Единое информационное пространство 26.07.2018г.№18

В рамках создания в стране еди­ного информационного простран­ства развитие телерадиовещания необходимо рассматривать в пер­вую очередь с точки зрения обе­спечения конституционных прав и свобод человека, доступа к массо­вой информации, использования духовного и культурного наследия, соблюдения норм общественной жизни, воспитания патриотизма.

За последние 15-20 лет в стране произошли принципиальные измене­ния в сфере производства и распро­странения электронных средств мас­совой информации и систем массовых коммуникаций. И в первую очередь эти изменения коснулись телевидения. В основном это связано с переходом от аналоговых методов обработки сигна­ла к цифровым, разработкой систем сжатия, кодирования и мультиплек­сирования цифровых потоков, воз­никновением мультимедийных сред, интерактивных услуг, развитием сети Интернет и мобильной связи.

Многие эксперты в этой области ныне сходятся на том, что СМИ в целом и телевидение в частности, как обще­ственная трибуна не только результат демократизации, но и её непременное условие, даже гарантия. Однако осво­ить именно эту новую роль в процессе телевизионной перестройки послед­них лет оказалось труднее всего.

Сегодня достаточно много и часто говорят и о содержательной стороне регионального телевидения. Об ин­формационной и вещательной полити­ке, о структуре построения конкретных программ, оперативности и объектив­ности фактов, с которыми ежедневно знакомятся телезрители. Здесь все очень непросто, есть над чем пораз­мышлять и задуматься. Мнения теле­зрителей, экспертов, журналистов и руководителей каналов разнятся.

Одна из проблем современного регионального вещания — необхо­димость формирования сбаланси­рованного информационного поля, куда должны органично вписываться интересы местных политических цен­тров и зрителя. Принцип верстки в концепции-обеспечение устойчивого внимания зрителя в программе за счет оперирования в выпуске позициями событийных сообщений, проблемно­го репортажа и сюжета с элементами развлекательности.

Так должно быть в идеале. А что мы видим ежедневно на экранах респу­бликанского телевидения? Насколько оперативно и объективно отражаются события, которые происходят в Даге­стане? Почему на экране одни и те же по трафарету подготовленные мате­риалы с многочисленных заседаний и совещаний. Почему так мало проблем­ных сюжетов о жизни рядовых людей?

По утверждению ряда независимых экспертов в Дагестане, государствен­ное телевидение в последние годы, переживает не самые лучшие време­на. Понятно, что решение многих про­блем, обусловленных, прежде всего, новым пониманием роли телевидения в жизни общества, зависит сегодня не­посредственно от системы и объемов финансирования.

Анализ показывает, что в республи­ке одним из ключевых субъектов опре­деления повестки дня в телевизион­ных новостях, по-прежнему остается государство и это прямая зависимость региональных телеканалов от орга­нов власти все еще высока. Именно, поэтому полноту и объективность ос­вещения информационной картины политической жизни в республике, ре­спонденты оценивают неоднозначно.

Переход на цифровой стандарт ве­щания открыл новые возможности пе­ред региональным государственным телевидением. Именно развитие циф­рового телерадиовещания в Дагеста­не является значительным событием в медийной жизни республики. Именно с регионами, как главным стратегиче­ским ресурсом связаны перспективы развития федеральных вещателей и рекламодателей, стремящихся к осво­ению национального поля. Повышение эффективности функционирования современного телевидения заключа­ются во взаимном дополнении и обо­гащении.

Еще один актуальный вопрос. Не­смотря на новые политические веяния, желание выстроить по новому инфор­мационную политику, проблем в рабо­те СМИ и ТВ, в частности, немало. Не­которые из них связаны с несовершен­ством законов и плохой организацией работы самих редакционных коллек­тивов, отсутствием в них творческой атмосферы, связанных с отсутствием элементарных профессиональных ка­честв у отдельных руководителей СМИ и просто политического чутья.

