Диспут в «Юпитере»

В конференц-зале Дагестанско­го государственного университета состоялось очередное заседание общественно-делового аналитиче­ского, дискуссионного клуба «Юпи­тер», на котором на этот раз были обсуждены вопросы формирования национально-государственной, гражданско-политической, куль­турно-цивилизационной идентич­ности дагестанцев, а также пробле­мы и пути их решения.

Следует отметить, что дискуссион­ный клуб «Юпитер» был создан год на­зад. Он является, по сути, единствен­ной интеллектуальной площадкой, ор­ганизованной с целью консолидации думающих людей из числа политоло­гов, социологов, психологов, филосо­фов, журналистов, блогеров, чиновни­ков, представителей всех националь­ностей и конфессий республики для обсуждения насущных вопросов поли­тики и идеологии, истории, культуры и др..

В заседании приняли участие 1-й заместитель министра печати и ин­формации Дагестана Зубайру Зу­байруев, заместитель министра по национальной политике Дагестана Арсен Махмудов, председатель Со­юза журналистов Дагестана Али Ка­малов, главные редактора ряда СМИ, зав.кафедрой философии, проректор Дагестанского государственного уни­верситета по научной работе Мастафа Билалов, другие ученые, представите­ли министерств и ведомств республи­ки, студенческого сообщества, а также представители общественных органи­заций.

Открывая мероприятие, председа­тель Совета старейшин при Главе РД, сопредседатель «Юпитер — клуба», профессор, модератор и активатор дискуссии Абдулла Магомедов отме­тил, что обоснование и формирова­ние идентичности дагестанцев ныне становится ключевым приоритетом не только науки, но и политики, идеоло­гии, культуры, СМИ. Идя в ногу со вре­менем, мы становимся другими. Чтобы сформировать адекватное националь­ное самовосприятие, дагестанский менталитет должен быть включен в систему коммуникаций с окружающим миром. Иначе внутреннее простран­ство навяжет народу бытие в себе. Сколько погибло цивилизаций, пото­му что в свое время не было выявлено предпосылок к этому. По этой причине развитие экономики и культуры Даге­стана в разные времена характеризо­вались то падением, а то и откатом на­зад, иногда даже на многие годы.

По мнению известного политолога, обоснование и формирование нацио­нально-государственной, гражданско- политической, культурно-цивилиза­ционной идентичности дагестанцев, становится ныне ключевым приорите­том не только науки, но и современной политики.

«Конкурентоспособность всех ре­сурсов республики теснейшим обра­зом связана с национальным характе­ром, ядром которого является даге­станская идентичность. В результате эволюционного развитиия экономики, образования и культуры как великих уравнителей мировоззренческих цен­ностей выработался обобщенный да­гестанский тип. У всех дагестанских национальностей больше общедаге­станского, чем специфически этниче­ского: общее имя, общее происхож­дение, общие история, религия, куль­тура, общий русский язык, ассоциация с определенной территорией, чувство солидарности и т.д», — отметил Маго­медов.

В его эмоциональном выступлении также было отмечено, что Дагестан сегодня – это своеобразный этно-со­циальный монолит с многообразием местных языков и диалектов. Даге­станский народ – это надэтническая совокупность, единственный носитель и источник власти в республике. Да­гестанцы давным-давно восприняли идеологию идентификационной три­ады, в соответствии с которой они ощущают себя одновременно и пред­ставителями определенного дагестан­ского этноса, и дагестанцами, и росси­янами.

«Дагестанский народ – это истори­чески сложившаяся в процессе раз­вития политическая, социокультурная общность граждан с единым само­сознанием и самоназванием Роди­ны, живущая в этнотерриториальной автономии Дагестан – в республике, где есть собственная конституция, государственная символика, нацио­нальные языки и общий русский язык, легитимные органы власти, предста­вительство в органах Российской Фе­дерации», – подчеркнул Абдулла Маго­медов.

При этом, по его словам, граждане РФ, как коренные народы и этнические группы, так и представители других национальностей, живущих в Дагеста­не, свою гражданскую идентичность напрямую не связывают с этнической принадлежностью. «Коллективная гражданская идентичность – это бо­лее широкая и универсальная иден­тичность, не перекрывающаяся этни­ческой», – объяснил сопредседатель дискуссионного клуба.

По мнению руководителя отдела социологии Института истории, архе­ологии и этнографии Дагестанского научного центра Российской академии наук Загида Абдулвагабова, термин «российская идентичность» может иметь разное значение в понимании людей. «В силу сложившихся истори­ческих традиций в стране это может быть и государственное, и граждан­ское самосознание. В некоторых стра­нах это равнозначные понятия, хотя в каких-то случаях они и различаются. В России же представление о граждан­ском сообществе как политической нации только складывается, и нередко люди, отвечая на вопрос о граждан­ской идентичности, имеют в виду как раз принадлежность к государству.

Есть корреляция между россий­ской идентичностью и отношением к российскому человеку. Проявление российской идентичности в массовом сознании дагестанской молодежи в данном разрезе отношений, по срав­нению с показателями опроса 90-х го­дов, значительно упало», – сказал он.

О том, что в информационном про­странстве часто встречаются такие сообщения, в которых подчеркивает­ся, что именно «дагестанец» совер­шил какое-то преступление, сказал Зубайру Зубайруев. Однако если же убрать из озвучиваемой новости сло­во «дагестанец» и добавить, к приме­ру, «гражданин России» или житель другого региона страны, то она, на его взгляд, будет выглядеть совершенно по-другому.

«Если говорить о том, что же выше – права нации или права гражданина, то я более склонен ко второй позиции. Есть такое выражение, что дагестанцы – это очень хорошие люди, но их портят плохие отношения. У нас недостаточно отношений между гражданами, поэто­му мы как бы вовлечены в постоянные межнациональные, межрегиональные, статусные и другие конфликты. Пока мы не перейдем на тот уровень отно­шений, который оговорен российским законодательством, данные проблемы всегда будут существовать», – подчер­кнул он.

Поддержали накал дискуссии вы­ступления известного дагестанского и российского философа Мустафы Би­лалова, журналиста, блогера и поли­тического деятеля Эдуарда Уразаева и других.

В итоге, как показалось, присут­ствовавшие все таки пришли в общему мнению, что дагестанский народ — это исторически сложившаяся в процессе развития политическая, социокультур­ная общность граждан с единым са­мосознанием и самоназванием Роди­ны, живущая в этнотерриториальной автономии -Дагестан — в республике, где есть собственная конституция, го­сударственная символика (герб, флаг, гимн), национальные языки и общий русский язык, легитимные органы вла­сти, представительство в органах в Российской Федерации.

Наличие многосоставного дагестан­ского народа не отрицает этнической идентичности, а также признает за гражданами России свободу сохра­нять и поддерживать свое культур­ное наследие. Иными словами можно быть аварцем, даргинцем, кумыком, лезгином, лакцем, азербайджанцем, ногайцем, русским, белорусом и т.д., считаясь дагестанцем, воспринимая Республику Дагестан как свою малую Родину. Гражданство (принадлеж­ность жителя Дагестана к Российской Федерации) представляет собой одну из ипостасей идентичности человека, и совсем не обязательно, чтобы она была доминирующей.

Побольше бы нам таких действен­ных и грамотно организованных дис­куссий, уважаемый профессор!

Рамина Насреддинова