Потребитель всегда прав

Несмотря на действующее законо­дательство по защите прав потребите­лей, у покупателей нашей республики они чаще всего остаются нарушенны­ми, особенно в последнее время.

Какие же все-таки проблемы стано­вятся причиной жалоб на нарушения прав потребителей, всегда ли можно восстановить справедливость и какие мотивы при этом движут их обще­ственными защитниками? На вопросы поступившие в редакцию согласился ответить Али Камалгаджиевич Алиев, вице-президент Комитета защиты прав потребителей Республики Да­гестан, член общественной палаты г. Махачкалы.

Али Камалгаджиевич, скажите пожалуйста, а кто является клиен­тами Комитета по защите прав по­требителей РД и много ли поступа­ет от них жалоб?

— Могу доложить, что по итогам 2015 года мы зафиксировали более 900 за­явлений граждан, которые складыва­лись как из телефонных жалоб и об­ращений на наш сайт, так и по резуль­татам личного приёма. Это были люди, чьи права как потребителей были на­рушены: то купленный товар оказывал­ся ненадлежащего качества, то работы были выполнены с нарушением сроков и так далее.

В то же время к нам периодически обращались потребители, которым лишь представлялось, что их права нарушены, хотя на самом деле это не всегда было так.

В целом же если брать по годам, то количество обращений остаётся примерно одинаковым, колеблясь в среднем на 5-10 %. И здесь в связи с наступившими явлениями экономиче­ского кризиса, мы должны сказать, что в последнее время мы наблюдаем хотя и небольшое, но снижение количества обращений, связано это на наш взгляд с тем, что даже процесс защиты своих прав иногда требует и определённых финансовых затрат, например оплаты экспертизы и иных расходов, сейчас чувствуется что у людей на это недо­статочно средств.

В тоже время, хотел бы подчеркнуть, что все наши консультации для потре­бителей в рамках закона о защите прав потребителей для них бесплатны. При­чем все наши специалисты осущест­вляют свою деятельность на обще­ственных началах, то есть никто из них зарплату не получает.

Какие же проблемы чаще всего становятся причиной обращений к Вам?

— Наибольшее число обращений — и их более 60 % — касается жалоб на ка­чество непродовольственных товаров. Это бытовая техника, мебель, электро­ника и т.д. На втором месте — заявле­ния, связанные с ЖКХ, это примерно 20 %, затем идут претензии по срокам исполнения заказанных работ и услуг, также поступают жалобы связанные с нарушением правил торговли, без­опасностью товаров, качеством про­довольственных товаров, качеством ремонта жилья и строительных работ, услуг связи, финансовых и туристиче­ских услуг, наконец есть нарекания и на некачественные транспортные, ме­дицинские, образовательные услуги, услуги общепита и др.

Али Камалгаджиевич, наши чита­тели, они же и потребители просят разъяснить им разницу между кон­трафактом и фальсификацией

— Вы знаете, должен сказать, что проблема контрафакта сложна и мно­гогранна. Многие страны мира до сих пор не могут вступить в ВТО, так как не смогли организовать защиту потреби­телей от контрафактной продукции.

В соответствии с российскими за­конами контрафактными являются товары — на этикетках и упаковках ко­торых незаконно используется товар­ный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение.

Фальсификация же (от латинского falsifico – подделываю) – это действия, направленные на обман покупателя или потребителя путем подделки объ­екта купли-продажи. Фальсифициро­ванными являются — продукты, мате­риалы или изделия умышленно изме­ненные (поддельные) или имеющие скрытые свойства и качество, инфор­мация о которых является заведомо неполной или недостоверной.

Объектами фальсификации также являются: товары, услуги, документы, информация, маркировочные и иден­тификационные знаки и др.

Для определения контрафактной и фальсифицированной продукции наш Комитет проводит независимую потре­бительскую экспертизу товаров. Обра­титься можно по тел.: 8988 213 5959.

Некоторое время назад остро обсуждались вопросы соблюдения прав потребителя при оказании фи­нансовых услуг. А как сейчас обсто­ит с этим дело?

