Запрос общества на справедливость

В последнее время многие извест­ные политологи, представители пар­тии и общественных движений, экс­перты громко и публично заявляют о необходимости совершенствования политической системы в стране. Вы­сказываются самые разные мнения о том, как устроить власть? Как про­водить честные выборы? Как соз­дать четкую и эффективную систему кадровой политики на всех уровнях? Все эти актуальные вопросы сегодня напрямую связаны с состоянием и развитием демократии.

По мнению директора институ­та социологии РАН, профессора Михаила Горшкова, в современной России ценности демократии вос­принимаются в качестве хоть и важ­ных, но и вторичных по отношению к ценностям социальной справед­ливости, общественного порядка и экономической эффективности. Как следствие-все увеличивающийся разрыв между элитой и обществом в интерпретации самого феномена демократии, ее ключевых характе­ристик. Значительная часть россий­ской элиты по-прежнему настаивает на приоритетности таких слагаемых демократии, как многопартийность, политическая конкуренция, свобода печати, защита прав собственности. Иными словами, российский полити­ческий класс видит перспективу де­мократии в стране в развитии клас­сической ее модели, локализованной главным образом сферой политики и выборных процедур.

Сегодня нашему государству, что­бы сохраниться в мире в качестве великой страны и не стать жертвой очередной революции, нужно найти ответ на главный вызов современ­ности – запрос общества на справед­ливость и, прежде всего, экономи­ческую справедливость, ибо разрыв между богатыми и бедными зашкали­вает все разумные пределы, стано­вится опасным фактором социальной апатии, с одной стороны, и политиче­ской нестабильной – с другой.

По утверждению экспертов, из­вестных ученых, ответ на данный вы­зов необходимо искать в справедли­вости распределений доходов в три­аде участников, создающих новую стоимость, — это, во-первых, капитал, и, во-вторых, труд, представленный наемными работниками, и в третьих, государство, являющееся собствен­ником природных ресурсов.

По утверждению ученого Григория Водолазова, действительная демо­кратия, действительное народоправ­ство (этот антипод авторитарного за­стоя) возможны только там, где суще­ствует приблизительное социальное и материальное равенство людей, там, где нет всевластия, самодержа­вия крупного олигархического капи­тала и мощного административного ресурса неподконтрольной обществу бюрократии. И здесь чрезвычайно важное, если не решающее значе­ние имеет резкое сокращение суще­ствующего в России так называемого «децильного коэффициента», т.е. от­ношение дохода 10% самых богатых людей к 10% самых бедных. Обще­признано, что нормальное развитие общества происходит тогда, когда этот коэффициент не превышает 6-7 раз. У нас же, даже при чудовищно заниженных полуофициальных дан­ных, он составляет 14-16 (по другим, более близким к реальности подсче­там, он приближается к 40-50, а то и больше). В любом случае это ката­строфический разрыв, это — преддве­рие большой социальной беды.

Особая специфика региона

Анализ ситуации показывает, что в Дагестане процессы демократи­зации, федерализации имеют свою особую специфику. Так, современ­ная жизнь дагестанского общества характеризуется процессами соци­ального расслоения общества, кото­рая является одним из катализаторов протестной активности. На данном этапе развития общества правяще­му режиму все труднее становится обеспечивать диалог ценностей со­циального равенства, социальной справедливости. Противоречия в об­ществе связаны в какой-то степени и с кризисом доверия основной массы населения к власти, которые считают, что институты власти недостаточно эффективны в удовлетворении их со­циальных ожиданий.

В любой власти присутствует ком­муникативный момент, который про­истекает не из силы. Поэтому все правители стремятся к легитимиза­ции власти. Если потеряно доверие населения, разрушается весь по­литический порядок. Этика власти обосновывает институты контроля власти, чтобы избежать злоупотре­блений. Этот контроль должен осу­ществляться не из мотивов дружбы или из благосклонности политиков, а только по правилам справедливости. Этика власти обосновывает институ­ты контроля власти, такие как свобо­да общественного мнения, избира­тельное право, разделение властей, решение большинства и право на иск при независимом судопроизводстве.

