Надзор за исполнением законов будет укрепляться

Редакция газеты обратилась к прокуро­ру города Махачкалы, старшему советни­ку юстиции Магомеду Абдулкадировичу с просьбой рассказать о результатах работы за 2016 год.

***

В истекшем 2016 году прокуратура города в рамках предоставленных действующим законо­дательством полномочий осуществляла деятель­ность, направленную на выполнение задач, выте­кающих из Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», приказов, указаний Ге­нерального прокурора РФ, постановлений коор­динационных совещаний, а также других ведом­ственных и межведомственных организационно- распорядительных документов.

Первостепенное внимание обращалось на деятельность по обеспечению исполнения жи­лищного, градостроительного и земельного за­конодательства, осуществлению надзора за со­блюдением прав граждан в социальной и эконо­мической сферах, противодействию коррупции, экстремизму и терроризму.

Принятые меры позволили исключить факты незаконных задержаний, арестов, привлечений граждан к уголовной ответственности, а также обеспечить защиту прав и законных интересов потерпевших от преступлений.

Вместе с тем, анализ показывает, что несмотря на принимаемые правоохранительными органа­ми меры, криминогенная обстановка в городе остается еще достаточно сложной и напряжен­ной.

Так, в 2016 году в городе Махачкале зареги­стрировано 4777 преступлений (против 4021 за 2015 г.), что свидетельствует о росте общей пре­ступности на 18,8%. Из них раскрыто 3917 (2884) преступлений, что составляет 81.9 % (77%).

По линии общеуголовной направленности зарегистрировано 4174 преступления (против 3445), что свидетельствует об их росте на 21,2%, из которых раскрыто 3483 (против 2493), что со­ставляет 83,3% (77,8%).

Следует отметить уменьшение на 11% количе­ства совершенных на территории города убийств с покушениями (с 26 до 23), при этом раскрывае­мость их увеличилась (с 87,1% до 87,5%).

За истекший год на территории г.Махачкалы зарегистрировано 4 (12) посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов, что свидетельствует об их значительном уменьше­нии — на 66,7%, при этом раскрываемость их со­ставила 100% (95,5%).

В 2016 г. в сфере надзора за исполнением федерального законодательства городской прокуратурой выявлено 5417 (5312) нарушений закона; принесено 307 (269) протестов на неза­конные правовые акты; в суды направлено 594 (571) иска (заявления) на сумму 101 341 тыс. руб. (45 998 тыс. руб.), рассмотрено и удовлетворено 575 (576) исков на сумму 50124тыс. руб. (13 839 тыс. руб.); внесено 223 (196) представления об устранении нарушений федерального законода­тельства, по результатам их рассмотрения 221 (183) должностное лицо привлечено к дисци­плинарной ответственности; по постановлениям прокурора 248 (236) лиц привлечены к админи­стративной ответственности; предостережено о недопустимости нарушения закона 31 (29) долж­ностное лицо; по результатам проведенных про­верок в порядке п.2 ч.2 ст.37 УПК РФ направлено в следственные органы для решения вопроса об уголовном преследовании 29 (26) материалов, по 21 (20) из них возбуждены уголовные дела.

Одним из приоритетных направлений в сфере надзора за исполнением федерального законо­дательства являлось обеспечение приведения в соответствие с федеральным законодатель­ством нормативных актов органов местного са­моуправления г. Махачкалы.

Выявлен 61 НПА, противоречащий федераль­ному законодательству, в которых содержались 82 коррупциогенных фактора. На все указанные правовые акты прокуратурой города принесены протесты, которые рассмотрены и удовлетворе­ны.

К примеру, 13.05.2016 принесен протест на «Правила землепользования и застройки г.Махачкалы», утвержденные решением Со­брания депутатов г.Махачкалы от 14.07.2009 за № 19-4а. Отдельные нормы указанных Правил противоречили Градостроительному кодексу РФ. Протест прокурора рассмотрен и удовлетворен.

