Рубцы на сердце

Долго думала писать или нет. Ответить меня побудил рассказ «Шрам на пальце», очень та­лантливого человека, большого интеллектуала, который внес сумятицу в мою душу, подписан он был псевдонимом «Учитель».

— Что такое любовь – нет ни одного ясного и четкого трактата, ни один ученый или философ не дал этому явлению внятного и логичного объяснения. Видимо невозможно словами это чувство передать. Разве кому-нибудь это уда­лось? Счастлив тот кто познал любовь, несчаст­лив, мимо которого она прошла не коснувшись и трижды несчастен тот, у кого она сгорела по чьей-то вине и пришлось ходить по перепахан­ной жизни, с израненным сердцем выжатой ду­шой.

Любить чистой, искренней любовью – божий дар, но это дано не всем, ибо сам человек должен быть кристальным и светлым. Любовь — это про­изведение художника, поэта, искусство ювелира. Любовь – это когда пешком можно пройти десят­ки километров, только для того, чтобы увидеть силуэт, тень любимого, взглянуть на волшебный облик, хоть издали, когда без этого чувства – небо темное, солнце не греет, земля уходит из под ног, но в зной — прохлада, в стужу – тепло. Не вызывает уважения тот, кто опошляет ее.

Прошли времена Руставели, Низами, Хаяма, Шекспира, Тургенева, Пушкина – но любовь жи­вет не часами, а в сердце каждого, кому это дано, в дыхании, до последнего вздоха, хранится об­раз девушки – хрупкой и нежной. Вспомним сло­ва великого поэта:

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

Высок и достоин тот, кто живет этими мыс­лями, грезами молодости, журчаньем чистой, как слеза воды горного родника, как глоток воздуха в подземелье, капля воды в знойный день, красотой пробивающегося подснеж­ника, первого листочка на дереве, в образе который носишь в сердце годами, как бы не складывалась жизнь. Кто-то сказал: «Женская душа потемки» — это для того, кто не способен и не хочет понять, что душа настоящей жен­щины с нравственными устоями и правилами – тонкая струна, к которой надо бережно от­носиться и в талантливых руках она издает волшебные звуки очарования и полета. Глуп и недостоин счастья тот, кто этого не понимает и не умеет чувствовать. Нет любви и говорить об этом не надо, пусть о ней говорят те, чья душа горела, чье сердце трепетало, билось ради этой любви, ради мгновенья, пусть непо­нятой безответной, если даже через годы, она принесла глубокую боль, разочарование, не заживающие раны сердца и опять поэт:

Я к вам пишу — чего же боле,

Что я могу еще сказать?

Теперь я знаю, в вашей воле

Меня презреньем наказать.

Жизнь у высоконравственных людей, особен­но у женщин, бывает трудной, пусть муки, пусть боль, но жить надо только по чести с ничем не за­пятнанной совестью. Во все времена больше по­ловины человечества боролась за выживание, и мужчины боролись за любовь, и порою погибали за чувство, которое возникло впервые — как ис­кра, но не возгорелось- как пламя.

Да, это не каждому дано, на это имеют право только те, кто поистине познал это, а не «любовь и любята» — это пошло, к тому же Маяковский очень «очень любил ту, которую полюбил еди­ножды». Да, в памяти человека, каждое мгнове­нье оставляет свой след, особенно у женщины с моральными устоями, ставшей жертвой сплетен и интриг – без вины виноватой.

Может быть счастливы, наверное, те, у кого в памяти нет этих чудесных мгновений, романтики, у кого нет тяжелых сновидений короткого сна и длинных бессонниц по ночам, когда ждешь утро – как встречу с любимым, когда только рассвет приносит успокоение. Может быть счастливы на­верное те, которые знают как считать деньги и помнят, что дважды два четыре. Они спят спокой­но, их не волнует философия жизни, их не ранит каждое, не так произнесенное слово, они живут в блаженстве жизненных, мимолетных утех, живут инстинктами, а где чувства святые и возвышен­ные?

Что же такое счастье – тема другая и боль­шая….. Есть хорошие слова поэта:

Как молоды мы были, как молоды мы были

Как искренне любили, как верили в себя,

Мы друзей за ошибки прощали

Лишь измены простить не могли.

