Аулы Дагестана

«Если народ хранит свои традиции, то и традиции хранят народ»

Продолжаем публикации об аулах Дагестана из новой энциклопедии Сабира Нурмагомедова «Все населенные пункты Дагестана» .

«Знать историю своего народа — это значит мысленно пройти вместе с ним его долгий и трудный путь, чтобы лучше понять сегодняшний день»

 

Кульзеб

Село в Кизилюртовском районе Дагестана. Расположено на федеральной трассе «Кавказ».

По переписи 2002 г. население села — около 5000 человек.

Село было образовано на месте пристанционного посел­ка Пельтиевский в 1957 году. В это время сюда переселяют жителей села Кульзеб (Исай-юрт) Ножайюртовского района Чеченской Республики после возвращения из депортации че­ченцев. В Чечню кульзебцы были переселены из сел Кульзеб и Шугинуб Чародинского района.

История Кульзеба объединила отдельно существовавшие в обществе Мукратль села Чародинского района Кульзеб и Шу­гинуб, сведения о которых уходили в глубокое прошлое.

Можно предположить, что Кульзеб и Шагинуб ровесники Му­кратлинского общества, существовали боле 700-1000 лет назад.

Во время Кавказской войны среди воинов Шамиля воевали и выходцы из Кульзеба Но особое место среди сподвижников великого имама занимает Хачил Али.

Шамиль среди своих учителей одним из первых называл имя Али Кульзебского, однако ни рукописи, ни книг последне­го не дошли до научной общественности Дагестана.

До революции и позднее, вплоть до 1935-37 г.г. кулза-шугал (так их называют в обществе Мукратль), помимо животновод­ства и земледелия занимались и отходничеством, специали­зируясь как строители-каменщики, в чем преуспели в селах Чох, Согратль, Казикумух, Салта, Гуниб, Каранай, Чиркей, и т. д. Самые богатые, добротные дома, по рассказам старо­жилов, были построены этими отходниками. В Белоканах и Закаталах показывают целые кварталы, построенные этими мастерами.

Были в селе и свои купцы, торговавшие привозной солью, возили на рынки Казикумуха, Хунзаха, Акуша и Белакан свои домотканые паласы, изделия из домотканого сукна, сыр, кожу. Во многих домах были ткацкие станки, в других выде­лывали кожу, шили шубы, дубленки из кожи. В иных семьях работали кузни, в которых использовался природный камен­ный уголь, небольшим пластом выходяший на поверхность из горных пород близ Шугинуба. На два селения была и одна мельница, услугами которой пользовались и жители сел Це­неб и Мукутль.

Депортированные в Саясанский район Чечни (впослед­ствии в Ритлябский район) села объединились в одно село Кульзеб, сохранили колхоз, ставший впоследствии одним из лучших в районе, построили мельницу, школу, соорудили пер­вую и единственную в районе гидроэлектростанцию, которая обеспечивала энергией село и райцентр Ритляб, соорудили животноводческую ферму на 600 голов КРС и к 1957 году ста­ли зажиточным хозяйством.

 

Кумух

История селения Кумух Лакского района Дагестана длить­ся около 15 столетий. Кумух был назван столицей влиятель­ного государственного образования. Позднее земля лакцев входила в состав Кавказской Албании — недалеко от Кумуха найдена большая каменная плита, на которой высечена не­прочитанная надпись албанской графики. Имеются данные, указывающие на то, что через Кумух проходила одна из вет­вей северного Шелкового пути. А древние языческие рисун­ки, встречающиеся на каменных плитах, найденных в Кумухе, и наскальные изображения, выполненные краской на скалах в его окрестностях, продлевают историю туземного поселения до 4 тыс. лет.

Почти все завоеватели желали покорить село. Направляли свои войска на эту горную твердыню и монгольские ханы, и хромой Тимур, и Надиршах, но каждый раз Кумух вновь обре­тал свободу и восстанавливал свое влияние.

Наибольшего расцвета Кумух достиг в начале XVII века, когда власть местного правителя — Шамхала простиралась на многие территории Дагестана.В период Кавказской войны Ку­мухские ханы были на стороне России, не подчинялись имаму Шамилю и хотя имам два раза занимал Кумух, все же сумели отстоять независимость от него даже при том, что половина членов ханского рода перешла на сторону Шамиля,а настав­ником имама тоже был шейх из Кумуха Джамалудин.

Большой урон кумухцам нанесло восстание 1877 г. Около 1,5 тыс. человек из Казикумухского округа были выселены в северные области России. Из семьи высланных в то время в Псковскую область уроженцев Кумуха происходила жена директора Пушкинского музея в Михайловском Сергея Гей­ченко. В городе Опочка на Псковщине в ссыльной кумухской семье родился в последующем известный революционер и просветитель Саид Габиев.

Не меньший урон лакцам нанесла высылка многих обра­зованных и авторитетных взрослых мужчин в Котлас (Архан­гельская область) в годы сталинских репрессий. Их влияние на население мешало партии большевиков проводить свою политику.

