Аулы Дагестана

«Если народ хранит свои традиции, то и традиции хранят народ»

Продолжаем публикации об аулах Дагестана из новой энциклопедии Сабира Нурмагомедова «Все населенные пункты Дагестана» .

«Знать историю своего народа — это значит мысленно пройти вместе с ним его долгий и трудный путь, чтобы лучше понять сегодняшний день»

 

Митлиуриб

Селение расположено в Шамильском районе Дагестана. Входит в состав сельсовета „Тогохский“.

На административной территории села имеются очень много склонов, холмов, скал, небольших лесов. Самая боль­шая гора расположенная вблизи села — это «Тилимеэр» или «Седлогора». Село граничит с востока с Телетлем, с запада с селом Уриб, а с юга с селом Зиуриб, с юго-запада селом Ка­хиб. На границе протекает Телетлинская речка.

Само село состоит из нескольких малых образований: Митлиуриб, Бакда, Руккольта. Причиной образования этих поселений то, что по сведениям местных аксакалов эта тер­ритория раннее принадлежала джамаату селения Телетль. В летнее время жители Телетля выполняли здесь летние поле­вые работы. Однако село Телетль — было сожжено приблизи­тельно в конце I7- начале I8 века, и жители были вынуждены переселиться в близлежащие хутора. Одним из таких хуторов был «Макьигьор». В последующем его стали называть Микьи­гьориб, откуда и произошло нынешнее название села Митли­уриб.

Считается, что первым основателем селения был человек по имени «Алибацилав». По надписям на надмогильных пли­тах, где даты указаны по мусульманскому летоисчислению на арабском языке, можно утверждать, что, начиная с 1730г. мит­лиурибцы здесь находятся на постоянном жительстве.

Основным занятием сельчан являлись скотоводство и тер­расное земледелие.

Колхоз появился в I939 году. В I964-I965 годах через село была открыта автомобильная дорога, в I962 году впервые по­явились радиоточки, электрификация состоялась в I968-I969 годах.

В I948 году в селении была открыта начальная школа, кото­рая в I99I году была реорганизована в среднюю школу. Также были открыты магазин, библиотека, медпункт, дом культуры, мечеть.

Из села в годы Великой Отечественной войны в армию при­званы были 27 человек, из них домой не вернулись 15.

Ныне в селе свыше 300 дворов в которых проживают около 800 человек.

 

Могох

Селение Могох Гергебильского района Дагестана находит­ся на высоте 1000 метров над уровнем моря.

Могохский сельский Совет в составе Кайсубулинского участка Аварского округа открыли в 1926 году.

С 1928 года он входил в Хунзахский район, а с 1944 года – в составе Гергебильского района.

В Могохский сельский Совет кроме самого Могоха входи­ли населенные пункты: Абрикосовая роща (Нижнее кули), Го­цоб и Чалда. В 1955 году селение Чалда вошло в Кикунинский сельский Совет.

Общественная жизнь в селе кипела. Семь дней в году каж­дый трудоспособный житель должен был ремонтировать до­роги, обеспечивать сохранность колхозного имущества. В давние времена в селе действовал Совет старейшин. Для ре­шения важных дел глашатаи сзывали селян на сход. Согласие при голосовании выражалось поднятием пальца. Решения схода были обязательными для всех.

В Совет старейшин входили по одному представителю от каждого рода. Возраст члена Совета должен был превышать сорокалетный порог, это пора мужания и зрелости. В Совет старейшин не допускались нарушители общественного по­рядка. Из числа членов Совета старейшин сроком на один год выбирались чухби, а из среды выбирали бегаула и судью. Вплоть до конца 19 века в селе действовал народный суд, мнение которого учитывал и Дагестанский областной суд. При народном суде имелся и зиндан – тюрьма, где в яме со­держались нарушители местных законов.

Могохцы участвовали и в сражениях Кавказской войны. В них погибло много жителей села. Шамиль неоднократно бывал в Могохе, так как здесь в значительных количествах производили ружейный порох.

В селении Могох насчитывается около 300 хозяйств – население составляет около 1000 человек.

 

Муккутль

Дагестанский исторический центр аварского вольного общества расположен в 10-ти километрах от Чародинского райцентра Цуриб.

