Аулы Дагестана

«Если народ хранит свои традиции, то и традиции хранят народ»

 

Продолжаем публикации об аулах Дагестана из энциклопедии Сабира Нурмагомедова «Все населенные пункты Дагестана» .

 

«Знать историю своего народа — это значит мысленно пройти вместе с ним его долгий и трудный путь, чтобы лучше понять сегодняшний день»

 

Хубар

Село расположено на восточной окраине Казбековского района Дагестана на высоте 930 метров над уровнем моря. Предположительно село Хубар насчитывает тысячелетнюю историю. По разным источникам месторасположение села менялось 18 раз, причинами этому послужили суровые и долгие зимы. Основной состав населения — это приезжие из горных аварских районов, таких как Хунзахский, Гунибский, Чародинский, Ахвахский. Документы 200-летней давности свидетельствуют о том, что в селе было развито сельское хо­зяйство, по архивным данным XIX века в среднем урожай с/ хозяйственных культур составлял 32267 пудов, что в 2 раза выше потребности жителей села. Вокруг села находятся об­ширные пастбища, сенокосы и пашни и огромное количество вековых лесов с множеством родников, по подсчетам – 82 родника. Издавна Хубарцы занимались садоводчеством, бла­годаря землям, расположенным в Инчхинской долине — 241 га общей площади. До сих пор сохранились остатки строений 11 водяных мельниц для обработки зерна. Хубарцы принимали активное участие в военных действиях 1834-1859 годов на стороне имама Шамиля. В настоящее время в сельсовет Ху­барский входит 2 села: с. Хубар и Иха. Население около 2000 человек. В селе функционируют школа, Дом культуры, библи­отека, почта, магазины. Село полностью газифицированно, электрофицированно, во всех домах имеется водопроводная система. Для водообеспечения в 2008 году проложен водо­провод протяженностью 14 километров, построено здание современной школы.

Хунзах

Село, административный центр Хунзахского района Даге­стана. Население около 4000 тыс. жителей. Хунзах был сто­лицей Аварского ханства. Взят русскими войсками в 1837 году, в 1843 году перешёл под контроль Шамиля, в 1859 году вновь взят русскими войсками. В 1864-69 годах в селе было сооружено военное укрепление. Хунзах — один из древнейших центров политической власти на Северо-Восточном Кавказе. Хунзахская община (хунз) в широком понимании этого терми­на — «общество», традиционно включала в свой состав, поми­мо Хунзаха, еще и другие селения, расположенные на плато и прилегающих территориях, в том числе и в речных долинах. В исламскую эпоху в Хунзахе находилась главная, «войсковая» мечеть. Там же пребывали «войсковой» кадий и светский пра­витель Аварии, которого в течение последних столетий аваро- язычное население Дагестана называло нуцал-хан. Хунзах, расположенный на нескольких небольших возвышенностях, разделяемый речкой на две неравные части, традиционно со­стоял из пяти кварталов. Традиционная социально-политиче­ская структура Хунзаха была следующей. Вершину общества олицетворял хан. Рядом с ним стояла его родня, в том числе и чанки. Все они считали себя как бы высшей расой и старались не родниться даже с состоятельными земляками — узденями. Следует также отметить и то, что хунзахские кадии как лица, чье утверждение в должности зависело от нуцалов Аварии, старались демонстрировать почтение к последним, прово­дить «нуцальскую линию». Этим они отличались от других ка­диев горного Дагестана.

В квартальных мечетях Хунзаха имелись муллы-диби­ры, которые руководили текущей молитвой, а также зани­мались иными, чисто религиозными вопросами. Выносить судебные решения они не имели права. Следует упомянуть, что отдельные стороны жизни хунзахцев регулировались так называемым «обычным правом» — адатом, который по- аварски назывался еще и «батль». Для разбора вопросов по нормам «обычного права» существовали специальные судьи, именуемые «чухби».

Административный аппарат хунзахской сельской общины составляли, наряду с глашатаем-«мангушем», исполнители – «эли». Они проводили в жизнь решения судей — «чухби» и вы­полняли другие задания.

Хучни

Село Табасаранского района на юге Дагестана. От Дербен­та до Хучни — около 50 км по автодороге. Причем эта дорога — асфальтированная, что обычно подтверждает высокий статус населенного пункта. Из Дербента и Махачкалы до села Хучни ходят автобусы и маршрутки. Количество жителей – около 4000 человек. В райцентре имеются гостиницы, кафе и ав­тостанции, откуда можно доехать до менее статусных, но не менее интересных горных сел Табасаранского района. Хучни — село очень древнее. Масштабные археологические иссле­дования здесь пока не проводились. В этом смысле Кавказ археологически похож на Грецию или Италию — все знают, что здесь в земле скрыто множество древних артефактов. В ре­зультате разведывательных изысканий 1960-х годов в окрест­ностях Хучней была обнаружена керамика III тысячелетия до нашей эры и жилые строения II тысячелетия до н.э. Хучни ста­ли центром Табасарана еще в X-XI веках, с проникновением в эти места ислама. Самые известные достопримечательности Хучней находятся не в самом селе, а рядом — это Хучнинский (Ханагский) водопад на реке Ханаг и крепость XVII века в 4 км от Хучни, на скале над рекой Рубас. Название крепости так же необычно, как и связанные с ней легенды: крепость «Семи братьев и одной сестры». В состав России эти места вошли в 1806 году. И, хотя табасаранцы гордятся своим языком (таба­саранский язык вошел в книгу рекордов Гиннесса, как один из самых сложных в мире, наряду с китайским, только падежей существительных в нем насчитали от 44 до 52), приезжие и местные поймут друг друга без труда — здесь все отлично вла­деют русским языком.

Цатаних

Аварское село Унцукульского района Дагестана, располо­жено на р. Энжерух (бассейн р. Андийское Койсу), в 25 км к юго-западу от районного центра, села Унцукуль. Население 0,71 тыс. жит. (2002) года.

Село Цатаних было основано посланцами из соседнего аула Тануси. По преданию, 10 дворов из Тануси было переселено в Цатаних для удержания местности. Это было приблизительно во времена Серир — ханства в V веке. Свидетельством столь древнего существования аула являются многочисленные террасы для земледелия по горным склонам. Это дело рук не одного десятка поколений земледельцев. До настоящего времени сохранились развалины башен, на которых зажига­лись сигнальные огни во время опасности или приближении врагов. Аул неоднократно подвергался нападению внешних противников. Село расположено между двумя районными центрами Хунзах и Унцукуль. Это придает местности важное стратегическое значение. Ц!атаних ,в силу своей древности , был свидетелем многих враждебных отношений и военных действий. Во времена Кавказской войны (1817-1864) на тер­ритории аула были расположены русские войска. Есть также доказательства прохождения на его территории военных дей­ствий. Русскими солдатами была построена крепость и стра­тегическая дорога в село. Эту дорогу до сих пор называют «ГIурус нух» -русской дорогой. А на месте бывшей крепости расположена Цатанихская средняя школа. На окраине села есть обрыв, который тоже называют русским. По рассказам старцев, зима в этих горах всегда была суровая. Бывали такие вьюги, что заметало все вокруг из-за сугробов сложно было найти дорогу к селу, особенно не местным. Говорят, во время очередных военных действий русское войско отступало и не увидев из- за сугроба обрыва провалились в обрыв. От того и прозвали его русским.

На Великую Отечественную войну из этого маленького аула ушли 52 человека. А вернулись домой лишь 25. К сегодняшне­му дню никого из вернувшихся в живых не осталось.