Монументальная живопись Абдулзагира Мусаева

Под таким названием в Театре по­эзии в Махачкале открылась пер­сональная выставка члена-корре­спондента Российской Академии художеств, Заслуженного художника России, дважды лауреата Государ­ственной премии Республики Даге­стан (1999, 2011), профессора Абдул­загира Мусаева, который на сегод­няшний день является единственным в Дагестане и одним из немногих на Северном Кавказе художником мону­ментальной живописи. Он пишет, ри­сует, лепит, расписывает ткани, соз­дает эскизы театральных постановок и костюмов, преподает.

После успешного завершения уче­бы в Махачкалинском художественном училище А.Мусаев поступает в инсти­тут живописи, скульптуры и архитекту­ры им. И.Репина в Ленинграде, кото­рый оканчивает с красным дипломом в 1979 году. Затем следует работа в творческой мастерской монументаль­ной живописи народного художника СССР, академика А.Мыльникова.

Многие махачкалинцы знают его как автора серии гобеленов для Кумыкско­го театра, росписей Свято-Успенского Кафедрального собора Махачкалы – главного православного храма ре­спублики и «Зала Славы» резиденции Главы Ингушетии в Магасе.

В экспозиции в зале Театра поэзии представлены работы разного перио­да, с начала 2000-х годов, а оформле­ние «Зала Славы» художник закончил буквально на днях.

Искусство Абдулзагира Мусаева — уникальный опыт единения дагестан­ского, отечественного и мирового ху­дожественного наследия, ставящего мастера наравне с другими выдающи­мися деятелями современной художе­ственной культуры России.

На открытии вернисажа побывали заместитель министра культуры ре­спублики Елена Гарунова, председа­тель правления Союза писателей Да­гестана Магомед Ахмедов, председа­тель регионального отделения Союза художников Курбанали Магомедов и многие другие.

Как отметила искусствовед, супруга художника Наталья Мусаева ценность выставленных произведений очевид­на. Дагестанская публика получила возможность увидеть фрагменты того, что вряд ли когда-то ей удастся уви­деть воочию. «В Дагестане огромное количество прекрасных портретистов, пейзажистов, людей, которые пишут натюрморты, но авторов монумен­тальной живописи такого формата в республике нет. Поэтому в этом смыс­ле личность Абдулзагира уникальна», – сказала она и добавила, что в зале представлена лишь часть его работ, хотя и самая значительная по объему, мастерству и тематике.

Наталья Мусаева также рассказала и о росписях в «Зале Славы», которые представляют собой живописный ан­самбль, занявший барабан и купол торжественного архитектурного про­странства. «По диаметру барабана представлены композиции, посвя­щенные сюжетам из богатой истории ингушского народа. Роспись делится на 9 отдельных сюжетных компози­ций, в каждой из которых представлен конкретный исторический эпизод или легендарный эпический мотив. Боль­шое количество персонажей, живот­ных, архитектурных элементов рит­мично чередуются на фоне природных ландшафтов и огромного лазурного неба. Образы людей решены в услов­ной форме, но Девять башен – символ Ингушетии и святилище Тхаба-Ерды или гора Маитцели узнаются мгновен­но. Кроме того, большое количество солярных и других знаков, скопиро­ванных с артефактов, найденных в Ин­гушетии, безошибочно указывают на национальную аутентичность данного произведения. Все купольное про­странство занимают росписи, создан­ные по мотивам богатейшей мифоло­гии ингушского народа», — подчеркнула она.

По словам искусствоведа, цикл выполнен в иной манере и в ином цветовом решении. Изображения го­раздо более условные и располага­ются на золотых фонах, создающих ощущение мозаичности; происходя­щее как бы не принадлежит земному пространству, оно вне его. Тем не ме­нее сюжеты конкретных мифов уди­вительным образом переплетаются с греческими мифологическими преда­ниями, легко прочитываются. Все поля композиций заполняются знаками и символами, также являющимися тек­стами удивительной книги под назва­нием «Ингушетия».

Любовь Абдулзагира Мусаева к истории народов Кавказа, его извеч­ная тяга к археологии проявили себя в данном цикле росписей в полной мере», – заметила Мусаева.

Человек со своим богатым внутрен­ним миром — вот главный герой компо­зиций художника. А. Мусаев сосредо­тачивает внимание на возвышенных сторонах бытия, воспевает доброту, искренность и бескорыстность че­ловека. Эту главную идею художник проводит через всю свою богатую творческую жизнь.

Рамина Насреддинова