Жанры и язык СМИ Дагестана

В Республике Дагестан пред­ставлена достаточно богатая ин­формационная структура, в целом созданы благоприятные условия для реализации конституционного права граждан на получение инфор­мации. По количеству зарегистри­рованных государственных и не­государственных СМИ наша респу­блика занимает одно из ведущих мест среди субъектов Юга России. По степени же участия в современ­ных информационных процессах печатных изданий на национальных языках наша республика занимает особое место. На территории Даге­стана зарегистрировано более 500 печатных и электронных СМИ.

Помимо газет и журналов с государ­ственным участием, в свет выходит бо­лее ста учредительских изданий, СМИ, среди которых — общественно-полити­ческие еженедельники, религиозные газеты, газеты партий и общественных объединений, детские газеты, мно­жество рекламно-информационных и развлекательных изданий.Дагестан­ская пресса уникальна по своему язы­ковому многообразию. Среди ведущих республиканских изданий – обще­ственно-политические газеты на 14 языках: «Дагестанская правда» (рус­ский), «Истина» (аварский.), «Елдаш» (кумыкский), «Илчи» (лакский), «Лезги газет» (лезгинский), «Замана» (даргин­ский), «Нур» (цахурский), «Зори Таба­сарана» (табасаранский), «Дербент» (азербайджанский), «Ватан» (татский), «Вести Агула» (агульский и русский), «Голос степи» (ногайский), «Рутуль­ские новости» (рутульский и русский), «Степные вести» (русский), «Нийсо- Дагестан» (чеченский и русский)

В целом дагестанские СМИ играют важную роль в управлении социаль­но-политическими процессами, ос­вещают наиболее актуальные вопро­сы политического и идеологического характера, задачи экономического и культурного развития, вносят значи­тельный вклад в сохранение мира и территориальной целостности респу­блики. В числе приоритетных направ­лений деятельности редакций неиз­менно находится освещение сложных государственных задач по борьбе с религиозно-политическим экстремиз­мом и терроризмом и выработке мер по предупреждению формирования враждебной идеологии.

Журналистика как любой род дея­тельности характеризуется прежде всего результатами, или содержанием деятельности, которое, в свою оче­редь, напрямую зависит от стремления и возможностей журналистов адекват­но отражать жизнь в ее разнообраз­нейших проявлениях. Между тем лю­бое содержание всегда укладывается в некую форму. Философы категорию формы трактуют как выражение вну­тренней связи и способа организации, взаимодействия элементов и процес­сов как между собой, так и с внешними условиями. Именно с этих позиций мы и рассмотрим наиболее общие, фор­мализованные признаки журналист­ского творчества.

В процессе практической деятель­ности по распространению социаль­ной информации, по мере расши­рения этого процесса исторически сложились способы распространения массовой информации – телевиде­ние, пресса, и радио. Действительно, каждый род журналистики использу­ет свой собственный, специфический способ отражения жизни, создания журналистских произведений, каждый составляет индивидуальную, не похо­жую на других, дорожку к умам и серд­цам, глазам и ушам читателей, слуша­телей, зрителей. У печатных изданий один инструмент – написанное слово. Сотрудники печатных изданий описы­вают словами событие, факт, идею – читатель пробегает глазами по строч­кам, складывает буквы в слова, слова – в предложения, отдельные фразы – в контекст и декодирует прочитанное, воспринимает его в том ключе, в каком это замыслил журналист, либо пони­мает написанное иначе – и это вина не читателя, но автора.

Радиожурналист имеет на воору­жении слово сказанное, звучащее во всем богатстве интонаций, смысло­вых и логических ударений, пауз, под­крепленное музыкой и шумами, что позволяет нести аудитории не только текст, но и подтекст, обогащая содер­жание радиоматериала. У потребителя радиоинформации главный орган вос­приятия – слух.

