«Обрывки киноленты»

Под таким названием в галерее Дома по­эзии в Махачкале открылась выставка картин художников Ибрагима Халилова и его сына Мурада Халилова. В экспозиции представ­лены более 40 живописных работ. По словам Мурада Халилова через все картины про­ходит черно-белая полоса, которая подобно старой, склеенной киноленте, как бы соеди­няет разрозненные сюжеты двух художников в единый фильм.

Открывая вернисаж, директор Театра поэзии Елена Гарунова отметила, что приятно, что отец и сын лето этого года посвятили такому яркому, впечатляющему циклу работ, дающему повод рассматривать, находить и узнавать для себя, что-то новое. «В работах Ибрагима Халилова я однозначно узнаю кино, потому что здесь пред­ставлена и его картина «Не горюй», на тему всем известного фильма, который нам посчастли­вилось увидеть 27 августа в День Российского кино в стенах нашего театра. Действительно он объединяет многих людей любящих советское, российское кино. Все представленные работы и навеяны этой любовью к кино. Считаю, что у этой выставки есть будущее. Верю, что у Мурада есть все шансы проявить себя и в кино», — отметила она.

Директор Музея истории города Махачкалы Зарема Дадаева тоже отметила связь открыв­шейся выставки с кино. «Мы ведь все помним, что за плечами у Мурада Халилова курсы сцена­ристов и режиссеров. Детали кинематографа тут неслучайны, ведь и эта выставка посвящена Году кино.

Художественный стиль Мурада Халилова безо­шибочно узнаваем. Свободный, легкий, смелый, и в то же время может быть несколько наивный в своей простоте. Он работает яркими, открытыми, простыми красками — цветами. А между тем, он делает сложное искусство, в котором сконцен­трировано сильное чувство, уникальный жизнен­ный опыт.

Едва ли не главная черта, свойственная Мура­ду Халилову – абсолютная непринужденность и почти детская непосредственность. Он один из редкого числа художников, у которого нет страха перед чистым холстом. Скорее азарт и жизнен­ная необходимость рисовать», — пояснила свою мысль Дадаева.

Заслуженный художник Дагестана Ибрагимха­лил Супьянов отметил, что «Часто ребенок, по­шедший по стопам родителей, превосходит их достижения, но тут, да простит меня Мурад, Ха­лилов-старший по сей день не сдает позиций», – сказал известный художник.

Дагестанским зрителям хорошо знаком худож­ник Мурад Халилов, окончивший художественно- графический факультет ДГПУ и Высшие курсы сценаристов и режиссеров в Москве, ранее, в этом году, показавший в Музее истории города Махачкалы персональный проект «Пальтар». Его отец Ибрагим Халилов – профессор физико-ма­тематических наук, чья жизнь всегда была тесно связана с искусством – не случайно он был одним из основателей Дагестанского института декора­тивно-прикладного искусства и дизайна.

В качестве эпиграфа к выставке была выбра­на цитата знаменитого дагестанского художника Эдуарда Путерброта, которая, как представляет­ся, как нельзя лучше перекликается с проектом «Обрывки киноленты» Халиловых: «Настоящий образ – это такая капуста, с которой сколько бы листьев не сдирали, а до кочерыжки не добе­решься, постоянно к ней приближаясь (идеал). Все, что поддается полной расшифровке, ста­новится нудным. Читаться должно приближен­но. Должен быть намек. Метафора должна быть глубокой бесконечно. Эмоции должны быть не­мотивированы. Взрывать должен пустяк. Логика не математическая. Гриб рвет асфальт. Обойма намеков. Окружить зрителя дымом образов. Их самих он боится. Он ищет смысл, боясь его най­ти. Пусть уйдет ничего не понявший, задетый, но не униженный пониманием и понятностью. Итак, оболочка должна быть простой, якобы доступ­ной, но со сбоем. От этого зрителя должна про­низать нервность, недоверие авторов обидит. Тут или произойдет контакт или… пусть уходит». Ду­мается, что Эдуард Путерброт и здесь прав.

Лейла Магомедова