Особый ребенок — не обуза 21.06.2018г.№14

Наш корреспондент на днях встретился с председателем Центральной психолого-меди­ко-педагогической комиссии (ПМПК)г. Махачкалы Джалако­вой Д.С. и побеседовал о роли ПМПК в определении дальней­шей образовательной траекто­рии детей с ограниченными воз­можностями.

Джамиля Салаутдиновна, рас­скажите, пожалуйста в каком году была создана Комиссия и с какого времени Вы ею руково­дите?

— Центральная психолого-меди­ко-педагогическая комиссия была создана более 30 лет тому назад , a я начала руководить ею с 2015 г.

Хотелось бы узнать более подробно о целях, задачах и ос­новных направлениях работы.

— Цель ПМПК — выявление детей и подростков с отклонениями в раз­витии, проведение комплексного диагностического обследования несовершеннолетних и разработка рекомендаций, направленных на определение специальных усло­вий для получения ими образова­ния и сопутствующего медицин­ского обслуживания.

ПМПК устанавливает наличие ограниченных возможностей здо­ровья и потребность в создании специальных условий обучения и воспитания, это:

-использование адаптирован­ных образовательных программ и методов обучения и воспитания,

-специальных учебников, учеб­ных пособий и дидактических ма­териалов,

предоставление услуг ассистен­та (помощника), оказывающего обучающимся необходимую тех­ническую помощь, предоставле­ние услуг тьютора, проведение групповых и индивидуальных кор­рекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций.

Что подразумевает понятие «особый ребенок» и с какими проблемами чаще всего встре­чаются их родители?

— «Особый ребенок» — это ре­бенок с эмоциональными, соци­альными, физическими или пси­хическими проблемами. Каждое ограничение здоровья имеет свою специфику, и мы как специалисты должны донести это до родителей, чтобы ответить на интересующие их вопросы. Семья, воспитываю­щая ребенка с особенностями в развитии, на протяжении жизни переживает серию критических со­стояний. Семья с социально — пси­хологической поддержкой легче преодолевает эти кризисные пери­оды. Психолого¬педагогическое направление ставит своей целью — сформировать у родителей адек­ватные способы взаимодействия с ребенком.

Родители в коррекционной ра­боте со своим ребенком участвуют в формировании его будущего при этом повышается самооценка, са­моуважение и снижается эмоцио­нальное напряжение.

С другой стороны, в рамках пе­дагогического процесса, устанав­ливаются доверительные отноше­ния между педагогом и родителем ребенка. В результате чего : роди­тель готов к сотрудничеству, при­нятию рекомендациий.

Установив эмоциональный кон­такт, мы приступаем к коррекции внутреннего психологического состояния и взаимоотношений между родителем и ребенком. Ро­дителей мы обучаем определенно­му набору методических приемов, используемых в практике коррек­ционной педагогики. Оказывая по­мощь семье, нужно предоставлять родителям полную информацию об особенностях их ребенка: сооб­щать его специфические отрица­тельные и положительные особен­ности, сильные и слабые стороны, подчеркивая больше сильные. Нужно на примерах убеждать ро­дителей, что их «Особый ребенок» как это звучит ни парадоксально, является не обузой для них, а ис­точником их духовного развития. Ежедневное общение с ребенком коренным образом меняет роди­тельское мировоззрение, мать ребенка становится мудрее, гу­маннее, осознавая, что буквально все люди имеют право на любовь и существование независимо от того, какие они, учатся они или нет, похожи на других или нет. Такое «прозрение» родителей является благом для всех и играет опреде­ляющую роль в гармонизации ро­дительских отношений.

Чем руководствуются в своей работе члены Комиссии, каки­ми нормативно-правовыми ак­тами?

— В своей деятельности ПМПК руководствуется современной нормативной и правовой базой, работает в полном соответствии с Положением о психолого-медико- педагогической комиссии (приказ Минобрнауки РФ от 20 сентября 2013г. №1082. ПМПК ориентиру­ется на приказы Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального госу­дарственного образовательного стандарта начального общего об­разования обучающихся с ограни­ченными возможностями здоро­вья» и № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обра­зования обучающихся с умствен­ной отсталостью (интеллектуаль­ными нарушениями).

