Барият Солтанмеджидовна Мурадова, легендарная и удивительно простая, улыбчивая. Ее можно было встретить на улице, не только поздороваться, но и поговорить как с доброй знакомой. Не было в ней ни богемности, ни гордыни, ни высокомерия.
А ведь как о ней отзывались и артисты, и режиссеры, и критики первой величины!
Доктор искусствоведения Юрий Рыбаков, не раз писавший об игре Б. Мурадовой, называет ее «большим и своеобразным талантом». Ссылаясь на высказывания других критиков, он констатирует: «Критики, писавшие о ней, ставят ее в число первых актерских дарований нашего всесоюзного театрального искусства. И это правомерно и справедливо. Мурадова — актриса практически бесконечного творческого диапазона».
Что это не преувеличение, а факт, доказывает вся ее творческая жизнь с огромным количеством сыгранных ролей самых разных жанров. И в каждом жанре она непревзойденный мастер. Одинаково талантливо играла она и комические, и драматические, и трагические роли. Какую из ее сценических героинь можно выделить как самую лучшую? Да все они настолько хороши, что лучше не бывает. И когда она поет и танцует, и горячо спорит с мужем, кому качать люльку, и заливисто хохочет, покатываясь, вспоминая веселые случаи в «Молла Насретдине» М. Курбанова.
Монолог Кыстаман из «Красных партизан» А-П. Салаватова, целых 15 минут держал в напряженном внимании московскую публику, которая потом взорвет громом аплодисментов и криками «браво» тишину зала.
Ее Толгонай в «Материнском поле» Ч. Айтматова — характер, в котором собраны и тончайшие лирические черты и оттенки, и высокие трагические интонации и краски. Как виртуозно раскрывала она мещанскую сущность и неприкрытое легкомыслие своей Живки в спектакле «Госпожа министерша» Р. Нушича.
А Лаура из «Каменного гостя» А. С. Пушкина «в исполнении Барият Мурадовой — один из лучших образов классической драматургии».
В те же декадные дни 1960 года Барият Мурадова выходит на сцену в роли Шекерхан, которую она играла увлеченно, с такой яркой театральностью, что вызвала восторженные отзывы всех, кто видел ее в этой роли несуразной и недалекой сельской вдовушки.
Более 200 ролей, созданных талантом и вдохновением, силой и глубиной чувств, огромным трудолюбием и каждодневной работой над собой, тщательной отделкой черт каждого образа остались для истории, как непревзойденные образцы сценической интерпретации великого мастера.
В памяти современников Барият Мурадова навсегда осталась как звезда первой величины, как исконно народный талант, как подлинный профессионал. Актриса познала при жизни и восторги признательной публики, и высокие государственные награды, и общенародную любовь. Она сыграла в родном театре лучшие женские роли в пьесах лучших драматургов мира.
Ее тонкая, чуткая интуиция, ее богатая фантазия, ее потрясающая способность к импровизации в совокупности создавали бессмертные сценические шедевры, которые останутся в истории дагестанского многонационального театра навечно, на все времена.
Гулизар Султанова,
заслуженный деятель искусств России