Телевидение оперирует аудиови­зуальными образами. Его сила в зри­мости, конкретности, практической невозможности трактовать увиденное как-то иначе. В газете можно написать: “Зал встретил овацией героя, подни­мающегося на трибуну” – и читатель вынужден верить автору, что называ­ется, на слово. Если на самом деле оратора встретили жидкими хлопками, то в радиорепортаже – на фоне этих полуаплодисментов – соврать уже труднее. На ТВ, где зритель и слышит нестройное хлопанье, и видит кислые физиономии сидящих в зале, скрыть истину невозможно (ее можно только сокрыть, не показав самого события; если же это прямой эфир, то изобра­жение фактически не поддается фаль­сификации).

Итак, каждый род журналистики обладает специфическим способом отражения реальности. И мы уже при­выкли называть прессу, радио и теле­видение средствами массовой инфор­мации. Здесь нет противоречия: ис­пользуя различные способы создания журналистских произведений, каждый род журналистики пользуется различ­ными средствами доставки этих про­изведений потребителю информации. Газетчики печатают периодические из­дания. Радиожурналисты и тележурна­листы осуществляют вещание, но пер­вые передают в эфир только звуковую информацию, а вторые транслируют и звук, и изображение.

Каждый из родов массово-инфор­мационной деятельности содержит несколько типов сообщений: публици­стические, художественные, научные.

Научный тип сообщений предпола­гает особый язык и стиль: однознач­ное, не вызывающее разночтений, изложение специфических научных сведений. Используется в чисто науч­ных изданиях, частично – в научно-по­пулярных, а также в научных статьях в массовой прессе. Причем, если в на­учном журнале для описания понятий, экспериментов, явлений природы уме­стен язык усложненный, то в массовой периодике об этих же понятиях и яв­лениях следует говорить понятным и доходчивым языком. И об этом всегда должен помнить журналист, занятый подготовкой материала, а также и его редактор.

Публицистика (от лат. publicus – об­щественный) – способ организации и распространения социальной инфор­мации, род произведений, посвящен­ных актуальным проблемам и явле­ниям текущей жизни. Публицистика играет важную политическую, идеоло­гическую роль, влияя на деятельность различных социальных институтов и в целом на общественное сознание.

Если говорить о видах журналист­ской деятельности, то здесь выделяют информационную публицистику, ана­литическую публицистику и художе­ственную публицистику. Понятно, что произведения каждого вида можно встретить в любом из родов журна­листики. Здесь в качестве наиболее существенного и устойчивого при­знака следует считать меру типиза­ции, уровень постижения конкретного жизненного материала. Информация, фиксируя, – констатирует, аналитиче­ская публицистика – осмысливает и обобщает, художественное творчество – типизирует. В свою очередь, каждый из журналистских видов подразделя­ется на подвиды, или жанры. Видовое и жанровое членение отражает стремле­ние осмыслить реальный мир во всем многообразии действительности.

Жанр справедливо называют памя­тью искусства. В чем причина сохра­нения старой формы в новом явлении? Почему первые автомобили походили на конные экипажи, а электрические люстры – на люстры свечные? Без­условно, причина состоит в общности функций: автомобиль так же является средством передвижения, как и кон­ный экипаж, а люстра – источником света, независимо от используемой энергии.

Любая творческая деятельность многообразна в средствах, приемах, формах изображения, как многообраз­ны явления, о которых идет речь. Это многообразие находит конкретное вы­ражение в системе жанров.

Теоретические основания для опре­деления жанра, его признаков следует искать в искусствоведении и литерату­роведении, откуда это понятие пришло в теорию журналистики. Для лучшего понимания здесь уместно обратиться к методике системного анализа.

Некоторые жанры можно назвать общежурналистскими: используя специфические изобразительно-вы­разительные средства, они встреча­ются в каждом из родов журналистики. Таковы заметка, интервью, репортаж, очерк. Для других жанровых форм ха­рактерно использование только в од­ном роде: в печати, например, передо­вая статья, на радио – перекличка, на ТВ – телемосты.