По утверждению преподавателя кафедры электронных СМИ ДГУ Ната­льи Булейко, многие выпуски инфор­мационных программ «Вести недели» на ГТРК и «Время новостей. Итоги» на РГВК «Дагестан» для региона до­статочно насыщены, но в них преоб­ладают официальные, «паркетные» материалы, подготовленные зачастую наспех, не профессионально, однобо­ко, порой восхваляя представителей власти только за то, что они выполняют свои должностные обязанности. Одна­ко если федеральные информацион­но-аналитические программы отдают предпочтение культурно-духовной теме и далее социальной, экономиче­ской и политической, для наших коллег многие годы приоритетной является почему-то политическая тематика. Она занимает 70-80% эфирного вре­мени каждого выпуска. Не оправдано много материалов, о ходе совеща­ний, заседаний, пресс-конференций, встреч руководителей парламента, правительства. Причем формы и ме­тоды подачи материалов те же что и во время правления Дагестаном Абдула­типовым, Магомедовым, Алиевым…

Есть и другие мнения. Но очевид­но одно — телевидение, претендуя на объективность передаваемой инфор­мации, очень редко позволяет себе субъективный взгляд на предмет. А это значит, что мы сознательно сужаем поле объективности.

Большие резервы в сфере аналити­ки, непосредственно связанной с по­литической тематикой.

Интерактивность — обратную связь с телезрителями — дагестанские теле­радиокомпании практически не при­меняют в последние годы. Это очень важно, когда телезритель, который смотрит передачи, может среагиро­вать, обратиться, получить ответ и принять участие в этой передаче.

Так, что здесь, есть над чем серьез­но задуматься. И здесь встает другая важная проблема — подготовка и пе­реподготовка журналистских кадров.

На базе ГТРК «Дагестан» в ДГУ соз­дана специальная кафедра, электрон­ных СМИ, функционируют Школы мо­лодых журналистов на телевидении и редакции газеты «Орленок Дагестан». На отделении журналистики филоло­гического факультета открыта маги­стратура по бюджетной форме обуче­ния. Десятки выпускников отделения журналистики плодотворно работают на федеральных и региональных ка­налах. Но этого недостаточно. Нужно развивать и вывести на новый уровень подготовки теле и радиожурналистов. Ведь не секрет, что многими кана­лами в городах и районах руководят случайные люди, по крайней мере, не специалисты. А это значит, что надо продумать специальную программу по подготовке и переподготовке жур­налистов. Свое веское слово должны сказать Правительство РД, Союз жур­налистов РД, экспертное сообщество.

Многолетняя практика работы на ТВ, анализ ситуаций в нашем регионе убеждает нас в том, что реалии сегод­няшнего дня требуют переосмысления самой природы информационного рынка. Перспективным направлени­ем в СМИ в целом, и в электронных в частности, видится интерактивная журналистика, принципиально ори­ентированная на диалогичность отно­шений с аудиторией. Технологические возможности телевидения, радио и электронных версий газет давно по­зволяют перейти к такому уровню. В любом цивилизованном обществе весьма эффективно, работает цепоч­ка: Власть-СМИ-Общество. Электрон­ные и печатные средства массовой информации доводят до власти на­сущные проблемы общества, которая в свою очередь обязана их решать. Контроль «снизу» даёт возможность строить и ограничения «сверху» дают возможность строить эти отношения на паритетной основе. Но если такое равновесие нарушается, то власть те­ряет связь с обществом, становится в его глазах нецелесообразной.

В нашем журналистском сообще­стве немало патриотов, которые пред­лагают конкретные современные пути развития СМИ в Дагестане.

Так, по мнению экс-министра печати и информации РД Умаросмана Гаджи­ева, некоторые муниципальные из­дания необходимо объединять в хол­динги, активно используя интернет — технологии, оптико-волоконную связь. Это позволит оперативно выпускать газеты и самое главное — вовремя до­ставлять их читателю. Это очень важ­но. Но здесь возникает другой вопрос. Мы должны иметь обратную связь, знать, кто что смотрит, читает? И все преобразования производить только после тщательного изучения дел на местах, анализа, проведенного экс­пертами в области СМИ. Этой работой никто сегодня не занимается.

