Как не стать жертвой мошенников?

Рекомендации для граждан, планирующих туристические поездки

Каждый год в высокий летний сезон на рынке появляются фир­мы-однодневки, которые применяют мошеннические схемы и ис­чезают с деньгами клиентов, так и не отправив их на отдых. Только в ассоциацию «Турпомощь» еженедельно поступают по три-пять жалоб на такие компании. Вернуть потраченные деньги можно че­рез суд, однако проще — заранее вычислять ненадежную турфирму и не приобретать у нее путевку. Ростуризм и «Турпомощь» предла­гают десять советов, которые помогут уберечься от таких мошен­ников и хорошо провести отпуск.

  1. Поинтересуйтесь репутацией турфирмы, в которой со­бираетесь покупать тур. Почитайте отзывы в интернете, расспро­сите знакомых. Проверенные компании работающие на рынке, как минимум, несколько лет, в целом устраивают своих клиентов.
  2. Позвоните в компанию по телефону: по разговору со специалистом можно понять, насколько надежна фирма. Если менеджер не владеет информацией или отвечает уклончиво на вопросы о стоимости туров, их содержании, дороге, это плохой знак. В добросовестных фирмах работают квалифицированные специалисты, которые предоставляют исчерпывающие сведения своим клиентам.
  3. Изучите терминологию, чтобы точно знать, на какую информацию обращать внимание прежде всего. Туроператор — это компания, создающая турпродукт и обеспечивающая оказа­ние услуг туристам. Турагент — фирма, которая продает турпро­дукт, сформированный туроператором.
  4. Проверьте наличие сведений о компании в едином фе­деральном реестре туроператоров, размещенном на сайте Ростуризма. Если компании в реестре нет, то она не имеет права работать на туроператорском рынке, и перед вами, скорее всего, мошенники.

Имейте в виду, что именно туроператор несет ответственность перед туристом за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации турпродукта, заключенно­му турагентом как от имени туроператора, так и от своего имени.

  1. Проверьте реестр турагентств. Как правило, туристы редко покупают путевки у оператора напрямую, а обраща­ются в турагентства. Согласно законодательству РФ, начиная со следующего года, турагенты в обязательном порядке должны будут вступать в реестр турагентств. На сайте ассоциации «Тур­помощь» будет размещен список организаций, у которых есть до­говоры с туроператорами на право реализации туров. В этом году на базе «Турпомощи» начал формироваться добровольный реестр турагентcтв, который уже доступен на сайте организации. В него включены более 2 тыс. компаний, формирование продолжается. Если вы нашли свое агентство в этом списке — значит, можно смело покупать у него путевку.
  2. Турагент может входить в состав агентской сети. Уточ­ните эту информацию у менеджера. В этом случае работа ком­пании правомерна, а сведения о ней также будут содержаться в реестре турагентств.
  3. Приходя в офис турагента или туроператора, обращай­те внимание на обстановку. По интерьеру можно судить, на­сколько хороши или плохи дела у компании. Об этом также ска­жет качество полиграфии рекламных буклетов и стиль общения сотрудников с клиентами и друг с другом. Кроме того, на видном месте у туроператора всегда висит свидетельство о внесении сведений в единый федеральный реестр с указанием реестро­вого номера. Если же этих документов в общественном доступе нет, компания должна предоставить их клиенту по первому тре­бованию. Если фирма так не поступает, это повод задуматься и поискать другую.
  4. Обращайте внимание на цены. Слишком низкая стоимость путевки должна насторожить: не бывает двухнедельных туров в Европу за 20 тысяч рублей на человека. Если компания необосно­ванно занижает цены, то возможно, она и не собирается отправ­лять вас на отдых. Или же она применяет демпинг, что негативно влияет и на рынок, и на туриста (возможно, пока вы будете в пути на отдых, туроператор решит остановить свою деятельность). От­следить динамику цен на туры можно с помощью проекта «Тур­барометр», в рамках которого еженедельно будут публиковаться данные о средней стоимости туров на массовых направлениях. Длительное и существенное занижение цены по сравнению со средней по рынку — повод задуматься, стоит ли пользоваться ус­лугами этой компании.

При этом, нормальной практикой являются спецпредложения и «горящие путевки»: такие акции всегда краткосрочны и туропера­торы информируют своих клиентов о них отдельно.

  1. Внимательно читайте договор на оказание туристских услуг. В добросовестных фирмах все, что было обещано на сло­вах, подтверждается документально. Недобросовестные компа­нии ограничиваются туманными формулировками, которые мож­но трактовать двояко.
  2. Осторожнее с розыгрышами и лотереями. Это еще один прием, который часто срабатывает на неопытных путешественни­ках: всевозможные розыгрыши и беспроигрышные лотереи в тор­говых центрах и на улицах. Как правило, сотрудники турфирмы со­общают доверчивому покупателю, что он выиграл двухнедельное путешествие на двоих на экзотический остров с проживанием в пятизвездочном отеле. Чтобы отправиться в тур своей мечты надо лишь оплатить стоимость дороги, которая обычно оказывается выше среднерыночной стоимости всего тура, а пятизвездочный отель — хостелом на восьмой береговой линии. Лучший способ не попасть на крючок — сразу отказываться от общения с представи­телями таких турфирм.

Внимательно изучайте информацию, и тогда ничто не омрачит ваш отдых.