Из истории Махачкалы к 160 – летию столицы Республики Дагестан

Махачкала –крупный административный, про­мышленный, научный, учебный и культурный центр Российской Федерации.

24 октября 1857г. Петровское укрепление было официально возведено в ранг города и названо Порт-Петровском, Постановлением Дагревкома от 14 мая 1921г. город был переименован в Ма­хачкалу.

Махачкала – один из живописных примор­ских городов Кавказа, имеющий своеобразные природные условия и многие полезные для человека факторы – горы, море, минеральные источники и т.д.

Узкая прибрежная полоса, на которой распо­ложен город, занимает выгодное географиче­ское положение. Она была заселена с глубокой древности и играла важную роль в истории края. Об этом свидетельствуют материалы неолитиче­ской стоянки, обнаруженной к северу-западу от Махачкалы (местность Тарнаир) и курганы – па­мятники эпохи бронзы (в районе Кяхулая).

Издавна здесь проходили удобные пути со­общения. С древнейших времен эта территория привлекала внимание различных племен и наро­дов.

Удобные естественно-географические ус­ловия способствовали возникновению на этой территории населенного пункта уже в глубокой древности.

Известно, что в период расцвета Кавказской Албании в ее состав входила и территория зани­маемая ныне г.Махачкала. В Албании же по дан­ным античного автора Птоломея существовало 29 крупных населенных пунктов, один из которых находился на территории современной столицы Дагестана.

Как сообщают армянские и арабские авторы в раннем средневековье в районе Махачкалы воз­ник город Семендер – древняя столица Хазар­ского каганата и важный торговый центр.

По данным местных хроник, ниже Таргу, на бе­регу моря была расположена крепость Анджи.

Название города Порт-Петровска связано с именем Петра I, который в 1722г. совершил по­ход, известный в исторической литературе, как Каспийский, Восточный, Персидский. Во время этого похода, за три версты от Тарков, Петр I рас­кинул свой лагерь, который был обнесен с трех сторон земляным валом и находился на том ме­сте, где ныне расположен город Махачкала. Впо­следствии это место было известно под названи­ем Петровская горка.

В период активизации колониальной полити­ки царизма на Восточном Кавказе аул Тарки и прилегающая к нему территория вновь приоб­рели военно-стратегическое и экономическое значение и в 1821г. на горе Тарки-Тау была со­оружена крепость Бурная, которая в 1839г. была упразднена и ее гарнизон переведен в крепость Низовое. Но и это укрепление просуществовало недолго.

В 1844г. на каменной гряде Анджиарка было построено укрепление, названное в часть пре­бывания Петра I Петровским.

Крепость была построена капитально, а за крепостными стенами разместился ряд зданий. Кроме того были отведены земельные участки для строительства складов провианта, леса и других припасов, поступающих сюда по морю из Астрахани.

Работами по строительству Петровской кре­пости руководили греческие мастера, а рабочей силой стали царские солдаты.

Рядом с крепостью были заложены первые кварталы форштадта, состоявшие из 30 доми­ков, занятых семейными офицерами и некоторы­ми торговцами. Дома были построены преиму­щественно из самана, и лишь немногие из них были с каменными стенами. Из этих 30 домов сформировались 9 небольших кварталов, 4 ули­цы, 5 переулков и 2 площади, в том числе одна торговая, а другая – для военных парадов.

Так при Петровском укреплении выросло пер­вое поселение, положившее начало будущему городу. Вскоре сюда прислали своих предста­вителей коммерческие дома – два из Астрахани и один из Саратова, которые построили магази­ны и положили начало морской торговле между Астраханью и Петровской крепостью.

Местное население Петровскую крепость ста­ло называть Анджикалой. Впоследствии, когда крепость была упразднена и город стал назы­ваться Порт -Петровском, горцы называли его Анджи.

При Порт- Петровском укреплении было два рейда: один –казенный, на котором останавли­вались суда с грузом, предназначенным для во­инских частей, второй – коммерческий.

Укрепление занимало удобное положение для связи с Россией, Закавказьем и Средней Азией, была учреждена таможня

В 1851г. территория Петровского укрепления была расширена за счет прилегающих земель. Из Крыма было выписано несколько сот муската и других сортов винограда положивших начало виноградарству в районе Петровского укрепле­ния.

Значение Петровской крепости для местного населения возросло в связи с начавшейся добы­чей соли на озере, расположенном недалеко от укрепления.

