Наперекор времени 20.09.2018г.№24

(К 100-летию со дня рождения Мариам Ибрагимовой)

В истории бывают времена, когда люди полно­стью раскрываются и обнаруживается кто есть кто.

В периоды правления диктаторов и тиранов немного находится героев, способных возвысить голос за справедливость. Но все ж такие нахо­дятся. Такими были Спартак, восставший против Римской Империи; Абд-аль Кадыр, возглавив­ший движение против Французской экспансии в Алжире; имам Шамиль, руководивший борьбой народов Северного Кавказа против царского са­модержавия.

В критические, переломные моменты истории, когда намечается «водораздел» различных мне­ний, серые массы принимают сторону сильного, прав он или нет.

Так случилось в эпоху Сталина в СССР, когда рабочие и колхозники единодушно одобряли смертные приговоры врагам народа и требовали незамедлительного их приведения в исполне­ние. На стороне обвиняемых оказывались лишь единицы.

Сталин обратил свой взор на Кавказ… Образ имама Шамиля, хоть и отдаленного огромным отрезком времени, не давал ему покоя.

Он пригласил к себе вездесущего и всеведа­ющего Лаврентия Берию и приказал ему «разо­браться с этим выскочкой Шамилем».

22 сентября 1950 года Президиум АН СССР постановил признать действия горцев реакцион­ными, националистическими, а Шамиля – став­ленником турецких султанов и английских коло­низаторов. Вслед за этим журнал «Коммунист» № 13 за 1950 г. опубликовал заказную статью Мир Джафара Багирова, порочащего нацио­нально-освободительную войну народов Север­ного Кавказа под руководством имама Шамиля. Выступление Багирова было навязано ученым, обществоведам, интеллигенции. Началась трав­ля имама Шамиля, настоящая фальсификация истории. «Историки» той эпохи представляют Шамиля фанатичным, реакционным деятелем, подчиненным захватническим интересам Турции и Англии на Кавказе.

Пострадал в эти годы от авантюризма Багиро­ва Гейдар Гусейнов – вице-президент Азербайд­жанской Академии наук, автор книги «Из истории общественной и философской мысли в Азер­байджане XIX века» за то, что сравнил народное восстание в Азербайджане с борьбой имама Ша­миля. Он был доведен наветами и давлением со стороны спецслужб до того, что покончил жизнь самоубийством. Известный ученый Расул Маго­медов, написавший труд «Борьба горцев за неза­висимость под руководством Шамиля» был снят с занимаемой должности – заместителя пред­седателя научной базы Дагестанского филиала Академии наук СССР и лишен степени доктора исторических наук.

В те опасные годы подняла свой голос в за­щиту имама Шамиля дагестанская писательница Мариам Ибрагимова. Вот что она пишет в сво­ем дневнике: «…Поскольку содержание статьи 1 секретаря ЦК КП Азербайджана Багирова в журнале «Большевик» имело прямое отношение к Дагестану, «Дагестанская правда» в тот час же откликнулась статьей первого секретаря Обкома партии Абдурахмана Даниялова, в которой раз­делялись взгляды Багирова на движение мюри­дизма и Шамиля. Мариам Ибрагимова не могла пройти спокойно мимо такого вопиющего факта и обратилась автору статьи. Даниялов уважи­тельно относился к Мариам Ибрагимовой, по­тому выслушал ее до конца. Затем он признался, что вполне согласен с ее точкой зрения, но он, как солдат партии, обязан был поддержать Багиро­ва. Он не стал скрывать, что его срочно вызвали в Москву и лично Маленков распорядился, велев ознакомиться со статьей Багирова, по возвраще­нии в Дагестан выступить в местной газете. Ма­риам Ибрагимова ответила на это, что при всем уважении к нему, она начнет публичный спор. Так она и сделала, написала статью объемом в два печатных листа и отправила в журнал «Вопро­сы истории» в Москву. Редакция дала дежурный ответ, что статья не удовлетворяет возросшим требованиям и ее публикация нецелесообраз­на. Затем последовало обещание опубликовать ее в «Ученых записках» в Дагестане. Но и этому не суждено было сбыться. Далее в своих записях Ибрагимова заключает: «Если бы после смерти Сталина у власти оказался Берия, несдобровать бы и мне, как Гейдару Гусейнову…».

На XX съезде КПСС был разоблачен культ лич­ности Сталина. Это обстоятельство открыло ши­рокие возможности и благоприятные условия для объективного освещения Кавказской войны. В октябре 1956 года состоялась научная сессия Дагестанского филиала Академии Наук СССР. Теперь Мариам Ибрагимова не была одинока в своей борьбе. Сессия признала концепцию Баги­рова фальсификаторской, антинаучной, вреди­тельской, направленной на прямое разжигание национальной розни. Борьба народов Северно­го Кавказа и деятельность имама Шамиля была официально признана народно-освободитель­ной. Хотя это и было удачей, но надо сказать, что такое решение Сессии имело свои изъяны и не давало полной, объективной картины драмы, развернувшейся на Кавказе в XIX веке.