Так, например, смещение, а где-то и слияние жанров происходит в теле­визионной аналитической программе «Акценты». Формат этой авторской передачи достаточно сложный, ве­дущему приходится выполнять роль интервьюера-аналитика одновремен­но, порой поднимать очень сложные, неоднозначные проблемы и вопро­сы, высказывать собственную пози­цию…. Любому постоянному персо­нажу экрана – поскольку он всегда обращается к массовой аудитории – приходится сочетать в своей дея­тельности удачное сочетание много­образия жанров и видов , поскольку надо сохранять демократичность, не­зависимость суждений и следование общепринятым ценностям. А это уже объект аналитической публицистики, когда группа причинно связанных фак­тов, актуальные явления, тенденции в жизни общества тесно взаимосвяза­ны ,для детального анализа применя­ются методы: исследование, анализ, толкование, авторская оценка этих фактов, явлений и тенденций. Анали­тическая публицистика, вскрывающая причинно-следственные связи между явлениями, дающая им социально-по­литическую оценку, таким образом, отвечает на вопросы: как? почему? с какой целью?

Язык СМИ играет важную роль, как в распространении русского языка, так и в повышении грамотности населения. Именно в СМИ происходят активные процессы изменения языковой нор­мы русского языка. Нельзя отрицать уважительное отношение к русскому языку в средствах массовой информа­ции, но вместе с тем в газетах нередко мы наблюдаем большое количество ошибок, а с экранов телевизора часто звучит далеко не образцовый русский язык. Учитывая отношение молодежи к телевидению и Интернету, средства массовой информации должны бе­режно обращаться с русским языком. Фонетические изменения ярко харак­теризуют речь в эфире и на экране. По­высился темп речи. Усилилась звуко­вая редукция, то есть количественное и качественное изменение безударных звуков.

В речи электронных СМИ многочис­ленны отклонения от акцентной схемы русского слова, а также русской ли­тературной интонации. В интонаци­онных манерах СМИ прослеживается стандарт английской и англо-амери­канской речи. В современной речевой практике также имеют место грамма­тические и лексико-грамматические изменения. Под влиянием социально- политических факторов изменилось морфологическое значение числа у ряда слов социально-политического обихода, с соответствующим измене­нием предметного содержания. Слова типа партия, банк, бюджет, правитель­ство, практически не употреблявшиеся ранее во множественном числе, ныне перешли к обычному числовому рас­пределению.

В дагестанских средствах массо­вой информации, к сожалению, не­редко встречаются нарушения язы­ковой нормы. Так, к лексико-стили­стическим погрешностям относится незнание особенностей лексической сочетаемости слов в русском языке. Например: «Ухудшается уровень жиз­ни народа» (правильно: «Снижается уровень жизни народа») . Неверно составлено и предложение: «Чтобы улучшить криминогенную обстановку в городе, правоохранительные орга­ны работают в усиленном режиме» (криминогенный — способствующий совершению преступления). Пра­вильно: «Чтобы изменить кримино­генную обстановку в городе…» или «Чтобы улучшить общую обстановку в городе…».

Итак, в средствах массовой инфор­мации имеют место многие негатив­ные явления, связанные с нарушения­ми норм говорения. В их числе: чрез­мерное, неуместное употребление заимствований; неправильное слово­употребление; использование слов- «паразитов», сокращений, орфоэпиче­ские ошибки.

Журналисты, авторы программ, ве­дущие и редакторы, вступая в широ­кое общение с огромной невидимой ими аудиторией, волей или неволей воспитывают её, укрепляя в ней опре­делённые тенденции, культуру и граж­данскую позицию. Средства массовой информации в значительной степени определяют гражданское сознание массовой аудитории и тем более вели­ка их ответственность за то, чтобы вся информация отвечала лучшим культур­ным традициям и требованиям обще­ства.

Ильман Алипулатов,

председатель Дагестанского от­деления МедиаСоюза России,

член Общественной палаты РД