Живая легенда

Дагестан издавна славится своими джигитами, силачами, канатоходца­ми, выдающимися спортсменами и чемпионами, а также целой плеядой народных поэтов и писателей. Нашу республику по праву называют и Стра­ной узденей, где веками жили воль­ные, благородные и свободолюбивые люди. Многие из них достойны того, чтобы уже при жизни их именами на­звали улицы, школы, предприятия, уч­реждения культуры.

«Богатыри Дагестана» — эта книга Зульфукара Зульфукарова в детстве была моей любимой ! Я десятки раз пе­речитывал её, с гордостью рассказы­вал своим сверстникам о легендарных наших земляках: скрутившем рельс Али-Клыче из Буглена, , великане-си­лаче из Кикуни Османе Абдурахмано­ве, непобежденном борце-вольнике из Темирхан-Шуры Сали Сулеймане, ставшими моими кумирами.

Наша республика дала миру более 25 олимпийских чемпионов. Мы гор­димся первым Олимпийским чемпи­оном из Дагестана, трижды покорив­шим вершину Олимпа Владимиром Назлымовым (фехтование), 3-кратным Олимпийским чемпионом по воль­ной борьбе Бувайсаром Сайтиевым, 2-кратной чемпионкой Олимпийских игр по легкой атлетике Еленой Исинба­евой и многими другими. Все они при жизни сумели стать живой легендой. И это факт.

Омар Ханапиев из Кизилюрта, за­несен в Книгу рекордов Гиннесса. Ему принадлежит около 60 мировых рекор­дов! Я, как автор материала, знаком с ним, лично знаю его много лет, как по­рядочного и благородного дагестанца. Итак, мой рассказ о нем.

Мое первое знакомство с Омаром Ханапиевым состоялось 30 лет на­зад, летом 1987 года в Махачкале. Оно было случайным. «Виновником» этой встречи стал Юсуп Чэрчиев, подающий надежды молодой человек спортивно­го телосложения. У одного из его при­ятелей Омара из-под белой футболки виднелись мощные бицепсы, при этом вёл он себя весьма спокойно и скром­но. О своих способностях – умении гнуть гвозди и делать из них цепи, он тогда не проронил ни слова. Спустя не­которое время на столичном стадионе «Динамо» от Арипа Аримова я узнал, что Омар Ханапиев – уникальный че­ловек, которого Всевышний одарил большой природной силой. У меня по­явился интерес к этой личности, и я на­чал искать возможность познакомится с ним поближе.

К счастью, время не заставило долго ждать. Вышеупомянутый Юсуп вместе с Омаром обратились ко мне с прось­бой свести их с директором совхоза «Каякентский» для приобретения ви­нограда столовых сортов. Мы съезди­ли в мое родное село Каякент, решили вопрос и остались ночевать у моих ро­дителей. Мать очень обрадовалась их приезду, похвалила за то, что у меня такие хорошие друзья. Они оба ни разу не пропустили время намаза, не кури­ли и не употребляли спиртного.

Гости наши проснулись рано. За за­втраком мы вели непринужденную беседу о жителях села, отмечали их работоспособность и гостеприимство. Вот тогда, в память о нашей встрече, Омар Ханапиев подарил мне узел, сде­ланный его руками из гвоздей.

Наша дружба с Ханапиевым про­должалась и с каждым днем крепчала. Отличительной чертой характера Ома­ра было то, что он всегда оставался уравновешенным, никогда не спорил, терпеть не мог сплетни и пустые раз­говоры. Он всегда выглядел как насто­ящий и благородный уздень, который чтит Кодекс чести. Омар регулярно приходил на стадион «Динамо», я же жил рядом на улице Дахадаева. И по­сле работы мы невольно оказывались рядом. Не знаю почему, но нас обоих тянуло туда, на эту территорию мира, спокойствия и спорта.

