Аулы Дагестана

«Если народ хранит свои традиции, то и традиции хранят народ»

Продолжаем публикации об аулах Дагестана из энциклопедии СабираНурмагомедова  «Все населенные пункты Дагестана» .

«Знать историю своего народа — это значит мысленно пройти вместе с ним его
долгий и трудный путь, чтобы лучше понять сегодняшний день»

 

Урари

О происхождении названия селения УрариДахадаевского района Республики Дагестан говорят две версии. Первая. Село расположено на южном склоне горы. А склон по-урарински–«ургIяла».  Вторая.«Ур» на этом же наречии- это значит стрела и может быть название села происходит от этого слова. Первоначально Урари находилось в 2-х км к западу от нынешнего месторасположения села, где и по сей день сохраняются развалины домов, остатки арок, могилы. Об этом переселении сохранилась легенда, повествующая о том, что один из быков сельского стада часто уходил восточнее сельского общественного пастбища и постоянно ложился на одно и то же место. Жители села решили выкопать этот участок земли и когда они достигли определенной глубины, то обнаружили бьющий фонтаном водный источник. Проверили воду на вкус — и холодная, и приятная. Не откладывая в долгий ящик, был созван сельский сход и принято решение перенести село к месту, где находился этот ценный природный источник. Так и появилось село Урари.

Население села росло. Поскольку основным источником жизни людей была земля, с годами ее становилось все меньше и меньше, а с появлением новых семейных очагов пахотные и сенокосные участки перераспределялись. Так появились населенные пункты, ныне носящие названия хуторов: Уркутта, Урхнища, Курки, Туракари, Каркщци, Мускили, Аяцури, Бутулта, Цурмая. Эти поселения получили своеобразные названия, связанные с их  месторасположением.

О возрасте первоначального и современного села Урари, а также  близлежащих хуторов никаких письменных источников не сохранилось. Сохранились могилы доисламского и исламского периодов. Села, расположенные на расстоянии 20-25 км от Урари: Сурсар-бачи, Аяццимахи и Карбачимахи  относят себя к ураринскому поселению. Об этом свидетельствуют и  факты: язык, обычаи, традиции одни и те же,сохраняются и крепкие родственные связи. Кроме того, до 30-х годов прошлого века умерших людей из всех вышеназванных населенных пунктов хоронили на ураринском кладбище, отведя для каждого поселения отдельный участок на кладбищенской площадке.

 

Урахи

Одно из древних даргинских селений Сергокалинского района Республики Дагестан.В истории Дагестана село Урахиизвестно как центр одного из 18 союзов сельских общин даргинцев — Каба-Дарго или Урахинский союз. Расположено село в предгорной и горной частях Дагестана, в живописной долине. Первым государственным образованием, куда входили урахинцы была Кавказская Албания. В X в. территория этого села входила в состав государственного образования Шандан, жители которого исповедовали язычество, затем христианство и иудейство. Старики и аксакалы Урахидо недавнего времени могли рассказать о наличии в селе большого количества камней с христианскими крестами.

После распада Шандана, примерно в середине XI в., определяются отдельные территориально-племенные структуры даргинцев. Урахи стало во главе союза общин Каба-Дарго, который,как и другие союзы, образовался в противовес притязаниям некоторых феодальных владений и угрозе внешней опасности.ВУрахи завоеватели, очевидно, пришли со стороны села Нижнее Мулебки. Возможно, что именно в 1396 г.после похода Тимура на даргинские села, все жители Каба-Дарго, в том числе и урахинцы, приняли ислам. Сохранилось много преданий и о приходе в Урахи и на территорию всего Каба-Дарго войск Надир-шаха. Первые походы Надир-шаха в Каба-Дарго были совершены в 30-е годы XVIII в., когда он возвращался в Иран, проходя через территории Акуша-Дарго. Вплоть до установления советской власти в селе не было даже разграничения земель, принадлежащих собственно урахинцам и жителям хуторов. В начале XIX в. вместе с 11 даргинскими селениями они присоединилось к обществу Акуша-Дарго.

В начале XIX в. урахинцы участвовали в событиях связанных с противостоянием царским войскам,  находившимся в Дагестане, помогали уцмиюКайтага и  акушинскому кадию в организации сопротивления. В конце 1819 г., после похода в Акуша-Дарго генерала А.П. Ермолова, Кааба-Дарго вместе с главным селением Урахи и Сюргинским союзом было присоединено к России. С 1847 года село входило в состав Дербентской губернии. Позже, когда при административно-хозяйственном делении возникли округа, оно было включено в состав Даргинского округа. В конце 1899 г. в Дагестанской области вместо 43 наибств были образованы 30 участков. Село Урахи, вместе с другими селениями бывшего союза Каба-Дарго,вошло в состав Сюргинскогоучастка.Урахи и после этого оставалось крупным и влиятельным селением, где по некоторым  данным имелосьот 600 до 800 хозяйств. Ныне Урахи — небольшое село, в котором проживают не более тысячи человек.

