Развитие гражданского общества Опыт. Проблемы. Перспективы. 19.07.2018г.№17

В Дагестане активно идет масштаб­ная работа по борьбе с коррупцией. Продолжаются отставки, новые на­значения в республиканском Прави­тельстве, проходят новые задержания, аресты высокопоставленных чиновни­ков. И в этих условиях модернизацию дагестанского общества невозможно себе представить без дальнейшего развития демократических институтов и структур гражданского общества, появления многочисленного средне­го класса, формирования настоящей конкурентной партийной системы, свободных выборов, перемен во всех сферах общественной жизни под вли­янием электронной и информацион­ной революции.

По мнению независимых экспер­тов, гражданское общество в готовом виде невоможно назначить прика­зом, утвердить указом. Становление и зрелость гражданского общества обуславливается рядом личностных факторов: психологической культурой, содержательным мировоззрением, глубиной знаний и, наконец, самоува­жением.

Политолог Владимир Пастухов ут­верждает, что говорить о гражданском обществе в нашей стране могут только люди с сильно развитым воображени­ем. Да, у нас уже существуют институ­ты гражданского общества, но почти все они отчуждены от основной массы граждан и формально представляемых ими социальных групп, которые не до­веряют им и не видят в них защитников своих интересов. Это различные него­сударственные ассоциации в различ­ных сферах деятельности – профес­сиональные, международные, пред­принимательские и тд. Это партии и общественные движения, профсоюзы, экологические организации, печатные и электронные СМИ. Пресса – это, в сущности, голос гражданского обще­ства в основном сводится к инерцион­ному лозунгу и столь же стереотипным сетованием по поводу отсутствия та­кого же общества.

Взаимодействие органов власти с некоммерческими организациями должно основываться на принципе партнерства: государство готово ока­зывать помощь «социально-ориенти­рованным НКО».

Не секрет, что фундаментом совре­менного гражданского общества явля­ется высокоразвитая экономика. Без этой важнейшей предпосылки в обще­стве не могут формироваться и надеж­но функционировать другие системы в отношении гражданского общества. По утверждению известного дагестан­ского ученого, члена Общественной палаты РД, профессора Дагестанского государственного университета Му­стафы Билалова, гражданское обще­ство – такая организация, которая оптимально учитывает потребности его членов и предоставляет им воз­можность добиваться реализации соб­ственных интересов.

«Ситуация с правами человека в нашей стране не идеальна. Там, где гражданское общество еще не достиг­ло своей зрелости, не набрало силу, там, конечно, власти легче проводить такие манипуляции», — полагает Вла­димир Путин, — «В этом смысле наша задача в том, чтобы наше гражданское общество мужало, росло, укреплялось и чувствовало свою силу» — считает он.

По мнению, известного дагестан­ского ученого Юрия Сагидова, одним из признаков протекания процесса формирования гражданского обще­ства является нарастание контроля общества над властью, при котором претворяется в жизнь принцип – не народ под властью, а власть на служ­бе у народа. Этому прессу в Дагестане оказывается упорное сопротивление со стороны тех людей, эгоизм которых намного превышает планку разумного сочетания личных интересов с обще­ственными. Их действия с позиции об­щечеловеческих ценностей амораль­ны. Сегодня эти «умельцы», которые пользуясь не установившимися право­выми отношениями в государстве, строят свое благополучие и вообще все свои социальные преимущества за счет тех, кто не может или не хочет этого делать.

В Дагестане зарегистрировано бо­лее 3500 общественных организа­ций. И, тем не менее, республика по- прежнему находится в конце списка регионов по числу некоммерческих организаций на тысячу граждан. В становлении гражданского общества за последние годы сделано немало. Особенно в плане исследования про­блем в этой важной сфере, разработке мер по их решению, законодательному закреплению этих мер, но совсем не­много удалось сделать по конкретной реализации всего этого на практике.

За годы своего функционирования дагестанская республиканская обще­ственная Палата доказала, что обще­ственный контроль за властью – это реальность, которая в конечном ито­ге дает возможность эффективного управления многими процессами в ре­гионе. Об этом свидетельствуют итоги общественного мнения, многочислен­ные обращения рядовых дагестанцев.