05.02.2016 принесен протест на предмет от­мены некоторых положений постановления и.о. главы администрации г.Махачкалы от 30.06.2015 №3297 «Об утверждении платы с родителей (за­конных представителей) за присмотр и уход за детьми в муниципальных дошкольных об­разовательных учреждениях, школах-садах г.Махачкалы», предусматривавших начисление платы за фактически не оказанные услуги по при­смотру и уходу за детьми, не посещавшими дет­ский сад.

Протест был рассмотрен администрацией г. Махачкалы и удовлетворен.

В сфере надзора за исполнением законов в сфере экономики активизировалась работа про­куратуры за соблюдением бюджетного законо­дательства.

В частности, выявлены нарушения при рас­ходовании органом местного самоуправления средств резервного фонда.

Так средства резервных фондов исполнитель­ных органов государственной власти (местных администраций) направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстанови­тельных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

Вместе с тем, распоряжением главы города от 26.02.2016 № 135-р из резервного фонда на­правлены 100 тыс. руб. на формирование устав­ного фонда МУП «Дагтехкадастр», а распоряже­нием от 03.03.2016 №154-р средства в размере 370 тыс. руб. на оплату таможенных расходов.

По результатам проверки главе администра­ции г. Махачкалы внесено представление об устранении выявленных нарушений бюджетного законодательства.

Нарушения бюджетного законодательства вы­явлены также при реализации и финансировании муниципальных программ.

В связи с рассмотрением информации Счет­ной палаты Российской Федерации прокуратура провела проверку соблюдения бюджетного за­конодательства при реализации подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфра­структуры» объект «Расширение и реконструкция канализации в городе Махачкале, 2-я очередь» федеральной целевой программы «Жилище».

Установлено, что в рамках реализации ука­занной подпрограммы МКУ «Комитет по стро­ительству», являющееся по государственному контракту заказчиком работ по строительству ка­нализационного тоннельного коллектора, израс­ходовало средства бюджета Республики Даге­стан в сумме 35 млн. рублей на цели, не соответ­ствующие условиям их получения, т.е. допустило нецелевое расходование бюджетных средств в особо крупном размере.

Материалы проверки направлены в следствен­ный отдел по Советскому району г.Махачкалы СУ СК Российской Федерации по Республике Да­гестан для решения вопроса об уголовном пре­следовании по факту выявленных нарушений уголовного законодательства.

Также прокуратурой города с привлечением контрольно-счетной палаты г.Махачкалы прове­рено исполнение казенными и бюджетными уч­реждениями обязательств по исполненным му­ниципальным контрактам, обратив особое вни­мание на причины образования задолженности и полноту принимаемых мер по ее ликвидации.

Проверкой в МКУ «Махачкалапродукт» уста­новлены факты заключения контрактов и дого­воров сверх установленных лимитов бюджетных обязательств, а также факты приобретения у поставщиков (в том числе аффилированных с руководителями казенного учреждения) по за­ключенным контрактам и договорам за период 2015-2016 г.г. отдельных продуктов питания по завышенным ценам

В этой связи прокуратурой материалы про­верки были направлены в следственные органы для осуществления уголовного преследования по фактам выявленных нарушений законодатель­ства.

Наиболее распространенными в сфере зем­лепользования и градостроительства являются нарушения, допускаемые собственниками зе­мельных участков, которые используют участки не по целевому назначению с нарушением вида разрешенного использования либо осуществля­ют строительство объектов капитального строи­тельства на собственных земельных участках без разрешительной документации.

Вместе с тем, нарушения в указанной сфере надзора допускаются также органом местного самоуправления. В частности, выявлены фак­ты нарушения установленного законом порядка предоставления земельных участков.

Так, прокуратурой проверена закон­ность постановления главы города Махачка­лы от 02.03.2016 № 160 «О предоставлении ООО «Сарир» в аренду земельного участка пло­щадью 6,86 га под строительство гостинично- туристического комплекса в МКР «Лазурный берег», по ул. Сарир, 39 в городе Махачкале».

