Аулы Дагестана

«Если народ хранит свои традиции, то и традиции хранят народ»

 

Продолжаем публикации об аулах Дагестана из энциклопедии Сабира Нурмагомедова «Все населенные пункты Дагестана» .

 

«Знать историю своего народа — это значит мысленно пройти вместе с ним его долгий и трудный путь, чтобы лучше понять сегодняшний день»

 

Цахур

Крупное цахурское селение Рутульского района Дагестана. В 1075 году в Цахуре по велению Низама-аль-Мулька была построена школа-медресе, где не только изучали

DIGITAL IMAGE

арабский язык, но и учили медицине и мусульманскому праву. По мне­нию известного ученого Амри Шихсаидова, цахурское медре­се было первым средневековым университетом на Северном Кавказе, подобных учебных заведений в то время не было даже в Мекке и в Медине. Известный арабский географ За­кария аль-Казвини пишет о Цахуре, что это «…большой го­род, густонаселенный, расположенный в шести переходах от Ганджи. Он главный город страны Лакзан. Холод в нем очень силен. Вода города из реки, называемой Самур… Пища их со­стоит из злака, называемого «сульт», внешне он похож на яч­мень, а качество его — качество пшеницы… Каждый из них сеет достаточное для него количество этого зерна и питается этим и молоком своих овец. Они носят одежду из шерсти этих овец. Нет у них начальника, но есть у них проповедник, который мо­лится с ними согласно учению имама аль-Шафии».

Жителям Цахура и соседних селений приходилось неодно­кратно защищать свою землю. Так было в 1432 году, когда в Цахуре была построена крепость, после чего близ селения столкнулись войска Цахура, с одной стороны и Рутула, пра­вителя Кара-Коюнлу — с другой. Войско Цахура одержало по­беду. Через несколько месяцев в Цахуре была построена кре­пость для обеспечения безопасности и охраны границ. В на­стоящее время на горном склоне выше селения сохранились развалины этого сильно укрепленного сооружения.

Немало лишений пришлось испытать цахурцам из-за бо­лезней и стихийных бедствий. В январе 1668 года в субботний день на жителей Южного Дагестана и Азербайджана обруши­лась страшная беда — неожиданно разразившееся землетря­сение в один миг разрушило десятки населенных пунктов. Селение Цахур также подверглось основательному разруше­нию. Были разрушены почти все дома и даже самое прочное сооружение селения — здание главной мечети. Под обломками погибло тогда сто десять человек. Ныне в Цахуре, проживают около 600 человек. Основным видом их жизнедеятельности, как и столетия назад, является животноводство и земледе­лие. Несмотря на тяжелые условия жизни, постоянные пере­бои электричества, плохие дороги, ручную заготовку дров, сена и многое другое, цахурцы сохраняют оптимизм, живут повседневной жизнью горцев.

 

Цмур

Село Сулейман-Стальского района Дагестана прослави­лось многими талантливыми людьми, которые упорным тру­дом, большими знаниями и трудолюбием добились выда­ющихся успехов. Цмурская долина прекрасна. Вокруг села леса, сады, горы, речки, родники. Именно здесь находится знаменитый на всю страну источник Рычал. Благодаря ему работает завод по выпуску минеральной воды «Рычал-су’’, обеспечивающий жителей округи рабочими местами. Дата основания села неизвестна. Как свидетельствуют старинные надписи на могилах, камнях некоторых домов, Цмур возник 400-500 лет назад. Его основали жители нескольких неболь­ших аулов: ЧкIар, Хъалхъамар, ЧIуру салар. Название села произошло, видимо, от слова «Чумур» что в переводе означа­ет «бурьян». Раньше село окружал только бурьян, и поэтому люди называли его «село в бурьянах». Село расположено на развилке дорог и поэтому через него на Касумхюрский базар проходили жители из табасаранских, даргинских, агульских, лакских селений. Здесь оставались на ночевку и утром про­должали путь. Каждый цмурец являлся кунаком кого-то из горцев.

Основным занятием цмурцев являлись земледелие и жи­вотноводство. Горцы ездили также на заработки в Азербайд­жан, на нефтяные промыслы. В 1950 году в с. Цмур началось строительство Цмурской ГЭС. В сентябре 1955 году она вступила в строй. Электричество было подано в села Цмур и Качалкент. В апреле 1959 года станция попала под горный за­вал. По переписи 1886 года в селе было 110 хозяйств, чис­ленность населения составляла 668 человек: 348 мужчин и 320 женщин. В настоящее время в селе проживает около 1000 человек. В собственности села около 2000 га лесов, 746 га земли. Село является центром Цмурской сельской админи­страции.

