Аулы Дагестана

«Если народ хранит свои традиции, то и традиции хранят народ»

Продолжаем публикации об аулах Дагестана из новой энциклопедии Сабира Нурмагомедова «Все населенные пункты Дагестана» .

«Знать историю своего народа — это значит мысленно пройти вместе с ним его долгий и трудный путь, чтобы лучше понять сегодняшний день»

 

Мургук

Село расположено в Сергокалинском районе Дагеста­на, один из древнейших аулов республики. Об этом говорят древние захоронения и каменные саркофаги из плит песчани­ка длиной до 3-х метров. Здесь же был найден крест и другие реликвии христианской религии. Видимо, на этом месте не­когда проживали люди, исповедовавшие христианство.

Мургук сперва возник на гребне скалы, как крепость. Это место было удобно для защиты от завоевателей.

В древности постоянно происходили столкновения мургук­цев с жителями села Башлыкент, которое относилось к Кай­тагскому уцмийству. На некоторое время Кайтагскому уцмию даже удалось покорить жителей Мургука и присоединить село к уцмийству.

Уцмий назначил своим наместником Герей-Талхъана, ко­торый пользовался неограниченной властью над жителями села. Свой дом-крепость он построил на самом высоком ме­сте, чтобы вести наблюдение за всей окружающей террито­рией и людьми.

Жители села были возмущены беспредельной властью Ге­рея. Однажды, когда он возвращался с очередной поездки к уцмию, недалеко от села Башлыкент его выследили и убили. Немногочисленные жители Мургука, чтобы защищаться от вторжения отрядов уцмия, обратились за помощью к жителям Урахинского вольного общества. С тех пор село находилось в составе Урахинского вольного общества. Даже язык мургук­цев относится к урахинскому диалекту.

На кладбище села по надписям на надгробных памятниках можно узнать, что каждый род имел свою территорию для за­хоронения родича. Самая древняя надпись на надгробных па­мятниках относится к IX веку.

Согласно переписи 1883 года здесь проживало 1150 жите­лей.

Сейчас в селении около 3000 жителей и свыше 500 хо­зяйств.

Почти треть выходцев из Мургука проживает за пределами села.

Жители Мургука гордятся своими сельчанами, среди кото­рых немало известных в республике и за ее пределами людей.

 

Муслах

История этого цахурского селения, расположенного в Ру­тульском районе Дагестана высоко в горах, на высоте 2000 метров над уровнем моря, уходит в глубокую древность.

Побывавшие в Муслахе, всегда восхищались его природой – рядом сосновый лес, водные источники с целебными свой­ствами, в низовьях протекают реки. С древних времен ос­новным занятием муслахцев было скотоводство в сочетании с земледелием. Разводили, главным образом, мелкий скот. Зимой его обычно пасли в Закавказской равнине, а весной возвращали в горы.

Важнейшей ценностью для муслахцев являлась семья. Как правило, они у них многодетные, высок авторитет родителей, показывающих пример скромности детям. Разводов было ис­ключительно мало. В Муслахе семь женщин награждены золо­той медалью «Мать-героиня».

Женщины на своих хрупких плечах стойко выносили тяготы жизни в высокогорных условиях. Они занимались производ­ством паласов, сумахов, ковров, шерстяных джурабов с уди­вительно красивыми узорами, которые пользовались спро­сом в соседних селениях.

В далекие 50–70-е годы в селении насчитывалось около 100 хозяйств. Со второй половины 80-х годов в силу ряда объ­ективных и субъективных обстоятельств начался отток жите­лей в другие регионы республики, частично в Азербайджан.

Сейчас в Муслахе осталось – примерно 40–45 хозяйств. Уменьшилось и количество учащихся в школе. Если в 70-е годы в Муслахской СШ их было 150, то сегодня – только 35 человек.

Издавна у цахурцев при проведении свадьбы большое вни­мание уделялось развлекательной стороне – они были насы­щены музыкой, песнями, скачками. Выступали ашуги, канато­ходцы, силачи, музыканты. Как правило, эти выступления но­сили импровизированный характер, виртуозно исполнялись.

Жители Муслаха и других селений горного магала на всех этапах развития советского, а теперь и российского государ­ства показали и показывают себя подлинными патриотами и поэтому заслуживают уважения и поддержки.

 

Мюрего

Территория села Сергокалинского района Дагестана была заселена еще в глубокой древности. Около населенных пун­ктов обнаружены могильники, курганы и поселения. На тер­ритории самого селения обнаружены 4 могильника (IV-VIII вв. до н. э.).

Согласно народным преданиям, сел. Мюрего образовалось в результате объединения 7 поселений; Мяхярхебла, Шила, Гяя, Кизала, Цлла муза, Зергила дян, Валкала им, Кебях шила, Тантбела варала.

