Истории с большим смыслом

В Центре этнической культуры в Махачкале открылась коллективная выставка профес­сиональных художников и самодеятельных авторов, работающих в техниках «дудлинг» и «зентангл».

На презентацию сорока авторами было пред­ставлено более 130 работ, выполненных гелие­вой ручкой.

По словам директора Центра Шахнабат Али­магомедовой, одна из целей Центра этнической культуры, создателем которого является депутат Государственной думы РФ Магомедкади Гасанов, это приобщение молодежи к богатым этнокуль­турным традициям наших предков, а также поиск новых форм их развития. «Для того, чтобы моло­дежь могла не только изучать опыт предыдущих поколений, но и имела возможность сказать и свое слово, Центр постоянно контактирует с ней и приветствует новые идеи. Именно поэтому и было принято предложение одного из предста­вителей современного молодежного искусства Муслима Гасанова провести выставку в технике «дудлинг», «зентангл», — отметила она.

                                            

Работы авторов нашли отклик не только среди дагестанской молодежи, но и представителей старшего поколения. Увидеть своими глазами картины, которые начинаются даже на полях те­традей, смогла самая разнообразная публика. Среди зрителей – друзья художников, и те, кто просто заинтересовался работами, выполнен­ными таким стилем. Куратор выставки Патимат Гусейнова, открывая ее, рассказала, что дудлинг это интуитивная работа, где автор рабо­тает свободно и легко, не подчиняясь никаким правилам. Разнообразны линии, какие-то симво­лические пятна могут повторяться непроизволь­но, как бы независимо от законов композиции, порой образуя по-настоящему фантастичные за­мысловатые изображения с умопомрачительным количеством деталей, захватывающих внимание. «Наверное, нет человека, который бы хоть раз в своей жизни не создал работу в этой технике. С самого детства каждый из нас рисовал на полях или в черновиках каракули. Работы порой неожи­данно удивляли нас самих своей непосредствен­ностью исполнения, потому что все самое насто­ящее рождается тогда, когда воображение, мож­но сказать, овладевает разумом. Не случайно дудлинг психологи практикуют как APT-терапию и доказано, что учащиеся, так рисующие на лек­циях, запоминают информацию на 30 процен­тов больше, чем те, которые просто слушают внимательно. Интерес к дудлингу растет по все­му миру и сегодня это одна из самых популярных в мире техник, которая вышла за границы про­стого листа бумаги.

Работы, выполненные в технике зентангл от­личаются в масштабе, строго в рамках формата 9/9. Зентангл является запатентованной техни­кой рисования, в которой есть свои определен­ные правила. В отличии от дудлинга в зентангле работают законы композиции и должна быть тема», — сообщила куратор экспозиции.

Как рассказал один из участников выставки Магомед Сагидаев, дудлы рисуют везде: на ко­фейных чашках, сидя в ресторане, на любом под­ручном материале, как бы тем самым снимая на­пряжение и релаксируя.

Патимат Курбанова, студентка художествен­ного училища им. Джемала рассказала, что это направление в искусстве ей очень близко. В сво­ей работе «На грани» она изобразила человека, которого одолевают разные мысли и проблемы. Все началось с одного элемента и в течение месяца, пока готовилась работа, Патимат каж­дый раз добавляла в нее какую-то деталь, будь то кубики, линии, кружки. Причем вся она была нарисована гелевой ручкой.

Еще один участник выставки Амина Кабулае­ва впервые решилась что-то нарисовать такой ручкой, а в итоге на выставку представила четы­ре работы. Как призналась девушка, этот стиль рисования ей понравился. За первым рисунком последовал второй, третий и т.д. На одном изо­бражен ребенок в утробе матери, две работы посвящены теме байкеров, а на четвертом нари­сован портрет известного дагестанского худож­ника Закарьи Закарьяева, который вдохновляет Амину на новые задумки.

Каждая из картин – это маленькая история с заложенным в нее большим смыслом. Художники говорят, что это не просто каракули, это способ выплеснуть свои эмоции.

Но как бы просты не были приемы и техника, все это, как оказалось, не исключает возможно­сти сотворить самое настоящее произведение искусства, ведь каждая работа это как некий портал в душу автора, который дает возможность общаться с ней. И действительно, самый надеж­ный путь, чтобы вступить в диалог с человеческой душой – это говорить языком искусства.

Лейла Магомедова