 

Цовкра-1

Село Кулинского района Дагестана возникало более тыся­чи лет назад. Оно существовало еще в христианскую эпоху. Об этом говорит тот факт, что и сегодня сохранились остатки кладбища и название «БурчIаннил ратI», т.е. свиное ущелье. Мусульманское кладбище возникло после принятия ислама, т.е. после 8-10 веков. Если взять за основу даже эти даты, то с. Цовкра-1 более тысячи лет. Жители села были и огнепоклон­никами. Некоторые зороастрийские обычаи сохранились и до наших дней.

Название села имеет двойное объяснение: во-первых «ЦIу» — «КIул» — знающие огонь, во-вторых — новое поселение. Вокруг расположения нынешнего села сохранились контуры различных поселений. Возможно эти поселения пересели­лись в одно место и возникло новое селение под названием Цовкра. В Цовкринском-1 сельском совете было 563 хозяй­ства и 1794 жителя. Основными занятиями жителей было животноводство, земледелие и отходничество. Земли, т.е. пашни не хватало и жители вынуждены были заниматься от­ходничеством. Сеяли в основном ячмень, горох, картофель, рожь. Однако урожая с собственных полей хватало на 1-2 ме­сяца. Поэтому, чтобы обеспечить себя хлебом на оставший­ся период селяне ездили в Табасаран, Кайтаг, Маджалис за зерном. Зарабатывали как могли. Цовкринцы были и лудиль­щиками, каменщиками, и мастерами золотых и серебряных дел, занимались торговлей, выполняли сезонные работы. Женщины ткали для продажи специальное домашнее сук­но – «чухъри», «буйрду». На них был спрос и в Дербенте, и в Нухе. Одним из источников дохода стало и канатоходство – опасное и рискованное занятие цовкринцев. Канатоходцы устраивали зрелища в различных аулах и городах не только Дагестана, но и в Азербайджане, Грузии, Армении, Сред­ней Азии, доходили до границ Афганистана и Китая. Слава о цовкринских канатоходцах быстро распространилась по Дагестану и Азербайджану. Их стали приглашать на свадьбы, различные торжества и праздники.

Настоящего расцвета искусство канатоходцев достигло при Советской власти. В Госцирке в 1935 году начала работать группа «4 из Цовкра» под руководством народных артистов РСФСР Яраги Гаджикурбанова и Рабадана Абакарова. Цов­кринские канатоходцы гастролировали по многим странам Европы и Азии. Двум артистам было присвоено звание На­родных артистов РСФСР, девять стали народными артистами Дагестана, шесть – Заслуженными артистами Дагестана.

 

Цудахар

Это село Левашинского района Дагестана в прошлом — один из важных политических и культурных центров даргинцев. Его роль в истории Дагестана прослеживается со времен Средне­вековья. По своему диалекту жители Цудахара и близлежащих аулов отличаются от акушинцев, урахинцев, мекегинцев и дру­гих даргинских поселений. Однако Цудахар всегда очень тесно был связан с Акушинским вольным обществом, и в различных внешних акциях оба эти общества всегда выступали совмест­но, приходя на помощь друг другу. Эти поселения продолжали сосуществовать и после проникновения в здешние места ис­лама. Одно из преданий утверждает, что именно сюда пере­селились жители девяти из двенадцати аулов, которые ранее были расположены в районе нынешнего села Кадар (осталь­ные три села одновременно основали Губден, а небольшая часть жителей слилась с кадарцами и акушинцами). Предание об основании Цудахара называет основателями аула трех мо­лодых людей — девушку, ее брата и жениха, бежавших от власти деспота – «талкана» из местности Чахха. Что же касается на­звания аула, то оно связано с расположением последнего. Не­вдалеке от Цудахара находятся отвесные скалы, которые носят название «Чахи», т. е. «водопад». Слово «водопад» на тюркских языках звучит, как — «Су-ахар». Тюркское название «Су-ахар» в произношении местных жителей превратилось в «Цудахар».

Цудахарский кадий считался вторым лицом в Акуша-Дар­го после акушинского кадия. В Цудахарский союз сельских общин входили окрестные аулы: Хаджалмахи, Куппа, Кари- кадаин, Санамахи, Кули-бухни и др. По преданию, все они образо¬вались как выселки из Цудахара, который оставался по отношению к ним своеобразной метрополией. Хаджалмахи считается первым выселком из Цудахара. Однако связь его с Цудахаром закреплялась не только обязанностью хаджалма­хинцев хоронить своих покойников на цудахарском кладбище, но на этот счет существовал еще один интересный адат на этот счет: после заключения «махар» жених и невеста должны были три дня провести в Цудахаре — иначе брак считался не действительным.