ролей, но у нас было много красивых и талантливых девочек, но роль Айшат в этой пьесе, я думала, дадут мне, т.к. героиню тоже звали как и меня Айшат, в роли Мусы – парень в которого я была влюблена (мой буду­щий муж), а главное – тема револю­ции – любимая моя тема, всегда и на все времена. В пьесе широко была раскрыта тема победы нового време­ни и новых нравов. Дагестан ушел от мракобесия, победила любовь, новая власть уверено шагала к победе со­циализма. О, какие были времена!! Чи­стых помыслов, славных побед, друж­бы между всеми людьми, моральным кодексом, без зависти, без злобы, без подлости. Все изменилось.

Мы после спектакля долго еще об­суждали, сравнивали, конечно ничего в пользу сегодняшнего дня не нашли. Нам, выросшим в СССР очень трудно принять нравы и правила современ­ного общества, а спектакль «Зулму» всколыхнул все. С нами сидел 6-лет­ний мальчик – Амирчик, внук нашей сотрудницы, удивительно умный маль­чик, одно то, что такую радость он ис­пытывал от талантливой игры актеров – словами не передать, он так зарази­тельно смеялся и кричал: «Браво, бра­во!!», сыпал комментарии и реплики на каждый эпизод, от которых смеялся весь наш ряд.

В одной из телепередач ведущий Норкин рассказал маленький анекдот: в театре МХАТ была постановка спек­такля режиссера Виктюка «Анна Каре­нина», присутствующий другой режис­сер сказал: « Я никогда, нигде, ни на одном вокзале с таким нетерпением не ждал прибытия поезда (ожидая конец спектакля и имея в виду скучную игру актеров), а мы же когда занавес за­крылся, немножко расстроились, что приходится уходить, что нет продол­жения спектакля. Это большая удача театра, когда зрители и плачут и сме­ются, и не хотят расходиться.

Мы от всей души поздравляем весь коллектив даргинского музыкально- драматического театра и его нового руководителя, моего земляка Маго­меда Абдулкадырова, больших успе­хов на творческом пути, пусть растут и множатся ваши таланты, как весной цветы, радуя нас, ваших почитателей, удачи и всегда попутного ветра вам. Особых успехов моему сельчанину А.Батырову, талантливому актеру и за­мечательному человеку.

Хотелось бы, чтобы наша власть, олигархи понимали, что театр и кино — это основа человеческого развития мышления и интеллекта, основа ду­ховного содержания и сущности чело­века. Нам, людям советской системы тяжело жить сегодня, когда видим, как превращают поколение наших внуков в Недорослей, в Хлестаковых, Ма­ниловых, книг нет, кино нет, а только кнопки и кнопки….. театры превратили в бизнес-центры. Не понимают, что го­сударство не может развиваться пока не будет твердой, идеологической базы на основе философских знаний управления государством. Великий Карл Маркс — все это четко обосновал в своих научных трудах, «Управление государством и все средства произ­водства должны сосредоточится в од­них руках управленческого аппарата, но распределяться доходы должны равномерно между людьми (гражда­нами) этого государства». Это все так, но когда же поймет наша власть, что нельзя бесконечно обворовывая свой народ – жить, а для управления госу­дарством необходимо иметь высочай­ший интеллект, быть философом – те­оретиком, практиком-трудоголиком и просто порядочным человеком и тогда будет все развитие экономики театра, кино и образованное поколение, кото­рое не смогут оболванивать институты Сороса и прочие враги России.

Айшат Бибалаева