Региональные электронные СМИ.

Формирование общественного мнения

Человек и телевидение – партнеры, находящи­еся в диалоге. Это идеальная модель, в которой должны были бы учитываться все психологиче­ские, тендерные, возрастные и прочие различия. По словам ряда независимых экспертов пресса – испытанный механизм взаимодействия внутри общества, установления в нем мира и согласия. Разрушение этого механизма неминуемо приве­дет к непредсказуемым последствиям. Сегодня электронные СМИ — не только средство общения, но и один из основных инструментов социаль­ного управления, мощное орудие, влияющее на массовое сознание, на формирование опреде­ленных взглядов и убеждений телезрителей.

Герберт Маршалл Маклюэн (1911-1980) — ка­надский теоретик, исследовавший жизнь челове­ка в информационном обществе, в своей концеп­ции «глобальной деревни» утверждал: возвраще­ние прочного контакта с окружающими на основе электронных СМИ снова объединит мир – он станет «большой деревней». Но Маклюэн пред­упреждал, что жизнь в информационном обще­стве открывает новые возможности контроля над человеком и манипулирования им.

В современном мире проблема журналист­ского профессионализма напрямую зависит от процессов, которые происходят в обществе. Результаты многочисленных исследований дают основания для озвучивания некоторых тенден­ций, которые характеризуют динамику развития этого фактора. Многие из них связаны с несо­вершенством законов и плохой организацией ра­боты редакционных коллективов, отсутствием в них порой творческой атмосферы, элементарных профессиональных качеств у отдельных руково­дителей СМИ.

Болезненный переход от авторитарной к де­мократической парадигме деятельности про­является и в сегодняшнем моральном кризисе, в представлениях журналистов о смысле своей профессии, о своей роли в обществе. Вряд ли можно считать нормальным тот факт, что лишь 36,5 процентов журналистов считают свою де­ятельность успешной. В независимых изданиях чисто удовлетворенных своей деятельностью на­много выше 58,5 процента.

Журналистика в целом и телевидение, в част­ности в Дагестане переживают не самые луч­шие времена. Региональные электронные СМИ в республике испытывают серьезные проблемы, связанные с ухудшением качества информаци­онного и тематического вещания. Об этом сви­детельствуют итоги социологических опросов и анализ деятельности государственных телевизи­онных каналов и радиостанций в последние годы. Отсюда вывод: количество электронных СМИ в Дагестане с каждым годом увеличивается (в Дагестане зарегистрировано более 130 телера­диокомпаний), а качество продукции оставляет желать лучшего. Зачастую на телеэкране вместо вдумчивого серьёзного разговора о повседнев­ных проблемах в общественно-политической и социально-экономической жизни мелькают одни и те же кадры со всякого рода заседаний и сове­щаний. Государственные телевизионные каналы явно перебарщивают в показе политиков, руко­водителей и чиновников самого разного уровня. Официальных материалов в отдельных информа­ционных выпусках гораздо больше, чем сюжетов на самые актуальные социально-экономические темы с мест.

Сегодня в функционировании и развитии ре­гиональных СМИ множество проблем и в первую очередь отсутствие – современной, продуман­ной системы подготовки и переподготовки жур­налистских кадров. Серьезную обеспокоенность вызывает средний возраст работников дагестан­ских газет, журналов, телевидения, он составля­ет – 50 лет. И все же главной проблемой остается — новая информационная политика на ближай­шие годы.

Факт остается фактом. В последние годы даге­станских журналистов мало интересует обычный рядовой человек, ищущий защиту в неустойчи­вом и агрессивном мире. Так получается, что ме­диаконтент посвящен сильным мира сего в поли­тике, бизнесе, развлечениях. Групповое равно­душие к телезрителю, читателю рикошетом бьет по журналистике и ее основам». В то же время деятельность лишилась этической составляю­щей и журналист стал ориентироваться на чело­века как на безликого, бездушного потребителя информации.

Сегодня региональные СМИ в Дагестане игра­ют качественно новую роль, являясь определя­ющим каналом формирования общественного мнения, инструментами властных структур в создании и поддержании ими собственного бла­гоприятного имиджа, формирования обществен­ного мнения нужной направленности. И, тем не менее, вопросов о положении дел в электронных СМИ действительно немало. Главный из них – на­сколько то, что мы видим ежедневно на экране, соответствуют реальности.

По мнению доцента кафедры электронных СМИ отделения журналистики Дагестанского го­сударственного университета Патимат Ибраги­мовой, региональная журналистика, в частности дагестанская, освещающая факты, события, яв­ления, процессы, с которыми зритель непосред­ственно сталкивается в повседневной жизни, является более убедительной, близкой, а значит, доступной для понимания и формирования у зри­телей своего отношения к заявленной в телеви­зионном сообщении проблеме.

