Война против народа

Знать, чтобы помнить,

Помнить, чтобы не повторить

 

Дидо один из районов Дагестана с юга граничит с Кахетией, на западе с Тушетией, на севере и севере-западе – с обществом Ункратль, восточными соседями являются Капучинцы. Про­тяженность границы с Кахетией со­ставляет 56 км, территория окружена горными хребтами: на юге это Главный Кавказский хребет, на севере тянутся Богосский и Мичитлинский хребты, на северо-западе возвышаются отроги Перикительского хребта. Для района характерны высокие горы, множе­ство ущелий, альпийские луга. Отсю­да берут начало две реки Аварское и Андийское Койсу, протекает большое количество маленьких речек. Дидоэ­тия-один из уникальных пограничных районов Кавказа, место древнейшего поселения человека. Это подтверж­дается многими историческими и ве­щественными источниками греческих, римских, арабских и грузинских путе­шественников, географов, историков и писателей.

Мы изучаем историю не только для того, чтобы знать ее. Мы изучаем историю, чтобы не повторять ошибки. Сегодня мы обратимся к трагическим событиям – переселению дидойского народа, депортацию жителей в Чече­но-Ингушскую АССР. Позади 75-лет с тех страшных событий. Для всех ди­дойцев, этот день навсегда останется в памяти как день трагедии народа. Жили, занимались дидойцы привыч­ными для себя ремеслами и хозяй­ством до марта 1944 года- до тех пор, пока весь этнос (46 аулов) не был на­сильно переселён в Веденский район ЧИАССР с ликвидацией района и унич­тожением сёл.

4 марта 1944 года совнарком СССР принял постановление № 225-74 «О переселении на освобождённые тер­ритории ЧИАССР части населения из высокогорных малоземельных райо­нов Дагестана». Во исполнение дан­ного постановления Дагсовнарком и бюро Дагобкома ВКП (б) приняли По­становление № 166/241 от 15.03.1944г. о переселении 700 семей из Цунтин­ского района. Вроде бы намерения руководства страны и республики были человеколюбивыми – улучшение благосостояния горцев. Но почему-то особые «симпатии» власти испытыва­ли к дидойцам. Дело в том, что в связи с переселением в Чечню был ликвиди­рован только один административно- территориальный район-Цунтинский, а населением, «случайно» полностью выселенным из Дагестана, оказались Дидойцы. С карты Дагестана исчез только один район. В этот день весь дидойский народ был лишён малой Родины. Под реальной угрозой наси­лия и преследования жители были вы­нуждены оставить в спешном порядке нажитое ими и их предками имуще­ство, родные очаги, расстаться с моги­лами предков. Но как Советская власть не интересовалась мнением чеченцев, вышвыривая их с родных земель, так и не заморачивалась и точкой зрения дидойцев, насильственно переселяя их на земли чеченцев. Ни в одном се­лении Дагестана официально пред­ставители власти не сжигали дома и хозяйственные постройки. Дидойские аулы и здесь получили властный экс­клюзив, насильственное переселение отмечалось особой жестокостью, не­сомненно, государством совершено преступление против народа. Я, по­стоянно задаю себе вопросы и ищу от­веты на них. Почему Дидойский район был полностью переселен? Неужели были грехи перед страной? Один мой друг, известный историк как-то мне говорил, мол вы дидойцы во время войны занимались бандитизмом и не признавали Советскую власть. После этих слов, я вплотную начал изучать и исследовать этот период. Если взять статистику, это не выдерживает ни­какой критики. Высокий патриотизм, твёрдость духа, стойкость и мужество проявляли дидойцы в годы Великой Отечественной войны. Они, как и весь Советский народ, близко к сердцу при­няли и горячо откликнулись на призыв партии: «Всё для фронта, все для По­беды!». В течение всей войны дидойцы постоянно пополняли ряды Красной Армии воинами добровольцами. Мно­гие дидойцы призывались в ряды ар­мии через Кахетию под грузинскими фамилиями. Это было связано с тем, что они, получив деньги, чтобы про­кормить семью, шли в армию, вместо некоторых грузинских призывников. Были и среди дидойцев трусы и пре­датели. Но десятки и сотни дидойцев объединялись и отдавали всё, что могли, для защиты великой державы. Чтобы не быть голословным приведу высказывание из книги воспоминаний общественно-политического деяте­ля Абдурахана Даниялова о дидойцах того времени. «Тревога из Цунтинско­го района. Мы с Хашаевым доехали до Тляраты, затем продолжили путь в Шаури, Цунтинский район. После не­скольких крупных подъёмов и спусков, перед нами открылась удивительно красивая панорама района: покрытые соснами склоны гор, там и тут приле­пившиеся к скалистым террасам се­ления. Такой красоты, такого чистого, ароматного воздуха я не встречал. Мой родной Гуниб красив по-особому, климат и воды его целебны, но Шаури затмевает Гуниб. К счастью, райцентр не был окружён. Были, говорят, случаи, когда нападали на мельницу и забира­ли мешок муки или с колхозного скла­да тащили сыр и масло. Но это могли делать не только бандиты. Может быть, какой-нибудь крестьянин, стра­дая от вида своих голодающих детей, решал хоть так достать для них пропи­тание. Я резко выговаривал руковод­ству района за панику. Ничего, связан­ного с бандитизмом и дезертирством в Цунтинском районе мы не увидели».

До сих пор власти не объяснили в чем была причина насильственного переселения в ЧИАССР.

Уверен, наш народ никогда не за­будет эти трагические дни, ведь ещё остались очевидцы этих событий. Что же они вспоминают.

Рамазанов Ахмед из селения Мокок, майор в отставке.

