ВОЗРОДИТЬ И СОХРАНИТЬ ТРАДИЦИИ

Все коренные народы Большого Кавказа с древних времен имеют сло­жившиеся кодексы чести и добропо­рядочного поведения в кругу семьи и в обществе (адаты). Кавказские адаты близки между собой как по духу, так и по главным деталям правил поведе­ния, которые должны соблюдать все мужчины и женщины, юноши и девуш­ки, родители и дети, старшие и млад­шие, гости и хозяева.

Такая близость нравственных уста­новок вполне понятна, т.к. у людей, имеющих общее происхождение, живущих на одной территории и тес­но взаимодействующих в процессе жизнедеятельности, конечно же, не­избежно возникают единые взгляды на этику, правила и нормы общения. Развиваясь столетиями, адаты спо­собствуют формированию целост­ного менталитета, духовного облика кавказских этносов, регулированию их отношений в сложных жизненных ситуациях. Со временем, выработан­ные нормы добропорядочного отно­шения, тесно взаимодействуя между собой, фактически слились в единую для всего Северного Кавказа систему взаимного общения горцев, различа­ющуюся в разных регионах лишь не­большими местными особенностями.

Особое значение придавалось на Кавказе воспитанию чувства чести, до­стоинства, мужества и одновременно с этим, скромности, тактичности, дели­катности. Для всех кавказских горцев важнейшими качествами достойного человека были, прежде всего, твер­дость духа и благородство.

Корни кавказской нравственности уходят в матриархальное прошлое, начинаются с женщины-матери, и это возлагает на нее важную роль в обще­стве и особую ответственность за свое поведение, за сохранение сво­его нравственного облика. Женщины Кавказа крайне щепетильно относят­ся к соблюдению норм традиционной этики, рассматривая приверженность традициям как залог женской добро­порядочности. Большим позором во все времена на Кавказе считалась ссора или брань в присутствии жен­щины. Женщина могла приостановить любые агрессивные действия мужчин, стоило только ей сказать: «Разве не заслуживает уважения женский пла­ток»,– и, сняв его с головы, бросить к ногам мужчин, дерущихся насмерть. А мужчины, наоборот, не имели права снимать папаху в любой ситуации. Па­паха символ чести и достоинства муж­чины Кавказа. Если мужчина просит о чем-либо и снимает при этом папаху, то это считается низостью, достойной раба. В горских традициях есть только одно исключение по этому поводу: па­паху можно снять тогда, когда просят о прощении кровной мести. По адатам Кавказа, пощёчина, сбивание с голо­вы папахи или удар кнутом у горцев считались страшным оскорблением и требовали мщения. Балкарская посло­вица гласит:

«Богатство потеряешь – не беда:

Все снова наживешь.

Честь потеряешь – это навсегда:

Честь снова не найдешь».

Нормы морали на Кавказе повсе­местно идентичны и свидетельству­ют о высочайшем уровне нравствен­ности всех горцев. Но даже на таком ярком фоне, черкесское дворянство выработало особый подчеркнуто ры­царский кодекс, который выделялся своей, доведенной до абсолюта, ще­петильностью в плане человеческого благородства. Многие его положе­ния, несомненно, вытекают из воен­ного образа жизни и связанных с ним норм поведения. Постепенно нормы черкесского дворянского этикета «Уорк Хабзэ» заимствовались сосед­скими народами Северного Кавказа и оказали мощное влияние на фор­мирование общекавказской культуры взаимоотношений. Черкесский уорк (рыцарь), проявивший трусость, ли­шался дворянского звания и подвер­гался гражданской смерти: с таким человеком переставали общаться друзья; ни одна девушка не вышла бы за него замуж; он не мог принимать участие в народных собраниях и, во­обще, в политической жизни своего народа, общины; к нему не входили в дом и не участвовали в его похо­ронах. Воин, проявивший трусость, мог искупить свою вину перед обще­ством только совершением подвига ценой своей жизни. До этого же вре­мени вся его семья пребывала как бы в трауре. Жене опозоренного воина окружающие выражали сочувствие, в знак которого высказывалось благо­пожелание: «Честь твоего мужа бог да восстановит».

Горцы Северного Кавказа всегда жили в одинаково суровых условиях непрекращающихся войн за собствен­ную независимость, за сохранение своего достоинства и собственной идентичности.