— Да, согласен с вами в 2011-2015 годах был большой наплыв жалоб кли­ентов в отношении банков. Это был период, когда многие частные банки закрылись. Сейчас можно сказать си­туация несколько выправилась. Во- первых, с тех пор произошли измене­ния в законодательстве, оно стало бо­лее четким к тому же и Верховный суд дал свои разъяснения.

Тем не менее финансовая сфера — это по-прежнему та сфера по вопро­сам которой граждане продолжают часто обращаются к нам. Правда, сме­нилась тематика обращений. Сейчас, в отличие от тех годов, самые острые во­просы связаны с коллекторами и взаи­модействием с ними, а также с вклю­чением в договор кредита и страховых договоров. Мы рассчитываем, что закон о регулировании деятельности коллекторов, который сейчас внесён в Госдуму РФ, снимет многие проблемы. В частности, например, в случае про­срочек выплат со стороны заёмщиков банки теперь должны будут обращать­ся не к коллекторам, а в суд.

Моя личная позиция на этот счёт можно сказать даже более определён­ная. Рекламу кредитов нужно запре­тить, как это например уже сделано в отношении рекламы табака и алкого­ля. Этот вопрос нами уже обсуждал­ся в Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) и в Союзе потребителей РФ, где наш ко­митет являющийся членом Союза По­требителей России также принимал участие.

Вопрос же включения в кредитный договор условия о страховании по- прежнему остаётся спорным. Фор­мально это условие не является обяза­тельными для заёмщика. Но судебная практика такова, что если он подписал договор, в котором указано это усло­вие, а позже начинает оспаривать его законность, то он может отказаться от оказания услуги страхования, но день­ги ему возвращены уже не будут.

Поэтому мы советуем своим кли­ентам, не хотящим платить страховку, вычёркивать эти пункты из всех экзем­пляров договора. Конечно, есть боль­шие сомнения, что банк согласится с такими изменениями и выдаст кредит, тем более что у него есть право не объ­яснять причины отказа в выдаче креди­та. Поэтому формально выбор у потре­бителя есть, а фактически — не всегда.

Затрагивая тему кредитов хотелось бы информировать население РД о том что в республике функционирует Общественно-государственный фонд по защите обманутых вкладчиков, куда можно обращаться всем имеющим на руках облигации и ценные бумаги. Фонд помогает в оформлении доку­ментов по возврату денежных средств в нарицательной стоимости. Обра­щаться нужно по адресу: Махачкала, ул. Абубакарова, 117, 4 эт, каб. 17, тел 8988 269 7712.

Али Камалгаджиевич, Вы упо­мянули, что часто представляете интересы своих клиентов в суде. Насколько благоприятна судебная практика по делам о защите прав потребителей?

— Да конечно, если есть необходи­мость обращения в суд, мы обязатель­но оказываем заявителям эту помощь. Процент удовлетворения наших исков высок, отказы судов в их удовлетво­рении — это единичные случаи. Но, конечно, многое зависит от професси­онализма специалистов представля­ющих интересы потребителя. Сейчас существует большое количество юри­стов, адвокатов, берущихся за любые дела, но наше Общество специали­зируется только на защите потреби­телей, потому-то наши специалисты более квалифицированны в этих во­просах.

Иногда рассмотрение дела не огра­ничивается судом первой инстанции. Для того чтобы добиться законного решения, нам приходится подавать и апелляционную жалобу. А в прошед­шем году для отмены решения апел­ляционной инстанции юристы Коми­тета дошли до президиума Верховного суда РД.

Казалось бы решение суда в пользу заявителя, его права защищены, ре­шение вступило в силу. Мы консульти­руем клиента о его дальнейших дей­ствиях, помогаем заполнить докумен­ты на взыскание… Но даже здесь мы не считаем, что наша функция выполнена до конца.

Ведь у потребителя могут возник­нуть серьёзные проблемы, связанные уже с исполнением решения суда. А процент решений судов, которые не исполняются, с каждым годом растёт — сейчас это порядка 50 %! И здесь многое зависит уже от работы судеб­ных приставов.

А насколько специфична защита нарушенных прав в случаях с интер­нет-торговлей?