 

Уркарах

Село в Дахадаевском районе Дагестана. В свое время Уркарах был резиденцией уцмиякайтагского, причем если о пребывании  в первой резиденции уцмиев — Калакорейше — народная память не сохранила никаких воспоминаний, то с пребыванием уцмия в Уркарахе связано немало исторических преданий. Интересно уркарахское предание, согласно которому село в далеком прошлом делилось на три части, в которых отдельно жили «армяне», «евреи» и «русские» (имеются в виду местные жители, исповедовавшие христианство православного и армяно-григорианского толков и иудейство). Трижды приходили в Уркарах арабы, чтобы обратить его жителей в ислам и постепенно это им удалось. И первыми ислам приняли «армяне». Окончательно ислам утвердился в Уркарахе лишь тогда, когда один из авторитетных местных жителей предложил арабскому военачальнику выдать замуж свою дочь за его сына. Араб согласился и даже сам поженился на уркарахской девушке.

Основную массу жителей этого села составляло свободное крестьянство — уздени. Однако своеобразной особенностью Уркараха являлась, выделившаяся из числа узденей, привилегированная группа — так называемые «канца». Предание не сохранило сведений ни о причине их выделения в отдельную группу, ни о правовых преимуществах, которыми они были наделены.. Можно лишь указать на право «канца» при выдаче замуж своих девушек  требовать за них двойной «мае» (выкуп). Предание сообщает также об обилии  у «канца» скота, причем все это поголовье было одной масти. Возможно, «канца» выделились из общего числа уркарахцев по чисто экономическому признаку (разбогатевшие скотоводы). Уркарах в прошлом делился на шесть «катов» (кварталов) и довольно обособленных. Жители каждого из них занимали определенное общественное положение, отличались своим умением и занятием. Каждый квартал и все его жители носили свое название. По сохранившимся преданиям, уркарахскийджамаат, признавая верховенство уцмия, никогда не забывал о своих собственных правах и в случае необходимости энергично защищал их.

Одно из преданий гласит, что в определенный период уцмию удавалось настолько усилить свою власть, что уркарахцы ничего не могли с этим поделать. Уцмий всячески притеснял сельчан, травил своим скотом их посевы и т. д. Наконец недовольство жителей села прорвалось и однажды в пятницу, во время сбора на площади почти всего взрослого населения на традиционную общую молитву, уркарахцы стали кричать, что они не рабы уцмия, что они сумеют расправиться с ним. По-видимому, примерно в XV веке уцмий покинул горную часть своих владений, перейдя в предгорья. Позже резиденция уцмия переместилась в Башлыкент, что отмеченно в исторических документах 1722, 1742 и других годов, причем укрепленной зимней резиденцией становится Мамедкала. По преданию, уркарахскийджамаат имел и достаточно определившуюся структуру управления. Высшим представителем власти был кадий.

 

Урма

Село в Левашинском районе Дагестана.  Расположено в 12 км. к северо-западу от села Леваши, на реке Нахатар. В 1886 году в этом селе проживало 1152 человека. По переписи населения 2010 года в Урма насчитывалось 3863 проживающих.

Приехав в это селение ночью, вы сможете увидеть принявшие удивительные оттенки черного цвета и своеобразные очертания скалы, покоящиеся в окружающей их сине-серой мгле, а небольшие дома, расположившиеся вдоль лощины реки Герга, словно аккуратно вырезанными из того же самого черного материала. С рассветом краски начинают меняться. Кругом, вплоть до перевала «Волчьи ворота», выходы белого мергеля и весь пейзаж белый с желтоватым оттенком. И аульские домики с арками нижних этажей тоже белые –благо строительный камень рядом, ходить за ним далеко ненадо.

В них на первом этаже содержали скот, на втором хранили сено и инвентарь,  а выше располагались жилые помещения. Эта архитектурная традиция сохранилась и сейчас. Дома всегда строили тщательно и прочно. Окна устанавливали только с фасада и с боков, чтобы они не выходили на соседский двор. Большое значение придавалось входным дверям, на которых имела распространение вырезка различных узоров  и знаков в виде крестов, спиралей, кругов, изображения ладоней, символизируя тем самым надежду на изобилие и благополучие в доме, его неприкосновенность. Среди узоров дверной резьбы нередко можно увидеть и имя владельца дом и дату строительства. В Дагестане дерево всегда высоко ценилось, поэтому самые различные строительные конструкции изготавливались  в основном из камня: крыши и перекрытия между этажами застилали плитами сланца, опорные балки и прогоны заменили искусно сделанными арочными конструкциями, дающими распор. Обилие арок очень характерно для дагестанской архитектуры, у других народов Северного Кавказа они используются крайне редко. На фасаде дагестанского  дома часто можно  видеть, висящие над входом, каменные кольца, сделанные вместе с дужкой из монолита. Этнографы считают, что это знак качества прочности строения.