Так возникли неписаные законы гор, имеющие разные названия, но одина­ковые по сути: «Адыгэ хабзэ» – у ады­гов; «Апсуара» – у абхазов; «Къонахал­ла» – у чеченцев; «Езден адет» – у ка­рачаев и балкар; «Гъалгъай эздел» – у ингушей; «Намус» – у дагестанцев и др.

Особой полнотой охвата сложных жизненных ситуаций, многогранно­стью и объемностью правил пове­дения отличается кодекс чести да­гестанских узденей, известный под единым для всего Дагестана наиме­нованием «Намус». Это объясняется тем, что в Стране гор бок о бок живут десятки близкородственных народов, каждый со своей спецификой культу­ры и быта, они в течение веков вноси­ли свой позитивный вклад в формиро­вание общедагестанского этического Кодекса. К тому же, Дагестан был историческим ареалом природной горской демократии, именно здесь в обозримом прошлом Кавказа зароди­лась республиканская форма обще­ственно-политического устройства – так называемые «вольные общества» (джамааты).

Общеизвестно, что подавляющее большинство населения историческо­го Дагестана составляли уздени – не­зависимые вольные люди благородно­го поведения и крепкого духа, прожи­вающие в составе «вольных обществ». Вполне естественно, что олицетворе­нием истинной сути горца, носителем идеалов военной доблести, высоко­нравственного поведения выступал именно уздень (рыцарь, джентльмен). Во внешнем виде (как и в речах и по­ступках) узденя всегда четко просле­живалась его независимая натура, до­веденная до крайности свобода духа, абсолютное доминирование чувства чести.

Уздени – это свободные общинни­ки, которые всегда являлись костяком обществ (джамаатов) и по праву счита­ются историческим корнем дагестан­ского народа. Жизнь узденя регули­ровалась с рождения и до смерти не­писаным кодексом чести. Для него не было никаких иных ценностей, которые могли бы превалировать над понятием «честь». Сама жизнь имела ценность только в том случае, если она была по­священа сохранению чести и служе­нию рыцарским принципам. Говоря о менталитете наших славных предков, веками живших в скалистых горах, где каменистая почва почти непригодна для пахоты, достаточно упомянуть, что они видели внизу плодородные доли­ны, но не переселялись туда, зная, что это будет стоить им их независимости. Из этого следует одно – они дорожи­ли свободой больше, чем жизнью. И нетрудно догадаться, что законы гор в подобных условиях были жёсткими, суровыми, они формировали горцев сильными духом и выносливыми фи­зически. Все, без исключения, уздени обладали равным правом участия и го­лоса в народном собрании – в высшем органе власти «вольных обществ», могли быть избраны в качестве регу­лярно сменяемых правителей. Анализ адатов различных «вольных обществ» Дагестана свидетельствует о высоком уровне демократизма джамаатов, о равенстве их граждан перед законами, выработанными коллегиально, об обя­зательной сменяемости выборных ор­ганов власти. Дагестанские «вольные общества» предстают перед миром как подлинно гражданские сообщества, в которых каждый гражданин является гарантом суверенитета и благополучия общества и, соответственно, обладает всей полнотой прав, определенных адатами (законами) джамаата.

Многовековые демократические традиции «вольных обществ» вступили в некий ментальный резонанс с при­родными качествами горцев, в резуль­тате чего резко усилились такие врож­денные особенности этнической пси­хологии дагестанцев, как свободолю­бие и врожденное отвращение к любой форме зависимости, честь и гордость, мужество и бесстрашие, чувство соб­ственного достоинства, верность дол­гу и патриотизм.

Каждый дагестанский джамаат имел свои специфические адаты, но все они, по большому счету, слились в единый для всего Дагестана этический Кодекс чести узденя под общим названием «Намус», вобравший в себя все лучшее наследие, которое было наработано предками за тысячи лет совместного проживания на этой территории. При этом, каждый джамаат сохраняет по сей день присущие ему детали этикета и особенности мировосприятия, кото­рые никак не противоречат общедаге­станским нормам, а напротив придают им дополнительные оттенки в общей палитре красок.