В Петровском укреплении были установлены регулярные базарные дни.

В апреле 1852г. при Петровской крепости на­чал действовать маяк, построенный в связи с развитием судоходства на Каспийском море.

В 1853г. в Петровске была заложена церковь.

24 октября 1857г. было утверждено «Положе­ние об управлении портового города Петровска, учреждаемого при Петровской крепости на севе­ро-западном берегу Каспийского моря». Укре­пление Петровское в 1857г. было преобразовано в город.

В январе 1861г. началось строительство порта и в 1869г. было закончено сооружение северного мола и гавани.

Один из современников в 1862г. писал: «Горо­ду Петровску многие предсказывают блестящую будущность основывая это, конечно, на том, что даже без всякой помощи со стороны науки, мор­ская торговля Петровска развивалась сама».

Начальник области объявил о строительстве железной дороги Владикавказ – Петровск — Дер­бент.

С каждым годом росла морская торговля, осо­бенно она возросла в 1861г., после установления регулярного сообщения с Астраханью, организо­ванного пароходным обществом «Кавказ и Мер­курий».

Число судов, прибывающих в Порт-Петровск, постоянно увеличивалось. Только за семь лет, с 1858 по 1864г. по данным петровской карантин­но-таможенной заставы, в этот порт прибыло 3370 судов, на которых было привезено купече­ских товаров на 6588615 руб. С Нижегородской ярмарки ежегодно в осеннее время в Порт- Петровск прибывало более 50 тыс. пудов това­ров, а всего за навигацию до 100 тыс. пудов.

Из Порт-Петровского порта отправляли в Баку на судах серу.

Было ввезено в Дагестанскую область различ­ных грузов более 14 млн. пудов и вывезено бо­лее 83 млн. пудов.

К этому времени население города возросло до четырех тысяч человек.

В Петровске была открыта аптека. С 60-х-70х годов XIX в., благодаря своему географическо­му положению, наличию в прилегающих районах природных богатств, удобному сплетению сухо­путных и морских путей сообщения и ряда других факторов, Порт-Петровск стал довольно интен­сивно развиваться и возникли благоприятные предпосылки для экономического и культурного развития.

Через Порт-Петровск из России промышлен­ные товары поступали в Дагестан, Чечню, Ингу­шетию, а также в Закавказье. По сравнению с со­седними портами, расположенными на западном побережье Каспийского моря, Порт-Петровск по грузооборотам в 50-60-хгг. XIXв. занимал первое место. Наряду с другими промышленными то­варами в города Северо-Восточного Кавказа и в Закавказье отправляли железо, сталь, чугун и металлические изделия, а также лесоматериалы. Из этого региона через Порт-Петровск отправля­ли в Россию сырье для промышленных предпри­ятий, ремесленные и ювелирные изделия.

Большое значение для установления хозяй­ственных связей Порт-Петровска с Нагорным Дагестаном имело строительство Шуринско-Пе­тровского шоссе в 1868-1875гг.

В Порт-Петровске первые школы появились позже, чем в Дербенте и Темир-Хан-Шуре. По свидетельству И.Березина, совершившего в на­чале 40-х годов XIX века путешествие по Дагеста­ну, в укреплении Низовом действовало училище, в котором обучалось 40 детей с преподавателем – офицером.

В 1869г. по ходатайству «Петровского обще­ства» разрешено было открыть в городе «одно­классное училище грамотности и ре­месел», в котором занятия начались в 1870г.

В 1876г. в Петровске уже существовали две частные школы Дегаевой и Смирно­вой.

Во второй половине 80х-90х годах XIX в. число учеников Порт-Петровской начальной школы заметно возросло. По имеющимся сведениям, в 1891г. в школе обучалось уже 113 человек, а в 1897г., когда школа была преобразова­на в высшее начальное училище, в нем училось 120 учеников, а в 1899г. – 218 человек.

В 1897г. в Порт-Петровске откры­лось женское начальное училище.

Первым более или менее значитель­ным производственным предприятием построенным в Порт-Петровске, был пивоваренный завод Фельшау, по­строенный в 1876г. на базе существо­вавших квасоварен.

В 1878г. купец Михайлов открыл в Порт-Петровске типографию.

С получением Михайловым предста­вительства писчебумажной фабрики Первушина в г.Вятке на распростра­нение бумаги для всего Северного Кавказа, круг заказчиков постепенно расширялся, увеличились заказы из Закаспия, Владикавказа, Пятигорска и других городов.