По утверждению экс-советника Главы Дагеста­на Деньги Халидова, сегодня, мы переживаем та­кой период, когда общественное мнение форми­руется независимыми изданиями и государство обязано реагировать на контент в Интернете, который не имеет ничего общего с реальностью и с тем, что мы считаем положительным с точки зрения морали. Это и пропаганда порнографии, и пропаганда экстремизма. Поэтому нужно найти юридически и научно-обоснованные безупреч­ные методы по нейтрализации этой пропаганды, как это сделано в ряде стран. Мы можем пройти между силой покушения на свободу слова и все­общей вакханалией, которая творится в интер­нет-пространстве. Если на площадке нам удаст­ся найти золотую середину или хотя бы обозна­чить вектор, это будет обозначать, что мы не зря поработали.

И здесь возникает вопрос: а почему порой наши коллеги показывают жизнь в дагестанском обществе несколько приукрашенной, почему очень часто появляется необходимость обойти острые углы? Для примера возьмём ситуацию в сфере здравоохранения. Актуальный вопрос – отношение к больным, уровень квалификации врачей, работников среднего медицинского пер­сонала. Не секрет, что ежедневно мы встреча­емся с невнимательным, равнодушным, а порой просто преступно халатным отношением к боль­ным. Оценка суровая, но объективная. Этот во­прос довольно часто обсуждается в разговорах между собой. А что мы видим в телевизионных программах республиканского телевидения, чи­таем в газетах? Много тёплых и задушевных слов о тех, кто стоит на страже здоровья (порой заслу­женных) и очень мало о серьезных проблемах, с которыми сталкиваются дагестанцы в медицин­ских учреждениях. Проблем немало во многих других сферах нашей жизни. Вот так и возникают вопросы, на которые телезрители, к сожалению, не получают вразумительных, аргументирован­ных ответов.

В последние годы эксперты высказывают мысль о выработке общих международных пра­вил, по которым могли бы строиться взаимо­отношения СМИ и государства. По их мнению, государство просто обязано быть не только про­зрачным и понятным, но и занимать активную позицию при построении взаимоотношений с медиасообществом. Необходимо добиться вза­имной ответственности власти и средств массо­вой информации. Все правильно. Но это должно стать реальностью в деятельности СМИ, в их вза­имоотношениях с властью.

В последнее время заметно снизился уровень грамотности, понизилась и общественная нетер­пимость к проявлению безграмотности. Конечно, о человеке судят не по словам, а по его делам. Однако следует помнить, что умение правильно, точно, выразительно говорить – основа высокой культуры человека.

Специфика телевидения заключается в сию­минутности информации: здесь нет возможно­сти уточнить, переспросить. Поэтому качество языковой формы телевидения требует большего внимания, поскольку аудитория воспринимает не только информацию, но и ее звучание (про­изношение, интонацию). Телевидение и радио во многом определяют языковую культуру обще­ства. Между тем здесь работают люди разных профессий, выходцы из разных городов и райо­нов, иногда и совсем неподготовленные для та­кой работы. Опыт показывает: далеко не всегда творчески одаренный журналист умеет озвучить свой хорошо подготовленный сюжет. Многие журналисты телевидения забывают о том, что речь является их визитной карточкой и ею нужно дорожить.

И здесь мы опять возвращаемся к тому, что не­обходимо вывести на новый уровень подготовку телевизионных и радио журналистов.

И еще одна проблема современных электрон­ных СМИ. Говоря о современном телевидении нельзя не сказать о критике и действенности. Федеральный закон «О СМИ» обязывает всех чи­новников своевременно и объективно отвечать на критические выступления средств массовой информации. Это значит, что критика должна до­ходить до адресата. Органы власти должны при­нимать конкретные меры по устранению недо­статков, наказанию виновных. Необходимо учить людей пользоваться уже существующими обще­ственными и экономическими механизмами. Не пиарить только политиков и бизнесменов, а объ­ективно информировать общество о результатах их работы, критиковать зарвавшихся чиновни­ков, анализировать ситуацию в республике. И очень важно, что новая политическая команда в Дагестане Владимира Васильева понимает, что власть только тогда эффективна, когда находится в постоянном диалоге с обществом, а такой диа­лог немыслим без СМИ и журналистов.

ИльманАлипулатов,

политолог, председатель Дагестанского отделения МедиаСоюза РФ,заведующий кафедрой электронных СМИ ДГУ