Обычай гостеприимства дагестан­ских народов играет важную роль в си­стеме межличностных, межгрупповых и международных связей. Гость для принимающего его хозяина – священ­ная персона, за которую он отвечал головой и обязан был сопровождать до следующего места гостевания, пере­давая «с рук на руки» другому хозяину. Несмотря на самую жалкую обстановку жилищ, нищету и бедность, встреча­емые на каждом шагу, горцы отлича­ются чрезвычайно радушным госте­приимством. Кроме наружных знаков почтения к гостю, самый беднейший из жителей старается окружить его всевозможным довольством. Гостя принимали в любое время дня и ночи.

Развитию межэтнических связей способствовал еще один старинный горский обычай – куначество. Каждый горец имел в других аулах своих ку­наков, у которых он останавливался. Отношения куначества завязывались между гостем и хозяином при первых же встречах. Кунаков связывали вза­имопомощь и участие в важнейших делах друг друга. Бывало, что кунак заменял детям умерших родителей и опекал их до совершеннолетия. Куна­чество передавалось и по наследству, семьи как бы становились родными, помогая в делах, и навещая друг друга, вместе ездили на свадьбы, приносили соболезнования и т. д. Из всех грехов самым тяжелым и позорным горцы считали убийство гостя; убийца стано­вился кровным врагом обоих обществ – откуда пришел гость и того, где пре­ступление свершилось. Законы госте­приимства были поистине священны на всем Кавказе, распространялись они и на русское население Северно­го Кавказа. Служивший в молодости на Кавказе Л. Н. Толстой восторженно пи­сал о честности и преданности в друж­бе своего кунака чеченца Садо.

Правила вежливости каждого на­рода – это очень сложное сочетание национальных традиций, обычаев и международного этикета. И где бы мы ни были, в какой бы стране ни на­ходились, хозяева вправе ожидать от гостя внимания, интереса к своей стране, уважения к ее обычаям. Со­временный этикет регламентирует поведение людей в быту, на службе, в общественных местах, на улице, в го­стях и на официальных мероприяти­ях. Следует отметить, что тактичный и благовоспитанный человек ведет себя в соответствии с нормами эти­кета не только на официальных цере­мониях, но и в повседневном обще­нии. Подлинная вежливость, в основе которой лежит доброжелательность, обусловливается тактом, чувством меры, подсказывающим, что можно, а чего нельзя делать при тех или иных обстоятельствах. Такой человек ни­когда не допустит грубых нарушений общепринятого порядка и не окажет­ся в неловком положении, даже, если он не знаком с деталями местных обычаев и норм поведения. Его вы­ручит интуитивная способность чув­ствовать границы дозволенного.

Таким образом, можно отметить, что Кодекс чести – это очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, это нормы морали, выработанные на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности.

Безусловно, в каждом из нас ге­нетически заложено чувство чести и достоинства узденя. К большому со­жалению, находясь в плену ложных ценностей, мы не осознаем и совер­шенно не умеем ценить, насколько нам повезло с моралью и духом предков, но зачастую не развиваем в себе эти качества, а наоборот, гасим, с каждым днём все больше растворяясь в чуждой нам масс-культуре Запада.

Законы и кодексы чести наших славных предков впитывались с мо­локом матери, они были в крови и плоти каждого. И, пока еще жива вера и уважение к старшим, нельзя допу­скать, чтобы сформировалось поко­ление, которое будет полностью пре­небрегать законами гор и перестанет следовать заветам предков, нужно остановиться и сделать все, чтобы со­хранить достоинство Кавказа, его дух и сущность.

Исходя из таких реалий сегодняшне­го дня, дагестанская региональная об­щественная организация по развитию культуры и традиций «Уздени Дагеста­на» со всей ответственностью подошла к этому вопросу, поставив перед собой цель – сделать все возможное, чтобы достойно возродить Кодекс чести да­гестанского узденя, сохраняя его тра­диционное название «Намус». Нынеш­ние и будущие поколения дагестанцев должны сохранить замечательные традиции рыцарского Дагестана, его этику, стремление к добротворчеству, приоритет чести и благородства.

Только таким путем можно добить­ся согласия и спокойствия в нашем обществе, возродить былую толе­рантность наших людей. Старшему поколению следует зажечь в сердцах молодых людей стремление к Добру, Справедливости, Истине через про­паганду, испытанных веками, норм дагестанского кодекса чести «На­мус». И вполне ожидаемо, что об­ращение к чувствительным струнам души, на генетическом уровне запро­граммированным на честь и досто­инство, не только у нас возродится гордость за свою славную историю, но и другие народы смогут перенять все хорошее, что заложено в вековых горских традициях.