Мой друг Арип Аримов в то время работал на стадионе «Динамо» заве­дующим спортивными залами. Именно он познакомил меня и Омара с извест­ным боксёром, в будущем серебря­ным Олимпийским чемпионом Нурма­гомедом Шанавазовым, который там тренировался с первыми чемпионами СССР по каратэ Расулом Чотановым и Джамалом Асхабовым, а также трене­ром восточных единоборств Джанги­ши Джангишиевым, воспитавшим пять чемпионов Мира. Затем, благодаря Арипу, мы познакомились и с дирек­тором Дагсовета «Динамо» Загалавом Абдулбековым, первым Олимпийским чемпионом на Северном Кавказе по вольной борьбой( Мюнхен 1972 год). Будучи на этой должности аксакал вольной борьбы помогал Омару Хана­пиеву организовывать на стадионе ме­роприятия, связанные с показом его уникальных способностей, которые всегда собирали огромную аудито­рию. Сам Омар, скромничая, отказы­вался от этого, но друзья настойчиво требовали от него – не зарывать в зем­лю свой талант. Ведь это особый дар и он от Бога. Только настоящему силачу, богатырю подвластно то, что может Омар. К примеру, из железных прутьев плести любые фигуры, гнуть подкову, из гвоздей делать цепи, тянуть за со­бой целый самолет, по его телу про­езжала машина, зубами он поднимает стул, на котором сидит девушка, всего и не перечислишь. Все номера уни­кальные и невероятно сложные.

Как-то раз я задал Омару такой во­прос: «Откуда у тебя такие способно­сти, может быть, ты обладаешь кол­довской силой и поэтому тебе легко гнуть гвозди, делать из них цепи и украшения?». На мой вопрос он отве­тил: «У меня природная сила и уверяю тебя, без магии. Этот дар проявился у меня случайно. Помню, в школьные годы я посмотрел цирковое представ­ление в Махачкале, где один богатырь демонстрировал публике свою не­дюжинную силу. Я с восхищением на­блюдал за ним, начал ему завидовать и в душе думал, как бы и мне стать таким. После представления цирко­вой силач (к сожалению, не запомнил его имени и фамилии) подошел ко мне и сказал:«Мальчик, ты тоже сможешь сделать такое, когда повзрослеешь, поверь мне на слово». Слова эти за­помнились мне надолго,- продолжает свой рассказ Омар.- прошло немно­го времени и я ощутил в себе прилив сил, дополнительную энергию, словно в меня вдохнули вторую жизнь. Это было какое-то наваждение. Я тогда всерьез увлекся штангой, гирями, гантелями. У меня перед глазами сто­ял образ этого циркового силача, ко­торый помог мне поверить в чудо, эта вера и в дальнейшем помогала мне усиленно заниматься физкультурой и спортом. Да, у меня, в отличие от моих сверстников, не было высокого роста, крепкого телосложения и других фи­зических данных. Но было огромное желание заниматься силовыми номе­рами, гнуть гвозди и дарить их на па­мять друзьям и близким…».

Затем я задал своему другу вопрос о том, почему он неожиданно в 1994 году пропал из виду, куда-то уехал из Дагестана?

«Я хотел посмотреть на мир своими глазами, глазами человека романтиче­ской натуры, любителя путешествий. И это был шанс. Мне тогда очень по­везло, что судьба свела меня с очень популярной в те времена рок-группой из Туркмении «Гюнеш». Эти замеча­тельные ребята предложили мне по­работать с ними, выезжать на гастроли в разные регионы и выступать со свои­ми силовыми трюками. В Турции меня очень полюбила местная публика. Уз­нав о моих способностях со мной был заключен контракт на три года. Все это время я жил в номере «люкс» хорошей гостиницы и турки ко мне относились как к родному. Все расходы они взя­ли на себя, включая питание и транс­порт. Пробыв там чуть более трех лет, я вернулся домой, в Дагестан, где меня ждали родные и близкие.

По приезду на родину, в 1997 году друзья из Кизилюрта предложили мне поехать в город Когалым Тюменской об­ласти. Молодость и мужская солидар­ность сделали свое дело и я оказался в городе откуда начинала свое зарожде­ние нефтяная компания «Лукойл». Ко­галым – один из красивейших городов Тюменской области и в конце 90-х им руководил Сергей Собянин (ныне мэр Москвы). Здесь я приобрел собствен­ную квартиру прямо в центре города».