Учитель дорогой! Есть много историй о моло­дости первой любви. Я дружила с женщиной, чья жизнь была кристально чистой, хотя может она душою любила не мужа, а другого парня – со­курсника, который всю жизнь ждал только ее, при этом был любящим отцом и добрым, вниматель­ным мужем. Прошли десятки лет, мы с ней од­нажды в летний день сидели на скамейке и «уда­рились» в воспоминания нашего счастливого детства, романтической молодости и сегодняш­ней нашей нелегкой жизни. Начались сумерки, нам не хотелось возвращаться домой с тоской и грустью, как прикованные мы сидели, глядя на зажигающиеся звезды в вечернем небе. Время шло мы встали и пошли по аллее, вдруг, я увиде­ла крепкого телосложения мужчину с двумя буке­тами красивых роз, который торопливым шагом шел нам навстречу. Поздоровавшись, он остано­вился и сказал: «Я боялся, что не успею, думал Вы уйдете, я увидел Вас, побежал за цветами….» Я с недоумением посмотрела на подругу, она мне говорит: «Что, ты не узнала его?», я оторопела, узнала, ведь это парень, которого любила она в свои 17-20лет, он же был и хорошим знакомым моего мужа т.к. они вместе работали и он бывал у нас дома. Я, попрощавшись, деликатно отошла и стала ее ждать, минут через десять я услы­шала ее громкое: «Нет, нет!!». Он ушел, опустив голову, будто раздавленный тяжелой ношей, я спрашиваю: «Что случилось?» мне подруга гово­рит: «Понимаешь, нам уже по шестьдесят лет, а он просит номер телефона и с мольбой говорит: «Сарият, что делать если я и сегодня люблю тебя, как тогда, когда нам было по семнадцать лет, когда вместе поступали в университет. Я дорожу своей семьей, но, наверное, мне осталось мало жить, я это чувствую, меня влечет все сильней и сильней, каждую минуту. Хочу видеть тебя, брожу по этому парку, ищу случайной встречи с тобой», Аллагь помог мне сегодня встретить тебя, дай номер телефона, мне больше ничего не надо, просто я хочу иногда слышать твой голос». Я го­ворю подруге: «Почему не дала телефон, что ты здесь находишь предосудительного? он же хо­роший человек». – Подруга прошептала: «Зачем, для чего, это нанесет боль ему и мне». О Боже, как же иногда мы бываем слепы, глухи к чувствам других!

Ровно через месяц, этот человек с чистыми помыслами, с большой душой — умер не дождав­шись «скорой» помощи — от инфаркта. А подруга плачет на этой скамейке……

Другая история:

Этой медсестре, кого Вы подразумеваете в том рассказе, ее добрый, очень порядочный муж сказал: «Я не могу жить без тебя, незави­симо от того, любим мы друг друга или уже все в прошлом, но есть женщина, моя сокурсница, которая была влюблена в меня, а т.к. я уже был женат, я запретил себе, даже прикосновением оскорбить ее чувства, но всю жизнь параллель­но с тобой, она шла в моей жизни. Нас разделяли десятки километров, но мне важно, нужно было знать, что она жива, счастлива и вспоминает ино­гда обо мне. Зачем? Я не знаю. Сегодня я узнал, у нее умер муж после тяжелой болезни, я врать не буду, очень хотел бы поехать, но не поеду, не хочу глупо выглядеть. Не обижайся, определенную сумму денег я в помощь ей отправляю». Я не оби­делась, ибо наша жизнь иногда похожа на роман, больше чем роман – на жизнь.

Прошло много лет, на встречах однокурсни­ков они виделись, но свои настоящие чувства не опошляли, были достойными людьми, — я знаю это.

Так вот, дорогой учитель, есть такие отноше­ния у людей, а иначе этот мир и наша жизнь пре­вратились бы в «Содом и Гоморру»… Уважаемый учитель! Оставьте, пожалуйста «Кесарю кесаре­во, а Божие Богу» — каждому свое, каждому по заслугам. Мы сильны этим, это помогает жить, перенести с честью и достоинством все, остать­ся Человеком – гордым, независимым, с ничем не запятнанной совестью: «Вы глубоко образо­ванный человек, эрудит, с богатым словарным запасом, а жаль что столько скепсиса в Вашем тексте, тем более к первым чувствам, пусть, даже это нелюбовь.

Это девочка – женщина, которая достойна была самого большого счастья, никогда не была счастлива, как женщина, прожив с хорошим, до­брым, порядочным человеком. Я думаю, когда человек испытывает истинные чувства, он, как в «желтую кофту, душу любимого человека укуты­вает от осмотров», суждений и предрассудков.

А если подумать, вникнуть – девушка та, была за вас, она была на Вашей стороне…

Да, Для Вас была непонятная драка, которых у Вас может быть было множество, а ничего, что все это, как поле трактором, перепахало ее жизнь, оставило рубцы на сердце. Шрам на паль­це не оставляет боли, а шрам на сердце??

Медсестра