В конференц-зале Дагестанского государственного университета состоялось очередное заседание общественно-делового аналитического, дискуссионного клуба «Юпитер», на котором на этот раз были обсуждены вопросы формирования национально-государственной, гражданско-политической, культурно-цивилизационной идентичности дагестанцев, а также проблемы и пути их решения.
Следует отметить, что дискуссионный клуб «Юпитер» был создан год назад. Он является, по сути, единственной интеллектуальной площадкой, организованной с целью консолидации думающих людей из числа политологов, социологов, психологов, философов, журналистов, блогеров, чиновников, представителей всех национальностей и конфессий республики для обсуждения насущных вопросов политики и идеологии, истории, культуры и др..
В заседании приняли участие 1-й заместитель министра печати и информации Дагестана Зубайру Зубайруев, заместитель министра по национальной политике Дагестана Арсен Махмудов, председатель Союза журналистов Дагестана Али Камалов, главные редактора ряда СМИ, зав.кафедрой философии, проректор Дагестанского государственного университета по научной работе Мастафа Билалов, другие ученые, представители министерств и ведомств республики, студенческого сообщества, а также представители общественных организаций.
Открывая мероприятие, председатель Совета старейшин при Главе РД, сопредседатель «Юпитер — клуба», профессор, модератор и активатор дискуссии Абдулла Магомедов отметил, что обоснование и формирование идентичности дагестанцев ныне становится ключевым приоритетом не только науки, но и политики, идеологии, культуры, СМИ. Идя в ногу со временем, мы становимся другими. Чтобы сформировать адекватное национальное самовосприятие, дагестанский менталитет должен быть включен в систему коммуникаций с окружающим миром. Иначе внутреннее пространство навяжет народу бытие в себе. Сколько погибло цивилизаций, потому что в свое время не было выявлено предпосылок к этому. По этой причине развитие экономики и культуры Дагестана в разные времена характеризовались то падением, а то и откатом назад, иногда даже на многие годы.
По мнению известного политолога, обоснование и формирование национально-государственной, гражданско- политической, культурно-цивилизационной идентичности дагестанцев, становится ныне ключевым приоритетом не только науки, но и современной политики.
«Конкурентоспособность всех ресурсов республики теснейшим образом связана с национальным характером, ядром которого является дагестанская идентичность. В результате эволюционного развитиия экономики, образования и культуры как великих уравнителей мировоззренческих ценностей выработался обобщенный дагестанский тип. У всех дагестанских национальностей больше общедагестанского, чем специфически этнического: общее имя, общее происхождение, общие история, религия, культура, общий русский язык, ассоциация с определенной территорией, чувство солидарности и т.д», — отметил Магомедов.
В его эмоциональном выступлении также было отмечено, что Дагестан сегодня – это своеобразный этно-социальный монолит с многообразием местных языков и диалектов. Дагестанский народ – это надэтническая совокупность, единственный носитель и источник власти в республике. Дагестанцы давным-давно восприняли идеологию идентификационной триады, в соответствии с которой они ощущают себя одновременно и представителями определенного дагестанского этноса, и дагестанцами, и россиянами.
«Дагестанский народ – это исторически сложившаяся в процессе развития политическая, социокультурная общность граждан с единым самосознанием и самоназванием Родины, живущая в этнотерриториальной автономии Дагестан – в республике, где есть собственная конституция, государственная символика, национальные языки и общий русский язык, легитимные органы власти, представительство в органах Российской Федерации», – подчеркнул Абдулла Магомедов.
При этом, по его словам, граждане РФ, как коренные народы и этнические группы, так и представители других национальностей, живущих в Дагестане, свою гражданскую идентичность напрямую не связывают с этнической принадлежностью. «Коллективная гражданская идентичность – это более широкая и универсальная идентичность, не перекрывающаяся этнической», – объяснил сопредседатель дискуссионного клуба.
По мнению руководителя отдела социологии Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра Российской академии наук Загида Абдулвагабова, термин «российская идентичность» может иметь разное значение в понимании людей. «В силу сложившихся исторических традиций в стране это может быть и государственное, и гражданское самосознание. В некоторых странах это равнозначные понятия, хотя в каких-то случаях они и различаются. В России же представление о гражданском сообществе как политической нации только складывается, и нередко люди, отвечая на вопрос о гражданской идентичности, имеют в виду как раз принадлежность к государству.
Есть корреляция между российской идентичностью и отношением к российскому человеку. Проявление российской идентичности в массовом сознании дагестанской молодежи в данном разрезе отношений, по сравнению с показателями опроса 90-х годов, значительно упало», – сказал он.
О том, что в информационном пространстве часто встречаются такие сообщения, в которых подчеркивается, что именно «дагестанец» совершил какое-то преступление, сказал Зубайру Зубайруев. Однако если же убрать из озвучиваемой новости слово «дагестанец» и добавить, к примеру, «гражданин России» или житель другого региона страны, то она, на его взгляд, будет выглядеть совершенно по-другому.
«Если говорить о том, что же выше – права нации или права гражданина, то я более склонен ко второй позиции. Есть такое выражение, что дагестанцы – это очень хорошие люди, но их портят плохие отношения. У нас недостаточно отношений между гражданами, поэтому мы как бы вовлечены в постоянные межнациональные, межрегиональные, статусные и другие конфликты. Пока мы не перейдем на тот уровень отношений, который оговорен российским законодательством, данные проблемы всегда будут существовать», – подчеркнул он.
Поддержали накал дискуссии выступления известного дагестанского и российского философа Мустафы Билалова, журналиста, блогера и политического деятеля Эдуарда Уразаева и других.
В итоге, как показалось, присутствовавшие все таки пришли в общему мнению, что дагестанский народ — это исторически сложившаяся в процессе развития политическая, социокультурная общность граждан с единым самосознанием и самоназванием Родины, живущая в этнотерриториальной автономии -Дагестан — в республике, где есть собственная конституция, государственная символика (герб, флаг, гимн), национальные языки и общий русский язык, легитимные органы власти, представительство в органах в Российской Федерации.
Наличие многосоставного дагестанского народа не отрицает этнической идентичности, а также признает за гражданами России свободу сохранять и поддерживать свое культурное наследие. Иными словами можно быть аварцем, даргинцем, кумыком, лезгином, лакцем, азербайджанцем, ногайцем, русским, белорусом и т.д., считаясь дагестанцем, воспринимая Республику Дагестан как свою малую Родину. Гражданство (принадлежность жителя Дагестана к Российской Федерации) представляет собой одну из ипостасей идентичности человека, и совсем не обязательно, чтобы она была доминирующей.
Побольше бы нам таких действенных и грамотно организованных дискуссий, уважаемый профессор!
Рамина Насреддинова