«Подготовительные работы по пе­реселению были закончены в течение 10 дней и первые партии переселен­цев были отправлены в новые райо­ны 25 марта. Одно то, что были такие жесткие сроки, говорит о том, что на первом плане стояли не интересы лю­дей, а вопросы организации своевре­менного весеннего сева и недопуще­ния срыва государственных поставок зерна. Сопротивление первоначально было везде активное, люди отказыва­лись, кричали, плакали, просили, умо­ляли, но всё было напрасно. И вскоре всем стало ясно, что они имеют дело со страшной силой, не знающей жало­сти».

В районе работники НКВД заранее изолировали наиболее влиятельных дидойцев, не останавливаясь даже перед их арестами, угрожая им высыл­кой, отправкой в Сибирь, как врагов народа. И это в условиях, когда основ­ное население составляли женщины, старики, и дети, а вся наиболее дея­тельная часть находилась на фронте. Согласно архивным материалам не­которые жители были уголовно нака­заны за отказ переселится. Но сопро­тивление было бесполезно. Поэтому те, кто считает, что дидойцы заняли чеченские земли добровольно, мягко говоря — не правы.

Постановлением было предусмо­трено переселить 700-хозяств, а были переселены: 46-аулов, 15-колхозов, 1514- хозяйств и 6385 человек. Возни­кает вопрос. Какая разница между че­ченцами и дидойцами? Никакой! Оба эти народа депортированные. Чечен­цев переселяли на поездах, а как же происходило выселение Дидойцев? Оно шло в трудных условиях, что было связанно с удалённостью района, ве­сенней распутицей в горах, полным от­сутствием автотранспорта.

Абдулаев Курбан вспоминает.

«Вещи грузили на коров. Взяли са­мое необходимое, остальное имуще­ство оставили в домах без какой-либо охраны».

Абдулаев Али (93 года) вспоминает.

«Люди сутками шли пешком, были случаи, когда люди умирали и прихо­дилось хоронить их прямо у дороги. В годы процветания атеизма эти могилы у дорог были уничтожены. Взрослые люди были нагружены утварью, у не­которых на руках были грудные дети. Беременные рожали на ходу, так как им не разрешали останавливаться на 1-2 дня в больнице. Бесконечные коло­ны пеших измученных людей –мужчин, женщин, детей, престарелых- в непо­году, в дождь тянулись с Дидойских гор на чеченскую землю»

Асият Магомедова (90 лет) вспоми­нает.

«В населённых пунктах Цумадин­ского и Ботлихского районов навстре­чу переселенцам высыпало всё на­селение этих сёл. Женщины громко плакали, видя такую жалкую, тяжёлую картину».

В своих воспоминаниях покойный Гево-Магомед Гамзатов писал, «что самое страшное происходило в местах переселения: голод, холод, эпидемии, комары, неподходящий климат, непри­вычные места и питание, воровство, бандитизм. Фактически люди пухли от голода и умирали рядом с оставшейся от чеченцев «госфондовой» кукурузой. Число больных постоянно увеличи­валось. За первый год переселения только от голода умерло более 1000 человек»

Эти усопшие не могут сейчас всту­пить в дискуссию с теми, кто уверяет, что «при Сталине всё было хорошо, был порядок!» Не могут, потому что порядок, привыкший распоряжаться человеческими жизнями и судьбами как бездушным стройматериалом, свел их в могилу, многих в расцве­те сил. Власть обращалась с людьми словно ковш эксковатора с грузом. Чеченцев – в Казахстан! Дидойцев – в Чечню. Обессилившие от голода люди были не в состоянии хоронить своих умерших, и те сутками оставались без погребения. И вот проходит 13 –лет. Люди только освоились в новых местах и начали жить по-человечески. Но тут советская власть приняла решение: народы возвращаются на свои зем­ли. В 1957 году, после возвращения чеченцев, дидойцев вернули на свою историческую Родину. Всё было бы хорошо, но отправили снова ни с чем и куда? В ранее сожжённые родные аулы. Следовательно, их могли встре­тить только руины и сиротливые сте­ны домов…. Фактически в очередной раз пришлось начинать жизнь заново. Двойное насильственное переселе­ние не может не иметь негативных по­следствий: дидойцы частично утеряли культуру и самобытность и веками сложившийся уклад и образ жизни. При анализе проблем социального и этнокультурного развития дидойцев этого времени, имеет место демо­графический фактор. Рождаемость в этот период была стабильной, однако выживаемость новорождённых была крайне низкой. Каждая дидойская се­мья прошла через это. Все понимают, что это не переселение, а депортация. Поэтому мы готовы собрать подписи и обращаться во все инстанции, вплоть до Международного суда, чтобы нас дидойцев признали депортированным народом. В этом году исполняется 75 –лет переселения дидойцев. Жители района, его старшее поколение пом­нят все беды и несчастья, связанные с переселением. Многие из этих лю­дей уже ушли, их нет с нами. В связи с этим необходимо создать Книгу па­мяти, куда включить имена тех, кто по­гиб в пути, в первые годы на чужбине, по пути назад. История признаёт факт насильственного переселения нашего народа, значит, он должен быть юри­дически закреплен. Мною разработан проект по проведению Дня Памяти и Скорби и представлен в Администра­цию Цунтинского района. Основная цель — привлечь внимание обществен­ности к проблемам дидойцев, из­учение истории и воспитание любви к родному краю. Поэтому, мы считаем, что наряду с другими переселенными народами нас следует включить в чис­ло депортированных народов и выпла­тить компенсацию. Прошу и призываю всех дидойцев поддержать акцию по сбору подписей.

Гусейн Магомедов,

заслуженный учитель РД, почётный работник общего образования РФ