— Должен сказать, что деятельность этого сегмента рынка на мой взгляд пока недостаточно отрегулирована, недобросовестных продавцов хватает всюду, но в интернете их больше. На­пример, вот был инцидент, связанный с московским интернет-магазином, наши требования были удовлетворены судом, но организация как бы раство­рилась, наш клиент не смог её найти. Чем мельче магазин, тем выше веро­ятность возникновения сложностей с возвратом средств или заменой това­ра в случае обнаружения недостатков. Кроме того, в интернете немало и про­сто мошенников.

В конце прошлого года в Госдуму РФ был внесён законопроект, соглас­но которому ответственность за до­стоверность информации о товарах теперь будет возложена в том числе и на интернет-площадки, являющиеся агрегаторами. Самый известный из таких агрегаторов— Яндекс.Маркет. Эта мера могла бы послужить допол­нительной гарантией в приобретении качественных товаров, соответствую­щих своему описанию.

— Сегодня средняя сумма возмеще­ний по искам потребителей в интернет торговле, как правило, находится в пределах от 60 тыс. рублей до 100тыс. рублей, только иногда более.

Кроме того, в таких делах не требу­ется отдельно доказывать факт при­чинения морального вреда. По закону продажа товара ненадлежащего каче­ства или оказание услуг ненадлежаще­го качества уже предполагают причи­нение морального вреда. Правда, ком­пенсация морального вреда по делам о защите прав потребителей невелика, обычно она составляет 3-5 тыс. ру­блей, в очень редких случаях больше.

Факторы, от которых может зави­сеть размер возмещения, — это сумма иска, стоимость товара, наличие под­тверждённого вреда здоровью. Кроме того, большое влияние при определе­нии суммы компенсации морального вреда играют решения суда. Напри­мер мы столкнулись со случаем, когда моральный вред при неоказании ту­ристических услуг был оценён всего в 500 рублей на человека.

Али Камалгаджиевич, насколько мне известно многие сотрудники Общества работают здесь не за зарплату почему?

— Меня самого, да и многих других «Шторм» перестройки можно сказать просто выкинул на берег капитализа­ма… Были проданы целые организа­ции…, люди остались без любимой работы. Для меня, — человека который окончил вуз по специальности — то­варовед высшей квалификации и ко­торый работал руководителем таких торговых предприятий города как «Детский мир», «Тарки-тау», и др. за­щита прав оказалась ближе всего по душе.

— У нас в коллективе собрались не­равнодушные люди — именно поэто­му мы этим занимаемся. Наверное, в наше время это звучит странно, но других объяснений по большому счёту нет. У каждого из нас есть своя работа, своя юридическая практика, у кого- то — свой бизнес. Но люди выделяют часть своего свободного времени для того, чтобы работать с людьми, попав­шими в затруднительную жизненную ситуацию. Нарушения в области прав потребителей, думаю, являются самы­ми распространёнными, ведь потре­битель — это каждый из нас, поэтому данная область требует особого вни­мания. Поэтому мы и получаем звонки о помощи.

Мы делаем свою работу, чтобы жизнь людей стала лучше и проще. Понимание того, что есть к кому обра­титься за помощью, даёт им надежду и где-то снижает уровень внутренней тревоги. Вся наша теперешняя жизнь располагает как бы к тревожности и, как следствие, к недоверию, а может быть даже и к озлобленности, а мы хотим такие моменты сгладить — на­сколько это получается в наших силах. Чтобы лица, которые мы видим на ули­цах, были добрее, светлее, улыбчивее.

В нашей стране, несмотря на до­вольно качественное законодатель­ство о защите прав потребителей, по­купатели все равно пока еще остаются слабой стороной, а бизнес еще воспи­тан так, чтобы не чувствовать социаль­ную ответственность перед простым потребителем. В судах я часто говорю об этом. Я и сейчас считаю, что пока суды и судебные приставы не начнут взыскивать в максимальном размере неустойки, штрафы, компенсации мо­рального вреда, как это происходит в других странах, ситуация коренным образом не сможет изменится.

Еще я бы хотел довести до сведения всех покупателей, что 15 марта вся ми­ровая общественность отметила еже­годный День потребителя.

День защиты прав потребителей в этом году должен привлечь внима­ние общественности к существующим проблемам.

И все таки с праздником Вас доро­гие потребители!

Беседовал А. Кабардиев