Казалось бы, были расставлены все точки над «и». Но как говорил известный баснописец, на­добно ж беде случиться – застойные 70-е годы отрицательно повлияли на освещение борьбы имама Шамиля. Была сделана рьяная попытка возрождения багировщины. Появились пар­тийные решения и инструкции, запрещающие объективно исследовать Шамилевскую эпоху. Поэтому не появлялось полноценных исследова­ний, научных трудов, монографий, посвященных запретной теме. Издательство «Советский пи­сатель» не решилось опубликовать роман-три­логию Мариам Ибрагимовой «Имам Шамиль». Снова для писательницы начались мытарства и хождения по мукам. Путь романа-трилогии от момента создания до читателей оказался не­имоверно трудным и долгим. Несмотря на то, что была масса положительных рецензий, ни одно издательство не бралось выпустить его в свет, боясь ответственности и взысканий.

Даже в эпоху Перестройки, когда казалось бы все разрешили, сняли все идеологические пре­поны, упал Железный Занавес, была с высоких трибун провозглашена Гласность, роман не мог пробиться к читателям. Ибо стали появляться но­вые публикации совсем в духе старых сталино-бериево-багировских и застойных брежневских времен эпохи развитого социализма, которые считали, что имам Шамиль «мешает» укреплению дружбы народов в условиях Перестройки!..

Мариам Ибрагимова двадцать лет писала ро­ман, а последующие тридцать лет он пролежал в столе. И все же забрезжил свет в конце тон­неля. В постперестроечные годы издательство «Советский писатель» взяло на себя «бремя» издания многострадального произведения. Ре­дактор Голосовская пишет в предисловии к ро­ману: «Может быть, при чтении книги Мариам Ибрагимовой «Имам Шамиль» возникнет рито­рический вопрос: возьмётся ли ещё кто-нибудь из наших соотечественников с такой любовью и страстью, с такой исторической преданно­стью за эту сложную, ставшую со временем противоречивой и неясной тему о Кавказском имамате и третьем имаме его – Шамиле? Ма­риам Ибрагимова посвятила этой теме всю жизнь». Публикация романа-трилогии Ибраги­мовой «Имам Шамиль» послужила разгромным ударом по багировщине и его отвратительной компании, развернутой против Шамиля. Это был достойный ответ, пощечина фальсифи­каторам истории. Чтобы рассказать о подви­гах имама Шамиля, писательнице самой надо было быть готовой к самопожертвованию, к высокому гражданскому подвигу. Такой харак­тер она проявила в полной мере. Писательница вынесла все тяготы лишений военных и после­военных лет, но через всю свою жизнь пронес­ла привязанность и любовь к имаму Шамилю. Роман-трилогия «Имам Шамиль» значительный вклад в сокровищницу мировой литературы. Ее роман получился масштабным, многогранным. В нем проявилась политическая прозорливость автора, широта исторического видения и мас­штабность мышления.

Очень ценна для нас оценка Расула Маго­медова, в свое время пострадавшего за Ша­миля, данная им в статье «Всепоглощающая страсть к справедливости»: «…Работая врачом, она оставалась верной своей девичьей мечте – написать роман о великом человеке, вожде горских народов имаме Шамиле. И написа­ла! Чтобы оценить её титанический труд, надо окунуться в исторический дух эпохи, в которой мы все тогда жили. Имам Шамиль под пером Мариам Ибрагимовны Ибрагимовой великоле­пен! Он добр и щедр душой даже к своим по­верженным врагам. В годы могущества и в день падения, в золотой клетке пленника и в новом лице пилигрима, держащего путь к святым ме­стам Аравии, или же на молитвенном коврике в дни старческой немощи, Шамиль у Мариам полон обаяния, мужества, благородства. Исто­рикам и литературным критикам ещё предсто­ит провести тщательный анализ произведений Ибрагимовой, в том числе лучшего из них – о великом Шамиле, которое выдержало за ко­роткое время уже три издания. Им предстоит тщательно изучить жизнь Мариам, чтобы взять с неё пример и оценить её творческий подвиг. Нам же пока остается читать трилогию «Имам Шамиль», любоваться красотами родной земли и гордиться подвигами наших предков, так лю­бовно описанными Мариам Ибрагимовой в её пламенной книге».

Вслед за рецензентами и сама писательница признается, что роман-эпопея «Имам Шамиль» – основное произведение ее творчества. Так в ее дневниковых записях мы читаем: «Шамилю я по­святила всю свою жизнь, дралась за него, защи­щала на всех уровнях – от Махачкалы до Москвы. Не могла смириться с шельмованием любимого героя. Выход в свет моего романа после многих лет замалчивания и отказов считаю своей побе­дой, ибо не сомневалась никогда, что Шамиль вновь займёт достойное место среди титанов его эпохи».

Хизри ИЛЬЯСОВ,

доктор философских наук