При вынесении указанного правового акта ад­министрацией г.Махачкалы допущены нарушения статей 39.6 и 39.14 Земельного кодекса Россий­ской Федерации, земельный участок предостав­лен в аренду для осуществления предпринима­тельской деятельности без проведения торгов.

В 2016 г. по 10 направленным прокуратурой в порядке п.2 ч.2 ст.37 УПК РФ для осуществления уголовного преследования материалам по таким фактам следственными органами возбуждено и расследуются 9 уголовных дел (по 1 материалу доследственная проверка не завершена).

Существенно активизировалась в прошедшем году работа городской прокуратуры по надзору за исполнением законодательства о государ­ственной и муниципальной собственности.

Факты неэффективного использования госу­дарственного имущества Республики Дагестан выявлены в деятельности государственных про­фессиональных образовательных бюджетных учреждений: «Республиканский промышленно- экономический колледж №1», Республиканский политехнический колледж», Республиканский строительный колледж №1», «Профессиональ­ное училище №21»

По результатам проверки прокуратурой вне­сены представления об устранении выявленных нарушений закона, которые рассмотрены и удов­летворены с привлечением виновных должност­ных лиц к дисциплинарной ответственности.

В деятельности КУИ г.Махачкалы выявлены и иные нарушения законодательства, такие как факты незаконного создания администрацией города муниципальных предприятий.

Так, установлено, что с нарушением требова­ний Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» поста­новлением администрации города от 18.08.2016 создано муниципальное унитарное предприятие «Горснаб г. Махачкалы».

В постановлении предусматривалось, что цель деятельности МУП «Горснаб г. Махачкалы» – это качественное удовлетворение потребностей на­селения города продукцией сельскохозяйствен­ного назначения. Между тем, в установленном законом исчерпывающем перечне целей созда­ния муниципальных унитарных предприятий дан­ная цель отсутствует.

В связи с этим, на постановление прокурату­рой города принесен протест. По результатам его рассмотрения незаконный правовой акт от­менен.

В центре внимания прокуратуры были и вопро­сы надзора за исполнением законов в социаль­ной сфере.

Так, прокуратурой по результатам надзорных мероприятий выявлено 549 нарушений законо­дательства об оплате труда. На предмет устра­нения выявленных нарушений в суды направлено 496 заявлений о выдаче судебных приказов, вне­сено 8 представлений, по результатам рассмо­трения которых 15 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, 13 лиц при­влечены к административной ответственности по вынесенным прокуратурой города постанов­лениям о возбуждении административного про­изводства, объявлено 4 предостережения.

К примеру, проведенной прокуратурой города в МУП «Очистные сооружения канализации го­родов Махачкала-Каспийск» проверкой установ­лено, что работникам данного МУП заработная плата за декабрь 2015 года и январь 2016 года выплачена с нарушением установленных сроков. Кроме того, вопреки требованиям в день уволь­нения с работниками не производится оконча­тельный расчет, а именно, не выплачивается де­нежная компенсация за неиспользованные дни отпусков.

Кроме того, прокуратурой в мировой суд на­правлено 145 заявлений о вынесении судебных приказов о взыскании начисленной, но не выпла­ченной заработной платы в пользу 145 работни­ков МУП, которые рассмотрены и удовлетворе­ны.

По результатам рассмотрения указанного дела директор МУП привлечен к административной ответственности в виде штрафов на общую сум­му 26 тыс. рублей.

Такие же нарушения трудового законода­тельства, связанные с нарушением установлен­ных законом сроков оплаты труда, выявлены в МУП «Горзеленхоз», «Махачкалатеплоэнерго», «Махачкалаводоканал», ЗЖБИ «Стройдеталь», АО «Газпром газораспределение Махачкала», с целью устранения которых приняты аналогич­ные меры прокурорского реагирования.

