Мысли вслух

Все реки впадают в море, однако, они не переполняют его, ибо совершив круговорот, возвращаются к своим ис­токам, такова природа и человека, где бы не жили, как бы не жили, на исходе жизни нас тянет туда, откуда мы ро­дом, где наши корни, наше начало.

Жизнь становится все желанней к концу, как слаще плод при созревании, хочется все переосмыслить, успеть, что-то важное сделать, чтобы оставить своим внукам не деньги, не недви­жимость, а более ценное, духовное, высоко человеческое, а для этого не­обходимо, чтобы жизненный путь был содержательным и чистым.

Я очень хочу, чтобы мои потомки не совершали ошибок, чтобы не мучались от того, что сделали то, что не надо было делать, и не сделали того, что надо было сделать, ибо прошлые по­ступки можно порицать, но исправить их уже невозможно, хочу чтобы осмыс­ливая прошлое, не мучались от стыда и боли, от бессмысленно прожитой жизни, но победить смерть нельзя, а жить и творить надо вопреки всему. Нужно стараться быть счастливым, но не исходя из мысли, что для этого все средства хороши, а жить правилами совести. Иметь мужество и стойкость переносить все удары судьбы, ни пе­ред кем, ни перед чем, не сгибаться, не озлобляться и помнить — мир спа­сают доброта и честь, ведь наша жизнь ценится не за длину прожитых лет, а за содержание и за то, что ты успел сде­лать для людей.

В наше время, таких как я понять трудно, особенно сейчас когда стер­ты многие человеческие ценности, поэтому когда у меня спрашивают: « Вы же Айшат Курбановна, публичный человек, почему у вас слезы, когда го­ворите?». Да, я плачу по времени моей молодости, про разрушенную Великую державу под названием СССР (моло­дежь часто не знает такие аббревиа­туру), по добрым хорошим людям на­шего села, которые будучи совсем не состоятельными людьми, старались чем-то вкусным угостить своих друзей, соседей. Навсегда запомнила подругу Жувайратла Хадижат и ее мужа Рад­жаба Акаевича – прекрасных, интел­лигентных людей, от общения с кото­рыми я становилась счастливой, ибо воспоминания, того чистого, светлого заставляли думать, что может не все потеряно в сегодняшнем времени, где человек человеку не друг и не брат…, а просто так.

Мои слезы – это не только носталь­гия по прошедшей жизни, а боль по ушедшим хорошим людям, по добрым временам, когда мы так доброжела­тельно относились друг к другу, бе­регли человеческие отношения, были способны на благородные поступки, умели радоваться чужим успехам и быть счастливыми, когда счастливы другие.

По соседству со мной жила род­ственница моей мамы Агъала Къисту, после моей свадьбы она мне говорила: «Родная моя, как на райский сад лю­блю смотреть на ваше окно, не закры­вай его», — она радовалась тому, что я живу в новом доме, красивом и благо­получном (относительно тех времен). Помню соседку моей мамы Разакьла Аттабу, под окнами у нее был малень­кий огород, где разводили пчел, мно­гие девочки-школьницы, собирались в их большой комнате, делали уроки, а тетя Аттаба давала вкусный горячий чурек с медом, поев который, мы бе­жали в школу.

Мои любимые тети Мусат, Ужат, к которым я шла после школы, несла чу­реки моей мамы, меняла на ячменную булку (сулкъа) и какой же вкусной она казалась, после чуду, курзе, знаме­нитых белых пончиков – моей мамы. Мы жили одной семьей, все делили, и еду, и горе, и радость. У тети Ужат горя было столько, что его хватило бы на две жизни; на фронте погиб муж, остались на ее руках, старая свекровь, пятеро детей.

В тяжелые годы тетя Ужат их вы­растила здоровыми, может не всегда сама досыта ела, были послевоенные трудные времена, дала образование, женила и потеряла их, не доживших и до 40 лет.