В 1897г. в степи, за городской чер­той Петровска, на участке земли, при­надлежавшем московскому купцу Ре­шетникову, началось строительство бумагопрядильной и ткацкой фабрики.

В 1898г. в Москве было образовано акционерное общество «Каспийская мануфактура», которое продолжило строительство фабрики. Ее строили русские рабочие мастера, доставлен­ные из России, а также жители селений Тарки, Альбуркент и др.

В ноябре 1899г. на фабрике было начато производство пряжи, но полно­стью она вступила в строй 1 мая 1900 года.

Фабрика была оснащена новейши­ми машинами английского производ­ства. 16 прядильных машин приво­дились в действие тремя электромо­торами мощностью в 185 лошадиных сил. Помещение ткацкого отделения в котором было установлено 528 само­ткацких станков и работало более 100 рабочих, освещалось 250 электролам­почками в 16 свечей каждая. На фа­брике были применены все новейшие технические усовершенствования и приспособления по обработке хлопка.

В котельном отделении было уста­новлено пять паровых котлов мощ­ностью в 800 лошадиных сил. Для отопления паровых котлов в 1902г. израсходовали 144 тыс. пудов нефти на 14400 руб. Механическая мастер­ская, снабженная автоматическими слесарными и токарными станками, представляла «собою образцовое тех­ническое сооружение». При фабрике находились дома для администра­ции, 8 казарм для семейных, холостых рабочих, лавка, хлебопекарня, не­большая библиотека, баня и первая в истории Дагестана оборудованная больница на 25 коек. В больнице было три палаты, кабинет врача, аптека, операционный стол, ванная и зал для прогулки больных.

Исходное сырье для производства поступало из Средней Азии, Кавказа и Ирана. Готовая продукция вывозилась преимущественно в Иран и Среднюю Азию. В 1901г. на фабрике работало 700 рабочих и служащих. Продолжи­тельность рабочего дня достигала 10,5 часов. Средняя зарплата одного рабочего в день составляла от 60 до 80 коп. В 1902г. из 795 рабочих фабрики мужчин было 503, женщин – 292, рус­ских – 524, дагестанцев – 266.

В России и Европе был большой спрос на красную рыбу и черную икру. Предприниматели юга России взяли в оборот практически все прикаспий­ское побережье Дагестана. Крупный рыбопромышленник из Астрахани Во­робьев, в 1895г. построил в Петровске первый промышленный холодильник на 187 тыс. пудов рыбы стоимостью в 185 тыс. рублей. Он же построил в Петровске бондарный завод. В 1899 Воробьев арендовал озеро Ак-Гель и выпустил туда мальков ценных рыбных пород. В 1900г. добыча сельди в пе­тровских водах по сравнению с 1893г. увеличилась более 20 раз.

Огромным толчком к дальнейше­му развитию Порт-Петровска было проведение железнодорожной ветки вдоль плоскостной части Дагестан­ской области.

В 1879г. наместник Кавказа граф Во­ронцов – Дашков обратился с письмом об ускорении строительства Петров­ского отрезка железнодорожного пути. «Осуществление этого рельсового пути в ближайшем будущем, — говорится в архивном документе, — требуется настоятельными стратегическими, административными и экономиче­скими соображениями… сооружение Петровской линии обеспечит положе­ние русской власти в восточной части Кавказа». В апреле 1885г. император России утвердил решение Кабинета министров начать строительство Вла­дикавказско-Петровской железной до­роги.

В 1892г. были начаты работы по строительству Владикавказской же­лезной дороги Грозный – Петровск – Дербент – Баку. Пассажирское дви­жение на участке железной дороги от реки Сулак до Петровска было офици­ально открыто 17 мая 1894г.

Первый поезд из Петровска в Дер­бент прибыл 25 октября 1899г., а по­стоянное движение на этом участке было открыто 1 апреля 1900г.

Летом 1900г. участок дороги Пе­тровск – Баладжары был включен в прямое сообщение со всеми железны­ми дорогами России.

Со строительством железной до­роги значение Порт-Петровска как транспортного узла значительно воз­росло. В пределах железнодорожной линии было сооружено 10 станций: Чир-юрт, Темиргое, Петровск-Кавказ­ский, Порт-Петровск, Манас, Бойнак, Каякент, Мамед-кала, Дербент, Белид­жи, 14 разъездов, несколько десятков мостов, возведено 53 здания.