Прокуратура с привлечением специалистов Роспотребнадзора и Госжилинспекции провела проверку своевременности и полноты предо­ставления населению коммунальных услуг по газо-, электро-, тепло-, водоснабжению.

Так потребители, проживающие в многоквар­тирных домах по ул. Перова, 15 и пр. Акушинско­го, 94 обеспечены коммунальной услугой по ото­плению ниже нормативного уровня.

Не соответствовали нормативному уровню и параметры теплоносителя в домах по ул. Акушин­ского, 84, ул.И.Казака, 2 «б» и др. Исполнителем до середины ноября не было подано теплоснаб­жение на вводе в дома. При этом потребителям произведено необоснованное начисление платы за теплоснабжение в период его отсутствия.

В сфере газоснабжения выявлены факты от­крытия лицевых счетов абонентам многоквар­тирных домов без надлежащей исполнительной и технической документации, а также необосно­ванного начисления коммунальной платы.

По результатам проверки прокуратурой в адрес исполнительного директора «Махачкала­теплосервис» и руководителя «Дагестанэнерго» внесены представления об устранении выявлен­ных нарушений с требованием о перерасчете платы за услуги по отоплению.

Кроме того, в отношении исполнительного директора «Махачкалатеплосервис» и председа­теля ТСЖ «Тепло» за предоставление услуг ниже нормативного уровня обеспечения возбуждено административное дело по ст.7.23 КоАП РФ.

В августе 2016 г. в ходе прокурорской провер­ки обоснованности начисления платы за ком­мунальную услугу по электроэнергии в АО «Да­гестанская сетевая компания» Махачкалинские городские электросети (далее-Исполнитель) были выявлены 144 случая, когда размер платы за коммунальные услуги рассчитывался не исхо­дя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенных по показаниям приборов учета, а произвольно, по необоснованно завышенным объемам потребления. После внесения пред­ставления руководством Горэлектросети были приняты меры по их устранению.

Выявлены нарушения федерального законода­тельства в сфере ЖКХ, допущенные «Махачкала­водоканал» в связи с установлением и опломби­рованием приборов учета воды.

В целях устранения нарушений федерально­го законодательства прокуратурой города ге­неральному директору «Махачкалаводоканал» внесено представление. По результатам его рассмотрения виновные работники привлечены к дисциплинарной ответственности, нарушения устранены.

В отчетном периоде прокуратурой выявлялись и нарушения законодательства в сфере здраво­охранения.

В ходе проверочных мероприятий, прове­денных в ООО «Красота и здоровье», «Фарма Плюс», аптеке «Авиценна» ИП Сутаевой А.Р. и др. выявлены нарушения закона, выразившиеся в осуществлении медицинской деятельности без лицензии. Прокуратурой было возбуждено 6 дел об административном правонарушении, которые для рассмотрения направлены в Арбитражный суд РД. По 5 делам судом виновным назначены административные штрафы, 1 дело находится на стадии судебного рассмотрения.

Кроме того, в суд направлены исковые заявле­ния об обязании индивидуальных предпринима­телей приостановить незаконную медицинскую деятельность до получения лицензии. Большин­ство исковых заявлений рассмотрены и удовлет­ворены.

Также проведены проверки исполнения за­конодательства о пожарной безопасности в «Махачкалинский родильный дом №1»; «Махач­калинский родильный дом №2»; «Респу­бликанская клиническая больница №2 —

Центр специализированной экс­тренной медицинской помощи»; ГБУ РД «Детская больница №1» и других медицинских учреждениях, где выявлены много­численные нарушения требований Федеральных законов о пожарной безопасности, в связи с чем прокуратурой в отношении ответственных за по­жарную безопасность должностных лиц назван­ных медицинских учреждений возбуждено 9 про­изводств, по результатам рассмотрения которых виновные лица привлечены к административной ответственности.