По мнению ученых, эффективность власти повышается в том случае, если деятельность людей, наделен­ных властью, имеет в своей основе конструктивную, научно обоснован­ную программу управления обще­ственными процессами и соответ­ствующие ей методы. Отсутствие на­учно разработанных теоретических основ и конструктивной программы реформирования российского обще­ства привело, в конечном счете, к масштабному социальному мифот­ворчеству. Вместо эффективного управления процессом реформ, уче­та их социальных последствий власт­ные структуры нередко внедряют в массовое сознание пропагандист­ские лозунги и мифы. По существу, речь идет о примитивной манипуля­ции массовым сознанием, осущест­вляемой посредством подконтроль­ных властям СМИ.

— «Для меня современное госу­дарство-это, прежде всего, демо­кратия»,- подчеркнул Дмитрий Мед­ведев.- «Главный вопрос — каковы должны быть стандарты современ­ной демократии, чтобы обеспечивать глобальную стабильность? Институ­ты современной демократии долж­ны строиться таким образом, чтобы цели глобального развития дости­гались ненасильственным путем. В основе этих методов регулирования должна лежать толерантность».

А вот у многих рядовых дагестан­цев имеет место более широкий и одновременно более «приземлен­ный» взгляд на желаемую модель: в их представлениях демократия-это такая система, которая ориентиро­вана на идею общего блага, и эф­фективность которой определяется степенью влияния демократических институтов на политику властей, определяется динамикой уровня и качества жизни, социальной защи­щенностью граждан, масштабами коррупции, реальным обеспечением личных и коллективных прав и свобо­ду граждан и т.п. Иначе говоря, рядо­вые дагестанцы, а значит и россияне хотят видеть такую демократию, ко­торая бы помогала им хорошо жить и хорошо зарабатывать.

Ответственность власти

В интересах дальнейшей демо­кратизации политической систе­мы следует качественно повысить ответственность политиков перед гражданами и для этого ввести нор­му обязательной, регулярной пря­мой отчетности выборных народных представителей перед избирателя­ми, причем с правом избирателей отстранить своего представителя от выборной должности в любое время решением большинства.

Основополагающим институтом демократической политической системы общества, обеспечива­ющим управляемость в местных территориальных образованиях (городских, сельских поселениях), является местное самоуправление. Право граждан самостоятельно, без вмешательства государства, не нарушая его законов, управлять собственными делами местного значения (непосредственным во­леизъявлением (референдумы) или через выборных лиц закреплено в Конституциях России и Дагестана. В соответствии с их нормами струк­тура органов власти местного само­управления создается населением с учетом исторических и иных тради­ций. Органы местного самоуправ­ления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполня­ют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осущест­вляют охрану общественного поряд­ка и т.д. Чем внушительнее в обще­ственной жизни представлены эти факторы, тем прочнее укореняются привычки строить свое благополу­чие без помощи государства. Имен­но этими факторами определяется роль органов местного самоуправ­ления в системе власти и управле­ния дагестанского общества.

К сожалению, роль большинства политических партий в работе му­ниципалитетов пока практически не ощущается. В результате на мест­ном уровне не все партии выполняют функцию общероссийских полити­ческих организаций. Группа экспер­тов-политологов предлагают сделать обязательным использование про­порциональной или смешанной из­бирательной системы, на выборах представительных органов в город­ских округах и муниципальных райо­нах с численностью депутатов не ме­нее 20 человек.

Чтобы построить новый Даге­стан, нужны критически мыслящие кадры, думающие не о своей вы­годе, а о дагестанских народах и их престиже. Известно, что от умных, безупречно честных руководителей зависит, какой будет наша респу­блика, страна для подрастающих поколений.

Без хорошего рывка в развитии республики и повышения качества жизни дагестанского народа, ре­шить проблему преступности и экс­тремизма одними лишь силовыми мерами не удастся. Нужно развивать экономику, значительно снизить уровень коррупции, провести жест­кую чистку в органах власти. Причем, на всех ее этажах. В высоких кабине­тах и креслах должны сидеть не мах­ровые взяточники и бюрократы, и не бандиты, а в первую очередь эффек­тивные менеджеры и современные управленцы, умелые руководители, знающие в каком направлении раз­вивать экономику района или горо­да. Разве мало таких молодых, но уже опытных и успешных бизнесме­нов в нашей республике? Их немало. И не только в Дагестане, но и за его пределами.