Любопытную картину состояния го­рода дает годовой отчет Петровского городского общественного управле­ния за 1898 год. Город занимал пло­щадь в 2,5 кв. версты. Мощение улиц только начиналось, обсадка проезжей части деревьями и тротуары тоже были новшеством. Улицы города освеща­лись 220-ю керосиновыми фонарями, а уже существовавший городской сад – 12-ю бензиновыми лампами «Чудо». Воду город получал из двух родников: городского и таркинского. Пожарной команды не было.

В 1898 году превышение смертно­сти над рождаемостью составляло 37 человек, однако за счет 349 приезжих наблюдался прирост населения.

В городе было девять молитвен­ных домов и храмов разных религий. Существовало семь школ, из них три религиозные, в которых обучалось 242 мальчика и 102 девочки. Из четырех светских школ наивысшее образова­ние давало Николаевское трехкласс­ное училище. Условия обучения в нем были следующие: с ученика в 1-м клас­се брали 5 рублей, во 2-м классе – 7 р.50к. и в 3-м классе – 10 рублей.

В отчете за 1898 год градоначаль­ник писал: «В городе имеется военно- местный лазарет, два железнодорож­ных лазарета, городская амбулатория для приходящих бедных больных, а также частная аптека и аптекарский магазин». Штатного врача не имелось, а обязанности его, исполнялись вра­чом тюремного ведомства. «Больни­цы в городе не имеется и обыватели города, нуждающиеся в госпитальном лечении, имевшие средства, за уста­новленную плату обслуживались в местном военном лазарете и военных госпиталях в городах Владикавказе и Грозном, а беднейший класс населе­ния по отдаленности пунктов военных госпиталей вовсе лишен был этого рода врачебной помощи, а потому же­лательно и необходимо иметь в городе больницу хотя бы на 12-13 коек».

О социальном положении и занятиях основной массы городского населения отчет сообщает: «Жители Петровска крайне бедного сословия, за исключе­нием лишь нескольких торговцев, име­ющих свои капиталы, для поддержания же материального благосостояния за­нимаются торговлею мануфактурны­ми, галантерейными и др. товарами, продажей на базаре в незначительном числе необходимых домашних продук­тов, извозом, плотничеством, столяр­ничеством, сапожничеством и др. ре­меслами, и изделия свои сбывают на местных базарах… Жители занимают­ся в незначительности рыболовством.

Существующие ныне на городской земле в общей садовой местности фруктово-виноградные сады зани­мают пространство земли 45 десятин 1611 саженей… и хотя выгодность этой отрасли жители вполне сознают, но лишены возможности расширить садоводство за отсутствием воды для орошения собственной земли».

Гражданская власть в Порт- Петровске находилась в ведении так называемого городского обществен­ного управления. Такие управления были введены в городах в 1892 году в порядке преобразования городовых положений 1870 года. Круг деятель­ности городских управлений ограни­чивался вопросами благоустройства города и выполнением администра­тивно-политических функций в пользу государственного аппарата.

Петровское городское управление было организовано в 1896 году и со­стояло из 12-15 членов, избираемых жителями, обладающими определен­ным имущественным цензом. Они же избирали городского старосту и его помощника, оно подчинялось Даге­станскому областному по городским делам присутствию. Архивные данные позволяют судить о санитарном состо­янии города. К моменту Всероссий­ской переписи 1897г., население горо­да достигло 8735 человек, и он прочно закрепил за собой второе место среди городов Дагестана.

Таким образом, к концу XIX века г. Порт-Петровск превратился в торгово- промышленный и культурный центр, морской и железнодорожный порт.

Сегодня преемница Порт-Петровска – Махачкала столица Дагестана бы­стрыми темпами строится, ширится и растет.

Расул Гамзатов посвятил столице Дагестана следующие строки

Я люблю твое лицо, Махачкала,

Отраженное в воде каспийской,

Ты, как первая подруга, мне мила,

Что навек мне стала близкой.

Я к домам твоим не в силах скрыть любви,

К этим окнам, к морю обращенным.

Я люблю прямые улицы твои

С шумом их неугомонным.

Уплывают вдаль могучие суда,

Чайки машут белыми крылами,

Днем и ночью пролетают поезда

Между морем и домами.

Милый город на каспийском берегу,

Как сияешь ты красой ночною!

Я в душе тебя навеки сберегу,

Где б я ни был, — ты со мною!

 

Магомед Гасанов,

Зав.кафедрой истории ДГПУ, профессор