Также установлено, что вышеуказанные на­рушения закона, требующие значительных мате­риальных затрат, не устраняются на протяжении продолжительного времени из-за отсутствия финансирования, в связи с чем прокуратурой на­правлены исковые заявления об обязании устра­нить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности, которые удовлетворе­ны судом в полном объеме.

Положительная работа прокуратуры г.Махачкалы в указанной сфере отмечена в Ин­формационном письме Генеральной прокурату­ры РФ от 12.04.2016 за №72/1-15-2016.

В ходе проверки исполнения пенсионного за­конодательства в части законности получения ежемесячных денежных выплат участниками бо­евых действий установлены факты незаконного их получения. Прокуратурой в 2016 г. направ­лены в следственные органы 5 материалов для решения вопроса об уголовном преследовании по факту выявленных нарушений уголовного за­конодательства.

В ходе проверки в деятельности обще­ства с ограниченной ответственностью «Медпрофценр» выявлены существенные на­рушения требований законодательства о соци­альной защите инвалидов, которые повлекли за собой нарушения гарантированных законом прав инвалидов на труд.

В частности, организацией не обеспечивалось создание и выделение рабочих мест для трудо­устройства инвалидов, создание инвалидам ус­ловий труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, не предо­ставлялось в установленном порядке информа­ции, необходимого для организации занятости инвалидов.

Исполнительный директор компании привле­чен к административной ответственности в виде штрафа.

За отчетный период проведен ряд проверок по надзору за соблюдением прав субъектов пред­принимательской деятельности, направленных на защиту прав субъектов малого и среднего предпринимательства, по результатам которых выявлены значительные нарушения.

Так, отделом муниципального земельного контроля управления по земельным ресурсам и землеустройству проведены обследования зе­мельных участков КФХ «Рассвет-1», «Ругуджа», «Возрождение (всего 125 КФХ) на предмет це­левого использования земельных участков. По результатам проверки составлены акты обследо­вания земельных участков.

Однако, обследования земельных участков КФХ проведены без участия руководителей КФХ, нет даты составления акта обследования и вру­чения им экземпляра такого акта.

Кроме того, в деятельности управления имели место нарушения требований ФЗ, выразившиеся в необоснованном отказе в представлении му­ниципальной услуги по созданию благоприятных условий для предпринимательства.

Прокуратура провела также проверку исполне­ния законодательства, направленного на защиту прав предпринимателей в сфере торговли.

В ходе проверки в управлении торговли адми­нистрации г. Махачкалы установлено, что в адми­нистративном регламенте по предоставлению муниципальных услуг управления торговли и По­ложении о порядке размещения и функциониро­вания нестационарных торговых точек изложены нормы, требующие оплату за предоставление муниципальных услуг при выдаче свидетельства о размещении и функционировании нестацио­нарных торговых точек. В этой связи прокурату­рой на противоречащие федеральному законо­дательству положения муниципальных правовых актов принесены протесты, которые рассмотре­ны и удовлетворены

В ходе проверки в СРО «Содружество строи­телей Республики Дагестан» установлено, что Положением о членстве в СРО предусмотрены нормы, допускающие истребование от юридиче­ских лиц и индивидуальных предпринимателей документов, не предусмотренных федеральным законом. На противоречащие федеральному за­конодательству нормы прокуратурой принесен протест, который рассмотрен и удовлетворен.

Прокуратурой были продолжены надзорные мероприятия, нацеленные на обеспечение не­укоснительного соблюдения требований Феде­рального закона от 02.10.1997 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебными при­ставами исполнителями межрайонного отдела по особым исполнительным производствам и межрайонного отдела по исполнению испол­нительных документов о взыскании алиментов УФССП России по Республике Дагестан.

Установлено, что в 2015 – 2016 годах в произ­водстве судебных приставов-исполнителей меж­районного отдела находилось 317 исполнитель­ных производств о взыскании в бюджеты разных уровней, в доходы государственных, муници­пальных организаций, учреждений, Пенсионно­го фонда РФ, Банка России, Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» ущерба, причиненного преступлениями, иными правонарушениями на общую сумму в размере 4370, 3 млн. руб.