В том же 1997 году мне, автору этих строк, тоже посчастливилось попасть в Когалым с артистами приглашенны­ми из Дагестана. Я и не предполагал, что здесь находится мой друг Омар. В этом городе нам предстояло дать большой концерт для его жителей. Местный парень по имени Манап ро­дом из г. Кизилюрта любезно согласил­ся быть нашим гидом. Благодаря ему я попал на прием к мэру города Сергею Собянину, который поддержал нашу инициативу о проведении концерта в Парке отдыха и развлечений. И каково же было мое удивление, когда я в тот же день вечером вдруг встретил свое­го друга Омара Ханапиева. Представь­те себе, что это произошло через три года после нашей последней встречи. Моей и Омара радости позавидовал бы каждый. Нам оставалось крепко по- кавказски обнять друг друга.

Узнав, что мы приехали на гастро­ли, Омар обрадовался и воскликнул: — «Наконец-то, мы услышим наши даге­станские песни. Как хорошо, что вы по­думали о нас и приехали в такую даль. Это жест доброй воли, уважение к нам и мы с радостью придем на представ­ление со своими семьями и детьми. Я готов, если позволяет время, перед началом концерта продемонстриро­вать свои способности местной публи­ке. И сделаю это без оплаты. Приехав­шие со мной из Дагестана артисты, в знак солидарности с Омаром, тоже решили сделать этот концерт благо­творительным.

В тот день на представление в пар­ке собрался почти весь город вместе с его руководителями. Омар Ханапиев сдержал слово и в течение 10 минут показывал публике свои способности. Все были в неописуемом восторге от его номеров. После каждого выступле­ния Омара в парке был слышен гром аплодисментов. «Виновник торже­ства» спокойно демонстрировал свои уникальные силовые способности. Самым интересным был номер, в кото­ром Омар, посадив местную девушку на стул, поднял его зубами и прошелся с ним по сцене, а в заключение он еще станцевал зажигательную лезгинку. Удивлению и радости публики не было предела.

В одном из своих номеров Омар показывал, как на его груди кувалдой ломают бордюрный камень. Молодой парень который вызвался быть асси­стентом и неоднократно бил молотком по камню, но никак не мог его сломать, что изрядно измучило его. Тогда Омар попросил меня: «Гаджи, будь другом, возьми кувалду и сильно ударь по центру камня». Сказано-сделано. Я нанес кувалдой один единственный удар в камень и этого было достаточно чтобы он сломался. Публика сразу же отреагировала громом аплодисментов и возгласами: «Браво!» Я тоже был без­мерно рад и счастлив за успех своего друга.

Публика не раз вызывала на «бис» силача Омара Ханапиева. Он любезно исполнял любые «капризы зрителей». В самом конце представления Омар взял в руки 100 мм гвозди и начал «вя­зать» цепи. Эта процедура давалась ему легко. Номер удался и он связал из гвоздей цепь, которую потом подари­ли одному из местных жителей.

А недавно на празднованиях «Дней Дагестана в Кабардино-Балкарии» Омар Ханапиев преподнес главе этой республики Юрию Кокову сплетенный собственноручно из железных прутьев и гвоздей оригинальный подарок, сим­волизирующий дружбу всех народов Кавказа. Свой необычный подарок да­гестанский силач вручил лично руково­дителю КБР в присутствии Главы Даге­стана Рамазана Абдулатипова. «Сила Кавказа в дружбе народов» — именно эту мысль он отразил в своем презенте и рукопожатии.

Таких подарков и сувениров наш именитый земляк сделал немало. И они еще будут у Омара Ханапиева. Он и се­годня находится в постоянном поиске новых идей, порой очень оригинальных и даже фантастических. Омар- чело­век щедрой души, готовый пожерт­вовать ради дружбы всем что у него есть. И именно про таких людей сказа­но: «Гвозди бы делать из этих людей, Крепче бы не было в мире гвоздей!»

Гаджи Мирзаев