Посвятили Дербенту

Выставка современной живописи и графики «Дорога в Дербент» от­крылась в Центре этнической куль­туры в Махачкале. В экспозицию вошли работы молодых, но уже из­вестных дагестанских художников Патимат Гусейновой, Халимат Са­идудиновой, Заиры Магомедовой, Натальи Савельевой, Эльнары Аб­дуллаевой, Зухры Насердиновой, Саида Тихилова, Ибрагима Супья­нова, Мурада Халилова, Закарьи Закарьяева.

Открывая вернисаж, ее куратор Джамиля Дагирова сказала, что дан­ная экспозиция является уже второй в юбилейном цикле «Дербент в изо­бразительном искусстве». По ее сло­вам, первая состоялась в Дербенте в сентябре прошлого года во время юбилея города. «Экспонаты для вы­ставки были представлены фондами республиканских и городских музе­ев. В процессе подготовки мне по­казалось интересным как бы сделать перекличку с современностью, ведь из современных художников никто пока серьезно не коснулся тематики Дер­бента. Я попросила наших художников попробовать поработать над этой те­мой и, действительно, их работы пре­красно вписались в общую канву. Мне кажется, что их произведения – это совершенно новый взгляд на Дербент, может быть, это новый вектор в ико­нографии Дербента. Работы очень се­рьезные, глубокие, и есть вещи, кото­рые вдруг для тебя открывают то, чего ты никогда не видел в Дербенте. Вы­ставка должна была начать работать еще в ноябре, но в силу объективных причин она просто ждала своего вре­мени. И вот, наконец, нам представи­лась возможность сделать это краси­вое биенале достоянием обществен­ности», – отметила Дагирова.

От имени депутата Госдумы РФ Магомедкади Набиевича Гасанова, основателя Центра, выступил его по­мощник Мустафа Магомедов. Он ска­зал, что на его взгляд культура — это достаточно объемное философское слово, как бы все поглощающее во­круг. Без поднятия культуры на долж­ный уровень определить приоритеты дальнейшего развития республики будет трудно. «Глава Дагестана Рама­зан Абдулатипов в своих выступлениях и в последнем Послании Народному Собранию РД напоминает нам о том, что необходимо развивать культуру в республике. По его поручению откры­ты культурные центры во всех муни­ципальных образованиях республики. Все это делается для того, чтобы наша молодежь духовно развивалась и це­нила культуру своего края.

Депутат Госдумы Магомедкади Га­санов из фракции партии «Единая Рос­сия» в целях поддержания программы Главы республики, открыл в Махачкале Центр этнической культуры, зная, что дагестанцы будут стремиться к по­знанию истоков своей культуры. Сюда теперь приходят не только художники и ценители искусства, но и учащиеся, студенты других образовательных уч­реждений — ведь зная свою культуру, можно понять и культуру других наро­дов, — подчеркнул Магомедов. – Дер­бент — исторический центр, где стыку­ются несколько культур и религиозных конфессий, именно этот город являет­ся местом, где люди, можно сказать, получают и духовную пищу. Надеюсь, что Центр принесет всем большую пользу и получит поддержку нашей та­лантливой молодежи», — заключил он.

Посетившая выставку искусствовед Татьяна Петенина сказала, что Дер­бент — это вечный, постоянный, усто­явшийся древний город, а современ­ное, креативное, мобильное искусство не терпит постоянства, оно все время находится в поиске. Потому современ­ные художники тоже стараются пере­дать образ Дербента по-своему.

Отмечу, что все работы известных художников, например, крепость «На­рын-кала», «Джума мечеть», «Ворота Орта-капы» и т.д. как бы несколько од­нообразны, а работы данной выставки представлены, можно сказать, на ассо­циативном уровне, здесь чувствуются запахи, тонкие ароматы, которые пре­вратили все работы в один большой прекрасный букет. Например, триптих Натальи Савельевой «Покой» сделан просто и лаконично, но он притягивает зрителя. У современного художника за внешним слоем картины всегда скры­вается что-то свое необычное, что зри­телю приходится выискивать.

Также мне понравилась работа Ибрагимхалила Супьянова «Стена». Смотришь на нее и представляешь Стену Плача в Иерусалиме, Берлин­скую стену, и естественно стену крепо­сти Нарын-Кала в Дербенте. Исполне­на работа с ювелирной точностью, и к тому же легко воспринимается зрите­лем», — подчеркнула Петенина.

Представившая на выставке триптих «Покой» художник Наталья Савельева рассказала, что эта тема для нее была сложной и потому подошла она к ней серьезно. «Всех моих подростковых воспоминаний от поездок в Дербент было недостаточно для создания кар­тин. И я решила съездить туда вновь летом. Первое, что зафиксировалось в моей памяти, это целое море выжжен­ной желтой травы, огромное пшенич­ное поле, утомленное солнцем на тер­ритории крепости, на меня эта картина произвела огромное впечатление. И в своем триптихе я решила запечатлеть именно это состояние природы. Все три картины ассоциативно показывают разную эпоху жизни человека — исто­рию жизни и смерти, историю сиюми­нутного состояния и историю вечной жизни. На левой стороне триптиха вы видите нарисована бабушка — пастух с барашками на фоне выжженной травы – это как бы начало жизни, на правой стороне вы видите могилы — это пред­ставляется то, что ждет всех нас к концу жизни, а вот в центре отображен фраг­мент крепостной стены как представ­ление о незыблемой вечности – то есть мы приходим в жизнь и уходим, меня­ются люди, настроение, погода, ситуа­ции, но крепость как стояла 5 тысяч лет, так и стоит», — сказала Савельева.

Известно, что праздничные меро­приятия в честь юбилея Дербента продлятся и в Дагестане и по всей стране вплоть до 2018 года. Посвя­щенные Дербенту выставки уже прош­ли в разных городах страны и мира, и, в частности, в Государственном историческом музее в Москве и штаб- квартире ЮНЕСКО в Париже.

Рамина Насреддинова