Окончено 65 исполнительных производств на общую сумму ущерба в размере 2488,4 млн. руб.

Проверка законности принимаемых решений об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взы­скателю показала, что зачастую они принима­лись с нарушениями законодательства об испол­нительном производстве, при отсутствии доста­точных оснований.

К примеру, судебным приставом-исполните­лем межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления ФССП России по Республике Даге­стан Алиевым М.Ш. в ходе осуществления ис­полнительного производства о взыскании с Али­бутаева А.А. в доход государства 51,1 млн.руб. в счет возмещения ущерба, причиненного пре­ступлением, в полном объеме не реализованы полномочия, предусмотренные ч.1 ст. 64 Феде­рального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об ис­полнительном производстве», в том числе право совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного испол­нения исполнительных документов, и 24.07.2015 на основании п.4 ч.1 ст. 46, п.3 ч.1 ст. 47 Феде­рального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» вынесено по­становление об окончании исполнительного про­изводства.

При этом от Алибутаева А.А. не получены объ­яснения по вопросам его коммерческой дея­тельности и её результатов. Несмотря на то, что по данным налоговых органов должник является собственником 100% доли в уставном капитале ООО «Спектр», совладельцем «Стройинвест- МЗ», необходимые исполнительные действия, направленные на отыскание имущества не приняты.

Всего в 2016 году по результатам надзорных проверок прокуратурой города выявлено 454 на­рушения законодательства об исполнительном производстве, на предмет их устранения внесе­но 25 представлений, принесен 71 протест.

В 2016 году надзором за исполнением за­конодательства о государственной службе и о противодействии коррупции выявлено 625 нару­шений закона (за 2015-390), для устранения ко­торых, принесен 61 протест (за 2015 -50), в суд направлено 8 заявлений (за 2015-8), внесено 31 представление об устранении нарушений закона (за 2015 -23), по результатам их рассмотрения 82 должностных лица привлечены к дисципли­нарной ответственности (за 2015 -37); 30 лиц по постановлениям прокурора привлечены к ад­министративной ответственности (за 2015 -28), предостережено о недопустимости нарушения закона -2 (за 2015-1), в порядке п.2 ч.2 ст.37 УПК РФ в СО направлено 2 материала (за 2015-1).

Анализ отмеченных выше показателей свиде­тельствует об улучшении состояния надзорной работы в этой приоритетной сфере.

В 2016 году прокуратурой проведены провер­ки исполнения требований ст. 13.3 Федераль­ного закона «О противодействии коррупции» в МУП «Горзеленхоз», военном комиссариате г. Махачкалы, «Махачкалинский родильный дом №1», «Махачкалинский родильный дом №2». «Детская больница №1» и «Республиканская клиническая больница №1», «Диагностический центр г. Махачкалы», «Республиканский трав­матологический центр», «Дагестанский центр медицины катастроф», «Дагестанский центр стандартизации, метрологии и сертификации», НП «Дагестанский центр развития предпринима­тельства», «Дагтехкадастр» и «Махачкала-такси», ГБУ РД «Республиканский промышленно-эконо­мический колледж №1», Махачкалинский финан­сово-экономический колледж.

Руководителям вышеперечисленных учреж­дений внесены представления, по результатам рассмотрения которых приняты меры по устра­нению нарушений, виновные должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности.

Ряд нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок, в том числе при осу­ществлении закупок у субъектов малого и сред­него предпринимательства, выявлены в органи­зациях города.

В отношении должностных лиц «Комитет по строительству г. Махачкалы», «Комитет по управ­лению имуществом г. Махачкалы», «Управление рекламой», «Управление сельского хозяйства г. Махачкалы», «Школа-интернат для детей сирот», «Городской пляж г. Махачкалы», «Специализиро­ванный центр для детей с компенсационными по­требностями», «Единая дежурно-диспетчерская служба возбуждены дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.ч.1.4 и 3 ст.7.30 КоАП РФ, которые рассмотрены с при­влечением виновных лиц к административной от­ветственности.