Среди жителей соседних даргинских поселений распро­странено мнение, что название села возникло из двух даргин­ских слов: «мер» и «агорте», что означает «не имеющие места земли».

Все семь поселений были заселены людьми, принадле­жавшими к одной родовой группе, и объединились они, по преданиям, в результате угрозы со стороны иноземцев. Так образовалась даргинская территориальная община — одна из крупнейших в средние века. Произошло это еще до принятия жителями ислама: об этом говорят надписи на надгробных камнях — они не арабские.

Некоторая часть населения исповедовала христианство. Об этом свидетельствуют надгробные памятники. Религия часто становилась причиной конфликтов среди населения, поэтому христиане были выселены из села в местность, на­зываемую Тантила БяхI, где сейчас располагается Дешлагар.

В конце 1860г. Мюрего вошло в состав Нижне-Кайтагского наибства в качестве отдельного сельского общества.

В то время оно было одним из крупных сел Кайтаго-Табаса­ранского округа: 528 домов с населением 2760 человек. Име­ло 2130 десятин пахотной земли, 821,9 десятины пастбищ и 302,1 десятины леса. По количеству крупного рогатого скота Мюрего стояло на первом месте среди даргинских сел (3384 головы).

Мюрего — один из самых живописных уголков и крупных на­селенных пунктов Сергокалинского района с богатой контра­стами природой. Село расположено в предгорной зоне Да­гестана на небольшой возвышенности, рельеф холмистый. В равнинной части, в сторону Избербаша, простираются тысячи гектаров земли с зерновыми культурами, виноградниками и садами. За селом прекрасный пейзаж: невдалеке возвыша­ются горы Кавказского хребта, с южной стороны величествен­ные широколиственные леса, где отчетливо видно ярусное расположение растительности. Мюрегинские леса — одни из богатейших в Дагестане. В них произрастает редкое листвен­ное дерево, занесенное в «Красную книгу», — тис. Из кустар­никовых встречаются можжевельник, жимолость, боярышник, терн, мушмула и др. Распространен в лесах и грецкий орех.

Из диких животных встречаются волки, шакалы, лисицы, за­йцы, барсуки, реже — рысь, дикая кошка, лань, кабан, из птиц — ласточки, голуби, грачи, орлы.

 

Мюхрек

Сами сельчане называют свое село не иначе как Курд (предположительно — город). Можно предположить, что Мюх­рек Рутульского района Дагестана некогда был крупным на­селенным пунктом, который образовался путем слияния пяти мелких сел. Когда, в какие времена произошло это слияние, не известно. Есть версия, что название Мюхрек происходит от арабского слова «мухраг» (погорелое) И если соотнести эту версию с легендой о том, что некогда местные жители сами подожгли росший в окрестности села лес, который ки­шел ворами и разбойниками, то эту версию можно принять дословно.

Само месторасположение селения говорит о том, что прошлое этого населенного пункта уходит корнями в седую древность. Старое село, напоминанием которого являются ветхие развалины и бесчисленное количество древних могил и надгробий, красноречивое свидетельство тому. Вокруг, да и в самом центре села, тут и там зияют размытые селем и оползнями древние склепы и надгробия. В течение своего исторического развития, село много раз разрушалось (по всей вероятности захватчиками) и отстраивалось заново, на новом месте.

Вплоть до присоединения Дагестана к России Мюхрек, как и село Ихрек не входил в состав Рутульского вольного обще­ства. Предположительно во второй половине 18 века жители лезгинских сел Луткун и Кака обратились за помощью к шам­халу Казикумухскому с просьбой защитить их от произвола рутульских беков, данниками которых они являлись. В упор­ной и кровопролитной войне шамхал Казикумухский не только забрал у рутульских беков лезгинские села, но и входившие до этого времени в состав рутульского вольного магала села Мюхрек и Ихрек. После упразднения Ихрекского наибства Мюхрек, как и село Ихрек, вновь вошли в состав Рутульского района (наибства.).

Во время Кавказской войны село Мюхрек несколько раз под­вергалось набегам мюридов имама. Об этом помнят старожи­лы. Сохранились устные предания. Спасаясь от грабителей, как называли мюридов Шамиля сами мюхрекцы, жители села бежали и прятались. О древности самого села говорят еще и названия местностей, которые сохранили в себе имена людей домусульманского, языческого периода. Например, местность «Ведей лат гивырхади» что переводится как «Место, где Ведей родник вырыл». Имя Ведей не мусульманского происхожде­ния. Местное, языческое имя. Подобных примеров много.

Сегодня Мюхрек утерял свое былое величие. В старом селе практически никто уже не живет. Люди стараются селиться на плоскости. И только ветхие развалины могил остаются неиз­менными стражами древнего села.