Его Величество Случай

Россия второй половины ХVIII века – это война с Турцией, бунт Пугачева, покорение Крыма, учреждение многих образовательных заведений. С 1762 по 1796 год государством правила Екатерина Великая.

В 1787 году по приглашению князя Григо­рия Потемкина императрица посетила Крым­ский полуостров. Большая часть этого дли­тельного путешествия проходила по суше. Волевая и целеустремленная Екатерина тре­бовала максимальной скорости, за один день преодолевая более 120 километров.

А в России, как известно, две беды. Одна из них – дроги. И государыню, и свиту трясло, заносило на ухабах, качало во все стороны. Ещё бы – бешеная для того времени скорость и отсутствие амортизации карет! Как резуль­тат – всё тело в синяках и ушибах. Любимый лейб-медик императрицы Джон Роджерсон (шотландец по происхождению, придворный врач, почетный член Петербургской акаде­мии наук) испробовал все имеющиеся у него средства, но так и не придумал ничего, кроме пузыря со льдом.

Через пару дней Екатерина не могла даже смотреть на лёд – у неё сразу начинались судороги. Потемкин, обращаясь к жителям Крыма, обещал озолотить того, кто изгото­вит лекарство, способное рассосать гемато­мы, снять воспаление и боль на месте травм императрицы. И тут помог Его Величество Случай.

Во время утренней прогулки в деревушке внимание доктора Роджерсона привлек один эпизод. Малыш залез на дерево грецкого ореха в надежде отведать лакомые орешки. Под тяжестью его тела ствол дерева поло­мался, мальчик упал. На рев и крики любимо­го чада прибежала мать. Осмотрев травмы и повреждения, быстро принесла из дома горшочек с каким-то средством и смазала им раны мальчика. Доктор про себя пожалел ребенка, которому с такими ушибами ещё долго придется отлеживаться дома. Каково же было его удивление, когда вечером, воз­вращаясь домой, он увидел того же пацана, резво играющего на улице.

Роджерсон тут же бросился искать мать мальчика. По его просьбе она и рассказала о составе лекарства: листья распростра­ненной в Крыму софоры (бобовое растение, которого называют «деревом от ста болез­ней»), лесного орешника, конского каштана замешивались вместе с пчелиным молочком, медом и воском. И в конце добавляется не­сколько капель масла розмарина. Доктор на прощание подарил женщине несколько зо­лотых монет и взял у неё горшочек с лекар­ством.

Императрице средство понравилось – оно легко впитывалось, обладало приятным за­пахом, не вызывало раздражения и аллергии. Стоит ли говорить, что обратная дорога для Екатерины II была куда более приятна.

Ибрагим Гасангусейнов