Многие независимые эксперты ут­верждают, что недовольство рождает­ся там, где несправедливость, обман, двойные стандарты, высокомерие чиновников. Причин много. Но самое главное – расслоение общества на бо­гатых и бедных, на очень богатых и тех, кто оказался за чертой бедности. И это очень серьезная проблема нашего ре­гиона. Рядовые дагестанцы часто стал­киваются с несправедливостью. Разве справедливо, что у нас в стране, а зна­чит и в республике совершенно раз­ные стандарты зарплаты для обычных граждан и государственных служащих. Некоторые из последних без зазрения совести поднимают свои заработки на 50-100% в год. Многочисленные фак­ты из нашей практики показывают, что большинство чиновников зачастую во­руют бюджетные средства. Надо бы законодательно зафиксировать порог зарплаты для руководителей и госслу­жащих: скажем, чтобы он не более чем в 2-3 раза превышал средний оклад по стране, республике. Только тогда у государственных служащих, руководи­телей будет стимул для того, чтобы по­вышать уровень жизни не только себе, но и всем гражданам.

Заключения Общественной Палаты, представителей наиболее активных общественных организаций по проек­там законов могли бы стать реальным инструментом совершенствования за­конотворческой работы республикан­ского парламента.

По инициативе Общественной Па­латы Дагестана в республике за по­следние годы проведено немало раз­ного рода мероприятий. Это и съезды матерей, молодежи и конференции некоммерческих организаций «Даге­стану — мир и согласие». И сегодня с большим удовлетворением можно от­метить плодотворную работу этого ин­ститута. Среди руководителей Совета — активные общественники такие, как кандидат экономических наук, предсе­датель региональной некоммерческой организации «Толеранс», руководи­тель Совета старейшин сел. Доргели Карабудахкентского района Абсалю­дин Мурзаев. Он регулярно выступа­ет в СМИ, высказывает свою четкую позицию в вопросах совершенство­вания управления на региональном и муниципальном уровне. Делает это на конкретных примерах, критикует нера­дивых чиновников и предлагает свое видение решения назревших проблем.

И таких примеров немало. В рабо­те общественных организаций — все еще много недостатков и серьезных упущений. Об этом свидетельствуют итоги поездки ответственных работ­ников Министерства по национальной политике РД в города и районы Юж­ного Дагестана. Немало резервов в плане четкой организации работы ор­ганов местного самоуправления с на­селением. И сейчас на республикан­ском уровне принимаются конкретные меры с тем, чтобы реально изменить ситуацию на местах. А для этого не­обходим серьезный анализ положения дел в городах и районах республики. И только затем программа действий.

И даже при всем этом, эксперты, впрочем, как и некоторые руководи­тели общественных организаций, от­мечают все еще низкую гражданскую активность населения: «В государстве пока не сформирован новый формат взаимодействия трех составляющих: власти, общества, бизнеса. Подавля­ющее большинство дагестанцев все еще полагаются на государство, воз­лагая на него решение всех проблем, тогда как в развитых странах огромную роль в политической жизни играют сами общественные организации.

В последние годы в Дагестане осоз­нана необходимость систематическо­го диалога власти и общества, созда­ния структуры, осуществляющий об­щественный контроль на прочном ос­новании закона. Сегодня в республике работает шестой созыв Общественной палаты. За это время уже сложился конкретный стиль ее работы, система взаимодействия с гражданским обще­ством. Вызывают интерес регулярные слушания, проводимые Общественной палатой, «круглые столы» по самым ак­туальным вопросам современной да­гестанской жизни.

Есть в работе недостатки. Обще­ственникам все еще не хватает на­стойчивости, юридической грамотно­сти. Многое в этой работе зависит и от самой власти. Важно понять и осоз­нать, что республиканская власть все­рьез принимает во внимание позицию гражданского общества, вынуждена считаться с мнением рядовых даге­станцев. Таким образом, проведение публичных мероприятий является од­ной из наиболее эффективных форм воздействия на деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления через выра­жение общественного мнения.

Инициативы общественников долж­ны стать частью государственной по­литики.

Как отмечает доктор политических наук, профессор Абдулла Магоме­дов, на данном этапе развития даге­станского общества нужен реальный диалог основных политических сил с целью достижения консенсуса и вы­работки эффективной программы мо­дернизации. Нужно обязательно при­влечь к модернизации и определению ее конкретной программы широкие народные массы. Нужно пробудить творческую инициативу народа и дать ему реальное право решающего голо­са при принятии ключевых политиче­ских решений.

Главное – изменить отношение вла­сти и народа, преодолеть отчуждение политической власти от народа, реаль­но демократизировать политические институты, поставить власть под кон­троль народа. Как минимум необходи­мо, чтобы все существенные законы и ключевые политические решения вы­носились на всенародные обсуждения и референдум.

Процессы демократизации и ста­новления гражданского общества идут в нашей стране одновременно. На успех этих взаимосвязанных и взаимо­обусловленных процессов мы можем рассчитывать только при обязатель­ной совместной работе государствен­ных и негосударственных структур. А для этого нужен неформальный и не­прерывный диалог между ними.

Ильман Алипулатов,

председатель Дагестанского отделения МедиаСоюза России,

член Общественной палаты РД