Вынесенные по указанным фактам 30 поста­новлений о возбуждении производства об ад­министративном правонарушении рассмотрены УФАС по РД с наложением штрафа в размере 324 тыс. руб. (общая сумма).

В сфере надзора за исполнением законов о противодействии экстремизму и проявлениям терроризма, о межнациональных отношениях прокуратурой выявлено 172 (за 2015 год — 169) нарушения законов, в том числе 82 – в сфере противодействия экстремизму и 90 – в сфере противодействия проявлениям терроризма. Из них 11 – в органах местного самоуправления, 21 – в сети Интернет, 140 – в иных организаци­ях. По результатам проверок в суды направлено 12 исковых заявлений, которые удовлетворены в полном объеме, внесено 12 представлений, по результатам, рассмотрения которых наказано 12 должностных лиц, объявлено 2 предостереже­ния.

Установлено, что зачастую предусмотренные Комплексной программой мероприятия прово­дятся формально, отчего их эффективность яв­ляется крайне незначительной, реальное влия­ние на вопросы противодействия экстремизму и терроризму они не оказывают.

Постоянный мониторинг и анализ ситуации в г.Махачкале с целью выявления причин возник­новения экстремистских проявлений, а также анализ материалов печатных изданий на пред­мет выявления публикаций антиконституцион­ной, националистической и экстремисткой на­правленности, не проводятся.

Своевременное и качественное исполнение мероприятий, предусмотренных Комплексной программой не обеспечиваются.

Проведенный прокуратурой анализ свидетель­ствуют о недостаточности принимаемых мер в сфере обеспечения антитеррористической за­щищенности и безопасности функционирования образовательных и медицинских учреждений, объектов топливно-энергетического комплекса, что в условиях высокой степени террористи­ческой угрозы делает указанные объекты по­тенциально уязвимыми от возможных действий террористического характера. Такое положение отмечается на многих объектах города.

Осуществляя постоянный надзор за испол­нением законов о социальной защите несовер­шеннолетних, особое внимание обращалось на решение жилищных проблем, в том числе обе­спечения жильем детей-сирот, своевременно и принципиально реагируя на случаи нарушения жилищных и имущественных прав несовершен­нолетних. Принимались исчерпывающие право­вые меры к их восстановлению.

В частности, по результатам проверки выявлен факт предоставления детям-сиротам органа­ми местного самоуправления неблагоустроен­ных квартир. В связи с этим в марте 2016 года в интересах детей-сирот главе администрации г.Махачкалы внесено представление об устра­нении нарушений жилищного законодательства, по результатам рассмотрения которого лицо, до­пустившее указанные нарушения, привлечено к дисциплинарной ответственности.

Кроме того, в суд направлено 3 исковых заяв­ления об обязании администрации г.Махачкалы обеспечить детей-сирот жильем, которые судом удовлетворены.

Проверка исполнения законодательства в от­деле по исполнению наказания и применении иных мер уголовно-правового характера ФКУ УИИ УФСИН России по Республике Дагестан и УМВД России по г.Махачкале, выявила нарушения зако­нодательства об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершен­нолетних. В целях обеспечения устранения на­рушений, причин и условий, им способствующих, внесены 2 представления, по результатам рас­смотрения которых привлечены к дисциплинар­ной ответственности 4 должностных лиц.

Осуществляя надзор в этой сфере, проку­ратурой города 23.12.16 принесен протест на решение Собрания депутатов городского окру­га «город Махачкала» от 19.01.2007 за № 28-2, которым утверждена оплата за содержание де­тей в дошкольных учреждениях, в школах-садах и учреждениях дополнительного образования администрации города Махачкалы, чем наруше­но требование ч.2 ст. 65 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Рос­сийской Федерации», в соответствии с которой плату за присмотр и уход за ребенком, взима­емую с родителей (законных представителей), ее размер, устанавливает учредитель органи­зации, осуществляющей образовательную дея­тельность дошкольного образования, каковым Собрание депутатов городского округа с вну­тригородским делением «город Махачкала» не является.