Как утверждают специалисты, в структуре государственного регио­нального телевидения, а может быть и министерства информации крайне не­обходимо иметь специальную структу­ру по изучению мнения телезрителей, радиослушателей и читателей. При подготовке любого нового проекта руководствоваться исключительно ре­зультатами социологических исследо­ваний и опросов.

Для успешного развития региональ­ного телевидения необходимо, пре­жде всего, получить точную информа­цию о характере и интересах дагестан­ской аудитории. И первыми шагами в решении этой задачи должны стать социологические исследования. По мнению экспертов, увеличение чис­ла художественно-публицистических, музыкальных, молодежных, детских программ (последние могут активно развиваться за счет интерактивного характера) должно привлечь большое количество телезрителей.

Да, сегодня мы живем в мире, кото­рый становится на рельсы экономики. Мы не можем позволить себе роскошь в студиях, иметь ассистента-режис­сера, ассистента оператора и т.д. Се­годня, как правило, журналист, корре­спондент не может работать только в одной узкой нише и освещать только, например, культуру или сельское хо­зяйство. Журналист регионального телевидения должен уметь освещать любые темы.

Пришло время в корне менять ин­формационную политику. Не делить СМИ на своих и чужих. Наладить диа­лог власти и общества и использовать возможности СМИ для доведения до рядовых дагестанцев всех деталей но­вого политического курса Владимира Васильева.

И первые шаги в этом направлении уже предпринимаются. Меняются от­ветственные за информационную по­литику, создаются новые структуры на правительственном уровне. Но, на мой взгляд, не оправдано затягивается назначения и утверждения руководи­телей Министерств и ряда ведомств, которым поручено в корне изменить ситуацию в медиапространстве Даге­стана.

Более активных действий мы ждем от общественных организаций журна­листского сообщества. В этом плане вызывает уважение инициатива груп­пы опытных наших коллег и молодого журналиста Тамерлана Магомедова о создании пресс-клуба, который ра­ботает в последнее время достаточно активно и эффективно. В составе клу­ба – известные в Дагестане и за его пределами общественники, руководи­тели и представители СМИ, патриоты Дагестана. Они организовали дискус­сионную площадку на базе отделения журналистики Дагестанского госу­дарственного университета и вместе с преподавателями, аспирантами и студентами главного вуза республики обсуждают самые актуальные пробле­мы дагестанской жизни и предлагают пути решения сложных вопросов. Надо бы поддержать эту инициативу наших коллег и найти телевизионный формат на республиканских каналах

Дагестанцы в последние годы из­бирательно подходят к выбору телеви­зионных передач, что обусловлено ра­стущей конкуренцией на телевизион­ном рынке, когда наличие множества источников позволяет переключаться на другие каналы. Так теряется основ­ная часть аудитории. Этот процесс не­избежен и имеет тенденцию к потере потенциальных телезрителей. Между тем научно доказано, что телевизион­ные каналы входят в привычку людей. Есть телезрители, которые всегда смотрят круглосуточный новостной канал или только ТНТ, или только СТС, это самый тяжелый контингент зрите­лей, испытывающих своего рода ин­формационную зависимость от имен­но «своего» канала.

По данным социологических опро­сов в Дагестане регулярно смотрит республиканские информационные программы преимущественно взрос­лое поколение зрителей от 40 лет и старше. Молодежь практически не ин­тересуется местными новостями, их больше привлекают мировые новости. Факт остается фактом. Главным ис­точником получения информации для них является Интернет со своим не­объятным ресурсом и возможностью интеракции.

И все же сегодня, по-прежнему, главным остается вопрос: почему жур­налистика утрачивает доверие читате­ля, зрителя, слушателя?

Ильман Алипулатов,

председатель Дагестанского отделения Медиа Союза России,

руководитель кафедры электронных СМИ ДГУ