При этом необходимо отметить, что в последнее время повышаются, ужесточаются требования к руково­дителям органов местного самоу­правления. Так, по инициативе Главы Дагестана Рамазана Абдулатипова введены новые, более современные критерии оценки деятельности вы­полнения своих должностных обязан­ностей руководителями сел, районов и городов. Совсем недавно, а точнее с прошлого года главы муниципаль­ных образований, городских округов в присутствии представителей ре­спубликанских органов власти от­читываются перед активом района о проделанной работе. И если не будет четких результатов по основным по­казателям работы, руководитель ос­вобождается от работы. И это очень серьезно повышает ответственность руководителей перед рядовыми людьми, населением.

В условиях нашей республики многонациональный ее состав дик­тует целесообразность введения принципа назначения министров, руководителей республиканских министерств, ведомств, других го­сударственных структур на заранее оговоренный срок 4-5 лет. После ис­течения этого срока выдвигать на ту или иную должность лиц обязательно другой национальности.

Без такого порядка назначения кадров нам трудно избавиться от по­дозрений в клановости, коррупции, привилегиях и т.п. Кроме того, при таком подходе через каждый срок бу­дет происходить ротация министров и смена национальностей.

Такой порядок обеспечит, прежде всего, постоянный приток энергич­ных кадров разных национальностей, которых заранее нужно готовить к определенной должности. Да и спе­циалисты-психологи считают целе­сообразной для пользы дела. Тем более, что мировая практика пока­зывает: при фактическом отсутствии политико-экономического плюра­лизма и системы правовых сдержек любая доминирующая в обществе сила, независимая от исповедуе­мой ею идеологии, стремится огра­ничить возможности оппозиции и увековечить свою власть.

Совершенствование политической системы

В последнее время на федераль­ном уровне принимаются конкрет­ные меры по совершенствованию политической системы. Так, по­литические партии получили до­полнительные возможности влиять на формирование исполнительной власти в субъектах федерации и муниципалитетах. Смягчены фор­мальные требования по ряду во­просов партийного строительства и избирательного процесса. Зако­нодательно установлены гарантии равного доступа парламентских пар­тий к государственным средствам массовой информации. Приняты и другие меры. В том числе — в обла­сти информационно-коммуникаци­онных технологий, развитие которых неразрывно связано с прогрессом политической системы, что предо­ставляет широкие возможности для реализации фундаментальных поли­тических свобод.

В интервью американским СМИ Президент России Владимир Путин заявил, что верховенство закона и его уважение всеми без исключения гражданами страны должны являться главными демократическими прин­ципами. «Мы будем и дальше рабо­тать над совершенствованием нашей политической системы. С тем чтобы люди чувствовали, рядовой человек чувствовал, что он влияет на жизнь государства и общества, что он влия­ет на власть. И чтобы власть чувство­вала ответственность перед теми людьми, которые доверяют предста­вителям власти в ходе избиратель­ных кампаний», -сказал Владимир Путин.

Конституция Республики Даге­стан, принятая в 2003 году, закре­пляет и развивает общепризнанные принципы демократического госу­дарства, подчеркивает твердость исторического выбора дагестанско­го народа – жить и развиваться в единой семье народов многонацио­нальной России.

Отразив в себе позитивные пере­мены, произошедшие в стране, современные тенденции государ­ственно-правового развития России, Конституция Республики Дагестан подтвердила верность дагестанцев курсу на укрепление российской государственности, стала прочной базой для дальнейшего повышения эффективности функционирования органов власти, развития демокра­тии и позитивных процессов в жизни дагестанского общества.

По мнению Главы Дагестана, мно­гое можно сделать, если подходить к работе заинтересованно, если дей­ствовать с точки зрения интересов людей, работать на республику, на ее завтрашний день. «И самым главным результатом своего труда я считаю то, что нам удалось вернуть доверие людей к власти: и к федеральной, и к республиканской. Наша задача се­годня — работать так, чтобы это дове­рие сохранить. Для нас дагестанский народ — категория абсолютная. Как и Россия»,- убежден Рамазан Абдула­типов.

На мой взгляд, идеалом полити­ческой системы является такая си­туация, при которой слышен голос явного меньшинства и даже одного человека. Власть должна, наконец, осознавать, что права человека явля­ются приоритетными по отношению ко всем другим законам. В этом и состоит главная идея современного развития России и Дагестана.

Ильман Алипулатов,

председатель дагестанского отделения МедиаСоюза России,

член Общественной палаты РД.