102 года классику дагестанской сцены

Барият Солтанмеджидовна Мурадова, леген­дарная и удивительно простая, улыбчивая. Ее можно было встретить на улице, не только по­здороваться, но и поговорить как с доброй зна­комой. Не было в ней ни богемности, ни гордыни, ни высокомерия.

А ведь как о ней отзывались и артисты, и ре­жиссеры, и критики первой величины!

Доктор искусствоведения Юрий Рыбаков, не раз писавший об игре Б. Мурадовой, называет ее «большим и своеобразным талантом». Ссы­лаясь на высказывания других критиков, он кон­статирует: «Критики, писавшие о ней, ставят ее в число первых актерских дарований нашего все­союзного театрального искусства. И это право­мерно и справедливо. Мурадова — актриса прак­тически бесконечного творческого диапазона».

Что это не преувеличение, а факт, доказыва­ет вся ее творческая жизнь с огромным количе­ством сыгранных ролей самых разных жанров. И в каждом жанре она непревзойденный мастер. Одинаково талантливо играла она и комические, и драматические, и трагические роли. Какую из ее сценических героинь можно выделить как са­мую лучшую? Да все они настолько хороши, что лучше не бывает. И когда она поет и танцует, и го­рячо спорит с мужем, кому качать люльку, и зали­висто хохочет, покатываясь, вспоминая веселые случаи в «Молла Насретдине» М. Курбанова.

Монолог Кыстаман из «Красных партизан» А-П. Салаватова, целых 15 минут держал в на­пряженном внимании московскую публику, ко­торая потом взорвет громом аплодисментов и криками «браво» тишину зала.

Ее Толгонай в «Материнском поле» Ч. Айтма­това — характер, в котором собраны и тончайшие лирические черты и оттенки, и высокие трагиче­ские интонации и краски. Как виртуозно раскры­вала она мещанскую сущность и неприкрытое легкомыслие своей Живки в спектакле «Госпожа министерша» Р. Нушича.

А Лаура из «Каменного гостя» А. С. Пушкина «в исполнении Барият Мурадовой — один из лучших образов классической драматургии».

В те же декадные дни 1960 года Барият Мура­дова выходит на сцену в роли Шекерхан, которую она играла увлеченно, с такой яркой театрально­стью, что вызвала восторженные отзывы всех, кто видел ее в этой роли несуразной и недалекой сельской вдовушки.

Более 200 ролей, созданных талантом и вдох­новением, силой и глубиной чувств, огромным трудолюбием и каждодневной работой над со­бой, тщательной отделкой черт каждого образа остались для истории, как непревзойденные образцы сценической интерпретации великого мастера.

В памяти современников Барият Мурадова на­всегда осталась как звезда первой величины, как исконно народный талант, как подлинный про­фессионал. Актриса познала при жизни и вос­торги признательной публики, и высокие госу­дарственные награды, и общенародную любовь. Она сыграла в родном театре лучшие женские роли в пьесах лучших драматургов мира.

Ее тонкая, чуткая интуиция, ее богатая фанта­зия, ее потрясающая способность к импровиза­ции в совокупности создавали бессмертные сце­нические шедевры, которые останутся в исто­рии дагестанского многонационального театра навечно, на все времена.

Гулизар Султанова,

заслуженный деятель искусств России