В годы Великой Отечественной войны на фронт из неболь­шого Лакского района ушли около 4 тысяч человек, около 3 тысяч из них не вернулось. Пятеро лакцев удостоены звания Героя Советского Союза, один из них — дважды.

 

Кунки

Аул Дахадаевского района Дагестана является высоко­горным селением, расположен в нижней части южного скло­на водораздельного хребта. Границы аула с четырех сторон окаймлены высокими отвесными скалами, к подножию кото­рых устремились 4 притока реки Уллучай, разрезая окрестные горы на глубокие долины и тесные ущелья.

Значительная территория горных склонов занята альпий­скими лугами и летними пастбищами, небольшая часть по­крыта смешанными и сосновыми лесами. Лес играл большую роль в хозяйственной жизни аула. Он веками обеспечивал горцев строительным материалом, служил топливом, щедро одаривал людей урожаем ягод, давал сырье для традицион­ного декоративно-прикладного ремесла. Из веток и прутьев березы и ивы издревле изготавливали корзины и метелки не только для собственного пользования, но и на продажу. Лес использовался также для производства мебели, домашней утвари, орудий труда, повозок, плугов. Его берегли и строго охраняли, так как около соседних сел его не было. Старожилы рассказывают, что без разрешения джамаата никто не имел права производить рубку леса. На вершинах вокруг аула на­ходились сигнально-сторожевые и крепостные башни.

В настоящее время в селении проживает около 2000 жи­телей. Они говорят на диалекте даргинского языка дагестан­ской группы кавказско-иберийской языковой семьи. На этом языке говорят только жители этого села.

Ныне аул делится на несколько кварталов: Гинка, Калгу. Кукумай, Нижний аул, Верхний аул, Разбойный перешеек, Акайла ку, и самое удивительное, что центр аула называется Окраинным аулом. Видимо, когда-то эта часть была окраиной, и старинное название так и осталось за ним, хотя аул увели­чился в несколько раз.

Образован аул в очень давние времена. Аул Кунки ровесник древнему Дербенту. Насколько предположение соответству­ет истине — трудно сказать. Однако некоторыми косвенными данными это подтверждается. Так, кладбище для такого срав­нительно небольшого аула — огромных размеров. Его терри­тория достигает около 9 га.

Селение Кунки с его поселениями входило в союз сельских обществ Буркун-Дарго.

На землях аула в радиусе 20 км можно обнаружить мно­жество остатков развалин различных поселений, строений. Одни из них сравнялись с землей, заросли дерном, другие лежат грудой камней, третьи исчезли бесследно.

При разборке башен Гияшли, Кирсаце, рытье траншей в местности Ручилце найдены обтесанные камни, зола, уголь­ки, могильники, женские украшения, глиняная посуда.

Наиболее интересными являются развалины в двух кило­метрах от села Лахтала ши, что означает «селение рабов». Почти во всех вольных обществах росла социальная прослой­ка неполноправного населения «лагов» — рабов, заселявших порой целые кварталы или выселки.

 

Кусур

Село на севере Рутульского района Дагестана.

До райцентра 70 км. Электричество в него было проведено только в 1981 году.

В селе проживают более 200 хозяйств (вместе с кутаном Камбулат в Бабаюртовском районе). В Кусуре в 1886 г. было 123 хозяйства — 323 мужчин и 257 женщин, всего 580 человек. Согласно преданию селу немногим больше 1000 лет.

Кусур раньше был небольшим аварским селом, население которого летом намного увеличивалось за счет ирибцев, ги­либцев и других кьессерцев, приходивших туда с отарами. Позже, 800 лет назад, к ним якобы присоединились 6 семей гочобцев, выселенных из родных мест. Село притягивало и других переселенцев, кого из экономических, а кого и из по­литических соображений. Одно из первых упоминаний о селе — надпись на рукописной книге: «Паломник обоих храмов Али ал-Кусури в 966 г.» (хиджры), по современному календарю это 1558 — 59 гг.

По рассказам кусурских стариков, в Закатальском районе по изгнании грузин с низовий Алазани первоначально они за­селили территорию нынешнего села Чобанкол. Затем переш­ли в местность Пирзуван. После кусурцы из-за скудости паст­бищ переселились в Динчи, где и основали село Кусур-Динчи. Там они жили и в ХХ веке, вплоть до 1950-х годов.

Село в 1852 г. было сожжено, и люди переселились частично в Цор, а большая часть через перевалы Айнсимо и Халахур-кац перешла в Чурмут и Кьессер, далее в Карах. В этих сёлах они оставались до 1860 г., когда большая их часть вернулась обратно.

Рутульские предания говорят о войнах с аварцами, во главе которых стоял Шагьав, совершавший набеги на рутульцев. Он же построил крепость в селении Лучек, захватив село и ис­пользуя его как опорный пункт. Остатки этой крепости были использованы русскими в 1851 г. для строительства Лучек­ской крепости. Лучекское укрепление в связи с окончанием Кавказской войны было срыто в 1861 г.

Многочисленные чабанские домики на летних пастбищах вокруг Кусура были построены неким кусурцем — силачом по имени Джамал.