Всего в 2016 году при осуществлении надзора за исполнением законодательства в сфере со­блюдения прав и интересов несовершеннолет­них прокуратурой города выявлено 273 (в АППГ- 236) нарушений закона, внесенные исковые за­явления прокуратуры были удовлетворены.

За 2016 г. в Книге учета сообщений о происше­ствиях УМВД РФ по г. Махачкале (далее — КУСП УМВД) зарегистрировано 2620 (за 2015 г. — 1194) сообщения о происшествиях. По результатам их рассмотрения приняты следующие решения: возбуждено уголовных дел — 108 (СЧ СУ — 106, ОД — 2) (183); отказано в возбуждении уголовного дела — 210 (СЧ СУ — 75, ОД — 135) (166), возбуж­дено административных дел — 91; передано по подведомственности или территориальности — 1423; в остатке — 30; списаны в номенклатурное дело – 65.

В ходе изучения материалов проверок призна­ны незаконными и отменены 104 (96) постанов­ления об отказе в возбуждении уголовного дела по сообщениям о преступлениях (СЧ СУ – 58, ОД – 46); направлено 11 (9) требований об устране­нии нарушений федерального законодательства, которые удовлетворены; внесено 8 (8) представ­лений и информаций об устранении нарушений закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, по результатам рассмотрения которых привлечено к дисципли­нарной ответственности 28 (22) должностных лиц; выявлено 10 (10) укрытых от учета престу­плений (все по следствию), из них 9 – путем неза­конного отказа в возбуждении уголовного дела, 1 – путем непринятия процессуального решения в течение длительного времени при наличии оче­видных признаков преступления.

Основными нарушениями, допускаемыми со­трудниками УМВД при рассмотрении сообщений о преступлениях, как и ранее, являются принятие незаконных и необоснованных решений об отка­зе в возбуждении уголовного дела.

Выявлены также факты вынесения необосно­ванных и немотивированных постановлений о продлении срока рассмотрения сообщения о преступлении.

Имеют место нарушения требований ст. 6.1 УПК РФ о разумном сроке уголовного судопро­изводства при проведении доследственных проверок.

К примеру, изучением материала проверки, собранного по факту обнаружения поддельно­го служебного удостоверения у Юсуповой П.Р. установлено, что сотрудниками УМВД России по г. Махачкале по нему в течение длительного вре­мени (более 6 месяцев) допущена необоснован­ная волокита, грубо нарушены требования уго­ловно-процессуального закона и неоднократно принимались необоснованные процессуальные решения. Так, указанный материал неоднократно (4 раза) незаконно перенаправлялся из одного органа внутренних дел в другой г.Махачкалы (в последний раз — 09.02.2016).

По факту допущенных нарушений зако­на 14.03.2016 прокуратурой города внесено представление начальнику УМВД России по г.Махачкале, по результатам рассмотрения ко­торого 3 должностных лица наказаны (объявлен выговор в устной форме), из них 2 — начальника отделов ОД ОП по Советскому и Кировскому рай­онов и 1 — заместитель начальника ОУР ОП по Ле­нинскому району УМВД.

Прокуратурой города во исполнение требова­ний приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 02.06.2011 № 162 «Об организа­ции прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного след­ствия» в первом полугодии 2016 года были при­няты соответствующие меры по обеспечению законности на досудебной стадии уголовного судопроизводства.

По фактам выявленных при изучении уголов­ных дел нарушений прокуратурой города подго­товлено и внесено 31 (28) требование в порядке п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК РФ об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия по уголов­ным делам СЧ СУ УМВД России по г. Махачкале, которые рассмотрены и удовлетворены.