История не пролог – это увеличительное стекло

Сегодня миром правит инфор­мация. Грамотно вмонтированная в нужный контекст, она имеет силу оружия, а иногда может рядиться и в «правду».

Но чем добросовестнее изучаешь источники, тем больше убеждаешься в сомнительности некоторых свиде­тельств вообще, а стало быть и по­дачи фактов.

…С историческими сведениями такое происходит сплошь и рядом. Появляются и исчезают документы, меняются данные, а ведь история должна помогать познавать наше прошлое, а через него — настоящее и будущее.

Из истории, конечно, нельзя вы­брасывать события, мнения, даты, отбрасывать плохое и оставлять хо­рошее, ничего не поделаешь, факт, как говорится и в Африке факт!

В наше тревожное время знать прошлое, чтить его, учиться у него – занятие дальновидное и необхо­димое, ибо оно убережет от нрав­ственного оскудения, от падения че­ловеческих ценностей. В этой связи хочется особо отметить: самое доро­гое и священное в этой жизни то, что одно поколение передает другому память о былом, о людях, чьи дела и подвиги умножили славу Отечества и возвысили народ.

Все мы понимаем, что без знания правды ни у общества, ни у государ­ства нет будущего. Без трезвого по­нимания истинного положения дел ни о каком развитии страны вообще го­ворить не приходится, но правда, как говорится глаза колет, она не всем по нраву.

Известные трагические события августа 1999 года местами постав­лены с ног на голову. Самое печаль­ное во всем этом то, что некоторые чиновники и журналисты под видом объективного освещения событий, в угоду конъюктурным интересам, по­рой накручивают неверные данные, идет спекуляция, оболванивание народа, появляются псевдогерои, псевдоучастники…

Если вчерашняя война, когда еще живы солдаты, очевидцы, ополчен­цы, так искажается что же нас ждет тогда впереди?!

Неоспоримо, каждый имеет право написать свое видение событий, но не в угоду же кому-то, поднимая его значимость и принижая участие дру­гих. Это недопустимо. Нужна объек­тивность, нужна реальность: незави­симо свои это люди или нет.

Сейчас я не намерена описывать прошедшие военные действия, кто, где и когда воевал, вести счет ране­ных и убитых в боях, в том числе, кто из давно отрапортовавших чиновни­ков и офицеров прославился, полу­чил чины и награды.

В Дагестане всегда ценится сила, отвага, смелость, мужество, ответ­ственность, преданность, любовь к родине и родителям…

Да, конечно о той войне, о тех со­бытиях издано немало книг, но в век интернета, к сожалению, многие из­дания не читаются. Бег времени не­возможно остановить.

Одна из них издана в 2004г. «Даге­стан 1999», автор Халина Гаджиева. В ней освещается хроника 1999 года, трагедия, вызванная агрессией во­оруженных международных экстре­мистов против Дагестана и России. В наш край пришла беда и она не знала ни времени, ни границ. Журна­лист Гаджиева пишет о книге: «…Она построена на материалах, взятых из рассказов и воспоминаний непо­средственных участников и очевид­цев тех событий. Пусть не останутся безымянные в этой войне с бандита­ми…»

Мое внимание также привлекла книга «Дагестан. Интербригада, ав­густ-сентябрь 1999г», автор – гене­рал-майор Шамиль Асланов, возгла­вивший ополчение — Интербригаду, в тот нелегкий период для республики.

Эта книга находка для полного по­нимания и анализа происшедшего. Здесь больше реальности, больше объективности.

В книге с хронологической точ­ностью описаны все события, дана правдивая информация, человек пи­шет не искажая и не умаляя чужие достоинства и свои невольные про­махи, она – дань памяти тем дням и героям, чьими подвигами мы должны гордиться.

Все знают, что интересы побежда­ют на мгновение, а правда — навсегда.

Невозможно забыть жаркий ав­густ 1999 года. Это был кровавый месяц. Когда боевики вошли через Андийский перевал и спустились в села Ботлихского района, где по рас­сказам очевидцев, была некоторая растерянность, потому что там не было войсковых частей, их надо было подтягивать. Село за селом пере­ходило в руки бандитов Басаева, а руководство республики опаздывало с принятием необходимых решений. По столице поползли разные слухи, одни страшнее других. Нарастали панические настроения. Кто мог под­нять боевой дух, вселить уверен­ность, веру? А еще в такой критиче­ский момент, народ послушает толь­ко того и пойдет за тем, кто имеет авторитет. Нужно было обратиться к людям, промедление в таких случаях смерти подобно. И мэр города Ма­хачкалы Амиров Саид Джапарович первым выступил по телевидению с обращением, сказав что Дагестан никто не завоевывал и никто его не завоюет: «Мы – мужчины, живы, мы есть! Если мы потеряем Дагестан, мы потеряем целостность России».

Саид Амиров нашел именно те сло­ва, которые ждали люди: «Я, как глава администрации города Махачкалы, выражаю волю многонационально­го населения столицы, призываю добровольцев записаться в Интер­национальную бригаду, для защиты конституционного строя и террито­риальной целостности Дагестана, в которой уже числится около 500 человек, они будут защищать столи­цу республики и помогать войскам в очищении нашей территории…».

