В Центре этнической культуры в Махачкале открылась коллективная выставка профессиональных художников и самодеятельных авторов, работающих в техниках «дудлинг» и «зентангл».
На презентацию сорока авторами было представлено более 130 работ, выполненных гелиевой ручкой.
По словам директора Центра Шахнабат Алимагомедовой, одна из целей Центра этнической культуры, создателем которого является депутат Государственной думы РФ Магомедкади Гасанов, это приобщение молодежи к богатым этнокультурным традициям наших предков, а также поиск новых форм их развития. «Для того, чтобы молодежь могла не только изучать опыт предыдущих поколений, но и имела возможность сказать и свое слово, Центр постоянно контактирует с ней и приветствует новые идеи. Именно поэтому и было принято предложение одного из представителей современного молодежного искусства Муслима Гасанова провести выставку в технике «дудлинг», «зентангл», — отметила она.
Работы авторов нашли отклик не только среди дагестанской молодежи, но и представителей старшего поколения. Увидеть своими глазами картины, которые начинаются даже на полях тетрадей, смогла самая разнообразная публика. Среди зрителей – друзья художников, и те, кто просто заинтересовался работами, выполненными таким стилем. Куратор выставки Патимат Гусейнова, открывая ее, рассказала, что дудлинг это интуитивная работа, где автор работает свободно и легко, не подчиняясь никаким правилам. Разнообразны линии, какие-то символические пятна могут повторяться непроизвольно, как бы независимо от законов композиции, порой образуя по-настоящему фантастичные замысловатые изображения с умопомрачительным количеством деталей, захватывающих внимание. «Наверное, нет человека, который бы хоть раз в своей жизни не создал работу в этой технике. С самого детства каждый из нас рисовал на полях или в черновиках каракули. Работы порой неожиданно удивляли нас самих своей непосредственностью исполнения, потому что все самое настоящее рождается тогда, когда воображение, можно сказать, овладевает разумом. Не случайно дудлинг психологи практикуют как APT-терапию и доказано, что учащиеся, так рисующие на лекциях, запоминают информацию на 30 процентов больше, чем те, которые просто слушают внимательно. Интерес к дудлингу растет по всему миру и сегодня это одна из самых популярных в мире техник, которая вышла за границы простого листа бумаги.
Работы, выполненные в технике зентангл отличаются в масштабе, строго в рамках формата 9/9. Зентангл является запатентованной техникой рисования, в которой есть свои определенные правила. В отличии от дудлинга в зентангле работают законы композиции и должна быть тема», — сообщила куратор экспозиции.
Как рассказал один из участников выставки Магомед Сагидаев, дудлы рисуют везде: на кофейных чашках, сидя в ресторане, на любом подручном материале, как бы тем самым снимая напряжение и релаксируя.
Патимат Курбанова, студентка художественного училища им. Джемала рассказала, что это направление в искусстве ей очень близко. В своей работе «На грани» она изобразила человека, которого одолевают разные мысли и проблемы. Все началось с одного элемента и в течение месяца, пока готовилась работа, Патимат каждый раз добавляла в нее какую-то деталь, будь то кубики, линии, кружки. Причем вся она была нарисована гелевой ручкой.
Еще один участник выставки Амина Кабулаева впервые решилась что-то нарисовать такой ручкой, а в итоге на выставку представила четыре работы. Как призналась девушка, этот стиль рисования ей понравился. За первым рисунком последовал второй, третий и т.д. На одном изображен ребенок в утробе матери, две работы посвящены теме байкеров, а на четвертом нарисован портрет известного дагестанского художника Закарьи Закарьяева, который вдохновляет Амину на новые задумки.
Каждая из картин – это маленькая история с заложенным в нее большим смыслом. Художники говорят, что это не просто каракули, это способ выплеснуть свои эмоции.
Но как бы просты не были приемы и техника, все это, как оказалось, не исключает возможности сотворить самое настоящее произведение искусства, ведь каждая работа это как некий портал в душу автора, который дает возможность общаться с ней. И действительно, самый надежный путь, чтобы вступить в диалог с человеческой душой – это говорить языком искусства.
Лейла Магомедова