Какие ещё Комиссии в горо­дах и районах республики рабо­тают помимо вашей?

— В республике организованы и приведены в соответствие с нор­мативными и правовыми актами 8 ПМПК (одна центральная и 7 территориальных), при городских и районных управлениях образо­вания: г.г. Махачкалы, Дербента, Избербаша, Кизляра, Буйнакска, Кизлярского и Хасавюртовского районов, утвержденных Постанов­лениями территориальных муни­ципальных образований, мини­стерством образования и науки Республики Дагестан.

Все специалисты центральной и территориальных ПМПК прош­ли специальные курсы повышения квалификации в ФГАОУ ВПО «Се­веро-Кавказский Федеральный университет». (дистанционно -35 специалистов).

Указанные комиссии оказывают раннюю диагностику и квалифи­цированную помощь всем детям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в воз­расте от 0 до 18 лет, проживающим в республике. ПМПК выдают за­ключения и рекомендации по ус­ловиям образования детей с ОВЗ только по личному заявлению ро­дителей.

Имеется ли у Вас база данных о детях-инвалидах с ОВЗ и како­ва её статистика на сегодня?

— Да, у нас есть база данных о детях-инвалидах с ОВЗ, но к со­жалению ее статистика весьма не утешительная. На 01.04.2017 г. Центральной ПМПК обследовано 2132 ребенка.

Что включает в себя ком­плексное обслуживание детей с ОВЗ?

— «Комплексное сопровождение детей с ОВЗ» образовательного учреждения носит многоуровне­вый характер, поскольку реализу­ется на разных уровнях (учрежде­ния, муниципальном, региональ­ном); включает в себя различные компоненты (образовывающее, воспитывающее, развивающее и социализирующее пространства). Эти уровни и компоненты взаи­мосвязаны между собой и в то же время, в зависимости от реали­зации целей и задач, тот или иной уровень или компонент может до­минировать. В программу «Ком­плексное сопровождение детей с ОВЗ» включены механизмы мони­торинговой деятельности учреж­дения, что позволяет корректиро­вать деятельность школы по пси­холого-медико-педагогическому сопровождению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Если можно несколько слов о коррекционно-развивающей работе и психолого-педагоги­ческой помощи

— Это дополнительная к основ­ному образовательному процессу деятельность, способствующая более эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализа­ции его способностей в различных сферах. Эта работа не подменяет собой обучение ребенка с особы­ми образовательными потребно­стями, которое тоже носит коррек­ционно-развивающий характер, а включена в психолого-медико- педагогическое сопровождение ребенка в образовательном про­цессе.

Особенности коррекционно- развивающей работы: создание положительной психологической атмосферы, задания выполняются в игровой форме, отметки не ста­вятся, хотя отслеживание резуль­татов развития ребёнка ведётся на каждом занятии, для достижения развивающего эффекта, необхо­димо неоднократное выполнение заданий обучающимися, но на бо­лее высоком уровне трудности.

Занятия по коррекции дефектов в развитии проходят в индивиду­альной или групповой форме. На каждом занятии создаются ситуа­ции успеха и похвалы, способству­ющие повышению учебной моти­вации и самооценки обучающихся, обеспечивается щадящий режим и дифференцированный подход. Уроки строятся с учётом индиви­дуальных особенностей детей.

В коррекционно-развивающей работе значительное место зани­мает психологическая и педагоги­ческая коррекция.

Какие специалисты входят в состав комиссии, их уровень подготовки?

— В состав центральной пси­холого-медико-педагогической комиссии входят: руководитель, учитель логопед, педагог-психо­лог, социальный педагог, учителя- дефектологи: олигофренопедагог, дефектолог-логопед, тифлопеда­гог, сурдопедагог, психиатр, мето­дист, секретарь, специалист. Все они имеют высшее образование, по профилю, с большим стажем работы.