Общество «Уздени Дагестана» счи­тает своим долгом подчеркнуть, что понятие «уздень» в настоящее время не рассматривается как сословная характеристика, в XXI веке это совер­шенно не допустимо и лишено всякого смысла, так как сословные предрас­судки ушли в далекое прошлое. Уздень в контексте данной статьи рассматри­вается как современный человек, оли­цетворяющий лучшие качества класси­ческого горца.

Узденство – образ жизни, состояние души человека, парадигма его нрав­ственности. Это обобщенная характе­ристика благородных людей (джентль­менов), сохраняющих рыцарскую этику своих отцов, их человечность и благородство, умеющих уважать чужие нравы и взгляды, но при этом стремя­щихся внести в мировую культуру об­щепринятые принципы высокой нрав­ственности, доставшиеся в наследство от наших достойных предков.

Если мы растеряем этот главный дар наших отцов, созданный духовным тру­дом сотен поколений, тогда потомки вряд ли простят нам столь тяжкий грех.

Кодекс чести узденя

— Уздень – свободный, благородный и великодушный человек с развитым чувством собственного достоинства, человек Слова, Долга, Добра и Спра­ведливости.

Его высокий идеал нравственности выражается в свободе совести и не­запятнанной чести, а благородство проявляется в культуре поведения, деликатности, умении ценить досто­инство других людей и щадить чужое самолюбие. Он уважает окружающих, обладает врожденным чувством сдер­жанности, свято чтит историю, язык, религиозные убеждения, культуру и традиции своего народа, считает важ­нейшим долгом беречь и приумножать духовное наследие славных предков и завещать его потомкам. Беззаветно любит свое Отечество, верен ему и всегда встанет на его защиту.

— Уздень знает и помнит свою ро­дословную, с почтением относится к своим предкам, чтит родителей, ува­жает старших и будет защищать свои принципы и убеждения. Во всем об­ладает чувством меры, житейской мудростью, руководствуется логикой здравого смысла и общественной значимостью собственных поступков. Верен своим друзьям в горе и радо­сти, готов всегда прийти на помощь. Обладает мужеством и бесстрашием, железной волей и умением держать себя в руках в любых ситуациях. Он считает дурным тоном разговор на повышенных тонах, рассматривает брань как проявление слабости и бес­культурья.

— Уздень всегда говорит правду, му­жественно борется со злом и неспра­ведливостью. Защита слабых и обе­здоленных является святым долгом. Храбрость, терпеливость и стойкость – врожденные качества узденя. Про­явление слабости духа перечеркивает всю дальнейшую жизнь узденя, она ли­шается всякого смысла. Истинный уз­день выше естественных для человека слабостей и никоим образом не про­явит внешне дискомфорт души и тела. Он умеет управлять собой в самой тя­желой ситуации.

— Уздень проявляет отзывчивость и щедрость по отношению к другим, скромность и умеренность к себе. В разговоре уздень больше слушает, а не хвалится, поддерживает беседу и высказывает свое мнение, не задевая собеседника. Кунак и гость – святые понятия для узденя. Они в его доме чувствуют тепло и защиту, внимание и заботу. Их ущемление воспринимает­ся узденем, как личное оскорбление. Он постоянно стремится к гармонии бытия: следит за своим внешним ви­дом, соблюдает строгость и скром­ность в одежде.

Неустанно работает над своим физическим и духовным совершен­ствованием, стремится к знаниям, максимально использует природные данные для самореализации во имя добра и блага общества. Он регуляр­но навещает родных и близких, дер­жит в чистоте могилы умерших, свято соблюдает заветы предков. Понятия «Мать», «Сестра», «Дочь», «Жена» для узденя являются святыми и ради за­щиты их чести и достоинства, он готов пожертвовать всем своим достояни­ем и собственной жизнью. Женщина в узденской семье – образец нрав­ственной чистоты, терпения, верно­сти и благородства. Она понимает, что весь ее облик и поведение опре­деляет лицо узденской семьи, честь и достоинство ее рода .

Керимхан Умаханов,

председатель Совета ДРОО «Уздени Дагестана»