Обращение Амирова дало особый толчок. Народ воспрянул духом и по­верил, что вольная и кипучая натура дагестанцев никуда не исчезла, что­бы с ними ни делали, никогда они не превратятся в послушное быдло и не допустят, чтоб «чужой сапог топтал их Родину». Во всех районных центрах начали создаваться отряды ополче­ния.

Вот что пишет Шамиль Асланов: «Я могу прямо сказать, что кабинет мэра в эти дни – августа-сентября 1999 года превратился в оператив­ный штаб».

Сразу же в первый день войны, гла­ва города Махачкалы позвонил Казан­цеву Виктору Германовичу, команду­ющему Северо-Кавказским военным округом и спросил: «Чем вам помочь? Тот ответил: «Только едой, потому что ничего нет, солдаты голодные!». И за полдня Саид Джапапрович все орга­низовал, отправили два полных КА­МАЗа – хлеб, муку, тушенку.

Со времен Древнего Рима извест­но, что государство обязано делать три вещи: учить, лечить и защищать своих граждан.

В тот период Российская армия нуждалась в поддержке населения, она ее четко и ясно почувствовала у нас, дагестанцы выполнили свой гражданский долг.

Напутственная речь Амирова пе­ред ополченцами волнительна и тре­петна: «Уважаемые граждане, воины, дагестанцы! В тяжелые для Родины дни, когда враг угрожает свободе и жизни ее сыновей и дочерей, вы встали на ее защиту, отложив все срочные дела и заботы. Большинство из вас хорошо понимают, что впереди ждет нелегкий путь и тяжелое бремя ответственности за Дагестан, Рос­сию, мы все уверены, что победим и Дагестан будет очищен от оккупантов и их пособников. Выполнять эту за­дачу, я бы сказал, миссию совместно с войсковыми подразделениями и МВД поручено и вам.

Народ Дагестана ждет от вас му­жественных действий и стойкости. Судьба возложила на ваши плечи свя­щенный долг защиты Родины, кото­рый вам надлежит исполнить, перед лицом своих отцов и матерей. Несите его с честью. Будьте готовы ко всему и берегите себя! В добрый путь!»

Асланов пишет: «Любые совмест­ные акции подразделений ВС, отря­дов ВВ, ОМОНа и бойцов Интербрига­ды, будь то охрана жизненно важных объектов столицы и ее пригородов, патрулирование улиц, несение служ­бы на автодорожных постах, поиск и задержание подозрительных лиц, , специальные операции в зоне боевых действий вели к восстановлению по­шатнувшегося единства Дагестана и Российской Федерации и приближа­ли день и час разгрома банд экстре­мистов и их полного изгнания».

Вспоминая патриотов-ополченцев, не могу не назвать некоторые имена и среди них Курбанисмаилова Абу­бакара Магомедовича, который про­явил мужество. Его девиз: «Поселок Красноармейск – моя Родина, я здесь родился и я должен его защищать!» стал для многих призывом к патрио­тизму. Не могу не вспомнить и моего земляка-кайтагца Магомеда Джам­буева, который со своими двумя сыновьями – известными спортсме­нами, нес службу на самых сложных участках. Шамиль Асланов о нем пи­шет: «Дважды совместно с команду­ющим Булгаковым, подвергая жизнь своих сыновей смертельной опас­ности, на собственной автомашине побывал в селении Анди, где шли по­зиционные бои между бандформиро­ваниями и местными ополченцами». Бойцы Интербригады показали себя настоящими воинами и это результат всенародного патриотизма.

Сводный отряд оказал моральную помощь ботлихцам: жители района убедились, что вся республика под­держивает их в борьбе с врагом. Оставшиеся в Махачкале ополчен­цы вместе с ОМОНовцами и воен­ными продолжали патрулирование по городу, осуществляли контроль над въездом и выездом транспорта, взяли под охрану жизненно важные объекты, которые, в первую очередь, могли попасть под удар террористов: детские сады, больницы, школы…

В разгар войны 1999 года в Даге­стан прибыл Глава Правительства России Путин Владимир Владимиро­вич и сразу полетел в Ботлих, хотя его отговаривали. Пообщался с жителя­ми, военнослужащими, ополченцами, его приезд еще больше воодушевил дагестанский народ. Владимир Вла­димирович высоко оценил героизм дагестанцев в этой войне: «Видя, как дагестанцы защищают свою землю, свой Дагестан и Россию, я еще боль­ше полюбил Дагестан и дагестанцев».

В своих воспоминаниях Шамиль Асланов пишет: «…Многие из нас не­допонимают роль и значение тех со­бытий, которые произошли. Это так кажется, что было легко. Вы даже не представляете, что все эти 350 бой­цов, которые со мной были, в один миг могли быть уничтожены». Спра­ведливости ради надо отдать долж­ное Саиду Амирову, такому волевому человеку, который сумел сплотить самые позитивные силы, настоящих дагестанцев, патриотов России и Дагестана, а ведь события могли бы пойти и по трагическому сценарию, а об этом знает каждый из нас.

В конце концов время, история, на­род расставят правильные акценты, все станет на свои места, станет ясно, кто был прав, кто виноват, кто герой, а кто преступник. Мы знаем, правда в огне не горит и в воде не тонет и как без корней нет здорового дерева, так без правды нет настоящей истории.

Султанат Салихова