Были другие соседки Аттаба­ла Загьидат, Мух!атпала Айбала, Айдих!яжила Пат!имат, которые поте­ряли своих мужей, остались вдовами с детьми, вырастили их, вывели на светлую дорогу жизни, все они нашли себя. Я принимала у них роды, лечила их и детей, они всегда думали, чем же меня угостить, а их человеческая бла­годарность была в словах «Моя доро­гая Айшат то, что ты сделала, никогда не забуду», «Пусть ждет тебе долголе­тие». Спустя столько лет, я вспоминаю этих добрых, мужественных женщин, которые растили детей, трудились, не жаловались на свою тяжелую судьбу, не завидовали тем, чья жизнь оказа­лась более успешной и удачной, как это свойственно сегодня людям.

Мы были единственной семьей в 70-е годы, проживающей в городе, кто только, с какими только проблемами не приходил ко мне и к моему мужу – всем помогали, ни от кого благодар­ности не ждали, а сегодня их дети, да и некоторые сами из них, при встрече «не унают» меня – есть и такая катего­рия людей.

Я очень любила свой тухум, моя тетя по матери Бака, чистейшей души человек, смерть ее единствен­ного сына, моего двоюродного бра­та Арслана, также брата Кьамбула, я слез своих выплакать не смогла в доме, который они строили.

Мои дорогие, со слезами в глазах я каждый день у себя на балконе, вспо­минаю как мы любили, как берегли, как боялись и переживали друг за друга, когда были вместе.

Мама моя готовила вкусные блюда в свое время, чтобы она научилась гото­вить, мой отец периодически возил ее в г.Дербент, где можно было перенять опыт этого искусства. Наш дом был как «каравансарай», где встречали любого с юмором и вкусным чаепитием.

Конечно, мы стали взрослыми, вы­росли наши дети, с другими нрава­ми. Счастья полного нет, но как свет в конце тоннеля, светлые образы мамы, папы, родственников, друзей.

Любимая двоюродная папина се­стра Халумистакла — мудрая, муже­ственная, порядочная женщина, ко­торая воспитала и вырастила такого сына, как мой родной, любимый, уни­кальный человек, муж моей сестры – Магомед Асадуллаевич – образец чести и порядочности, его погибший в 28 лет старший брат Пашала Бах!амад – красавец- богатырь, добряк.

Моя мать могла по-родственному пожурить мою тетю Халумисбак, она же, спокойно аргументировала свои поступки и со словами: «Что можно сделать я ваша, а вы мои родственни­ки» — этим заканчивались наши «раз­борки».

Были две женщины Мунги Патимат и Ибила Хибай, про которых я хочу сказать – добрые, приветливые и тру­долюбивые, со всеми жили в мире, в общем все те, которые и составляли богатство села.

Был в нашем селе родственник моей мамы председатель нашего кол­хоза Салих!ла Рабазан – человек вы­сокой чести и достоинства. Они были большими друзьями с моим отцом, он был человеком, кому полностью дове­рял мой отец, спустя много лет, вспо­миная их дружбу, я думаю, что же было общего у этих двух совершенно разных людей, но дружба их была искренней. Мой отец и мой свекор часто ходили его проведать (он очень долго и тяжело болел). Однажды, вернувшись домой, отец сказал моей маме: «Меня оставит в одиночестве Рабазан». «О мир, со­блазняющий, одолевающий богатыря, исчезнет богатство дружбы».

Парадокс! Отец мой умер на два ме­сяца раньше – « сгорел» как свеча, ког­да хоронили моего отца, Салих!ла Ра­базан сказал: «Такого человека пойма­ла могила и мне эта чаша достанется».

Вот были люди, я плачу по ним. Что же стало с нами, что же стало с людь­ми?

Мое любимое, село Трисанчи было богатым хорошими традициями, до­брыми отношениями и честными, по­рядочными людьми. Я плачу, потому, что все это уходит в прошлое, люди жи­вут думая только о настоящем, а ведь жизнь имеет смысл и бывает значимой тогда, когда думаешь о будущем.

Трисанчи – мое благодатное село, непокоренное нашествиями. Сохрани свой гордый облик!

Айшат Бибалаева