Село располагалось на солнечной стороне, где скот кру­глый год находится на пастбищах. Через Муккутль жители Гунибского и Лакского районов шли на заработки в сторону Грузии и Азербайджана.

Дата образования села неизвестна. По преданиям раньше его называли Макка-шагьар т.е. весь Муккратль как бы состав­лял одно целое село с множеством хуторов каждых тухумов. Село Муккутль, как и другие селения в горах, было построено над скалистым местом, в целях экономии пахотных и сено­косных земель. Это имело немаловажное значение и для обо­роны села. Посреди села над скалой возвышалась крепость «Орисна», куда вел только единственный ход через мост с откидным механизмом, который на ночь поднимали, а днем опускали. В крепости постоянно жили 7-10 хозяйств, которые всегда держали запас воды и пищи для всего села на месяц в случае военной осады.

Мужчины Муккратля были умелыми воинами и об их воин­ской славе свидетельствуют дошедшие до нас сведения из фольклора «Сказание о разгроме Надиршаха», «Бахтика» и др.

В селе Муккутль на надмогильных памятниках можно най­ти надписи, доказывающие их тысячелетнюю историю. Эти могилы и надписи на них могут быть отнесены к периоду хри­стианского миссионерства в Дагестане или раннего мусуль­манского периода. Таким образом, можно предположить, что селению Муккутль боле 1000 лет.

В Муккутле существуют четыре тухума, равноценные по со­словию: «Устакил», «ХIаначил», «ИлГIалил», «ГIумарилал».

Муккратль с достаточным количеством земли и пастбищ был вольным, свободолюбивым обществом, не признающим над собою внешней власти, также здесь не признавали и экс­плуатацию чужого труда. При необходимости жители всегда были готовы помочь друг другу. В основном в Муккутле жили зажиточные уздены.

 

Муни

Селение Ботлихского района Дагестана. Живущие здесь люди гордо именуют себя андийцами.

Сведений о точной дате возникновения аула нет, но пло­щадь занимающих чуть ли не двенадцать гектаров земли хри­стианских и мусульманских кладбищ свидетельствуют о том, что мунинцы живут в этих местах с незапамятных времен. Со­хранилось предание о том, что распространявший ислам в го­рах Абумуслим-шейх разорил маленькие аулы-крепости Има­нул, Рушуха, Саис, Дангиз, Камапале и, произнеся на местном языке слово «гьуна» (в переводе «здесь»), показал оставшим­ся без жилья людям пальцем на место, где разрешил строить новый аул.

Новый аул Муни, вопреки воле шейха, возвели в форме кре­пости.

Мунинцы активно участвовали в Кавказской войне, в боях погибли многие жители. В селе в те времена изготовливалась селитра для военных нужд.

Основным занятием мунинцев было полеводство и вино­градарство. Выращивали богатые урожаи кукурузы и фасоли, обеспечивали виноградом весь регион. Женщины выделыва­ли сукно: ткали паласы, вили веревки. Но со времени установ­ления Советской власти увлеклись садоводством. Особенно с той поры, когда в 1939 году Герой Советского Союза летчик Байдуков посетил Муни. При его помощи и содействии мунин­цы возвели дамбы на берегах Андийского Койсу и расширили площадь садов сразу более чем на триста гектаров. Практика отвоевывания земель под сады у реки и речек продолжалась и дальше, а колхоз имени Мичурина прославился не только в районе, но и в республике.

Недалеко от села находится дорога под названием «Булу­гунела гьуни», что означает “дорога лакцев”. Эта была самая короткая дорога с гор до города Дербента.

Согласно переписи 1883 года, в Муни проживало 1150 жи­телей.

Ныне в селении более 2000 жителей и около 500 хозяйств.

Почти треть выходцев из села проживают за его предела­ми. Многие живут в селах Первомайское и Новокаякент Кая­кентского района, немало и тех, которые выехали за пределы Дагестана.

В годы Советской власти в селении было построено много муниципальных учреждений: школа, баня, детский сад, зда­ние колхозной конторы, магазины, пекарня, дом культуры, амбулатория и др.

Жители Муни гордятся своими сельчанами, среди кото­рых немало заслуженных, известных в республике и за ее пределами людей.