ЧАРОДИНСКИЙ ЛЕВ

Из книги известного дагестанского политолога, профессора Абдуллы Абдуллаевича Магомедова «Максимально коротко о разном».

«Я жду от людей благодарности не лицемерной, не преувеличенной, а заслуженной».

Магомед Гасанов, 1956 г.

Помню, принимал участие вместе с другими школьниками Магарской семилетней школы в праздновании 1 Мая в райцентре – с.Цуриб. Необычайно солнечный день, много, очень много людей со всех аулов родной Чароды. У всех радостное настроение, добрые и веселые лица. Было много речей: руководителей района, передовых чабанов и доярок, учителей и даже школьников. Я читал с трибуны (стоя там же – на табуретке) стихотворение Гамзата Цадасы. Были звучные песни и горячие танцы, игра в волейбол и бросание камня, соревнования по вольной борьбе и скачки. Среди всего этого разноцветья своей эмоциональностью и яркостью выделялся физкультурный парад молодежи и учащихся школ. Через некоторое время это поистине гигантское шествие (по моей детской памяти) превратилось в какое-то красочное пирамидальное «сооружение» с фигурами, разными трюками, цирковыми и акробатическими номерами и приемами. Вдруг в центре этого людского круга появились молодые спортсмены с тремя большими обручами и моментально зажгли их. И через эти огненные круги на высоте свыше полутора метров (как мне кажется) начал вперед-назад прыгать на матах, как барс, тот, кто все время командовал этим шоу. Я был от него в восторге. Все его движения врезались в мою память. Оказалось, он «от земли» — сельский парень из Мугуpyxa, учитель физкультуры, родоначальник вольной борьбы Страны гор — Магомед Гасанов.

Теперь, когда прошло уже больше полувека после этой первой ослепительной встречи, я вспоминаю Магомеда Гасанова как символ здоровья и духа моего затерянного над облаками маленького и гордого народа — чародинцев. Он нам всем показал, что человек может жить столько, сколько он хочет, если будет себя ценить и уважать. На жизнь Магомед смотрел весело, наверное, даже дерзко, часто смеялся, сыпал неожиданными яркими остротами, много читал, сочинял стихи, пел, играл на разных инструментах, блестяще танцевал. Он строил сам свои дома, плотничал, сажал деревья, заводил пчел… Не будем забывать и то немаловажное обстоятельство, что в самое атеистическое время он продолжал молиться и был хорошим знатоком ислама. Самое главное, он был вечно в движении и интересен всем.

В студенческие годы я являлся членом сборной команды района по вольной борьбе. Во время сборов в Цурибе мы много бегали по дорогам и горам района. Занимались в спортзале под руководством этого энергичного, строгого и доброго тренера Магомеда Гасанова. Одно дело спортивный язык: «Встаньте прямо, поднимите руки вверх, напрягите мышцы»… Но у него был для нас и другой, особый, более важный для жизни язык: «Будьте, как орлы, свободными»; «Никогда не жалуйтесь на жизнь, вообще не жалуйтесь»; «Научитесь радоваться любой ерунде»; «Не завидуйте никому» и. т. п.

Еще в молодые годы в каждом человеке моего близкого окружения, в силу своего понимания, я старался разглядеть, раскрыть то, что составляет его суть, что делает его именно им, а не кем-то другим. Поэтому у меня возник интерес к Магомеду Гасанову не только как к тренеру, но и как к экстраординарной личности, его взглядам, его миропониманию. Он бывал часто в «сталинском» кителе, яркий и мужественный. У меня было ощущение, что он является в народе самым главным авторитетом – его все слушают, его все уважают. Тогда трудно было найти более популярного молодого человека. В нем было то, чего, на мой взгляд, ни в ком не было. Он в какой-то степени участвовал и в моей жизни, всегда вызывал положительные эмоции. Одним словом, вся суть его другого, воспитывающего языка, как мне кажется, заключалась в том, что он верил в то, что Дагестан — земля суровых и отвесных скал и здесь должны расти сильные, смелые мужчины.

Запомнился такой эпизод. Солнечным сентябрьским днем 1965 г. в Гергебиле проходил турнир районных команд по вольной борьбе на приз аварской газеты «Красное знамя». Так получилось, что я стал чемпионом этого турнира. Ко мне подошел близкий друг Магомеда Гасанова, мой односельчанин Патаали и отвел меня в сторону. Он объяснил, что сегодня Магомед Гасанов в связи с возрастом попрощается со спортом. И лучше всего организовать это здесь, в оживленном Гергебиле. «Тебе придется с ним бороться, это будет показательная схватка», — сказал он. Естественно, я с радостью согласился. Потом подошел Магомед Гасанов и сказал: «Ты видишь, сколько здесь народа и глаз. Они должны видеть, что на ковре идет настоящая схватка, а не какая-то игра. Борись как следует, и я постараюсь, хоть ты моложе и намного сильнее меня». Под людские возгласы и аплодисменты мы вышли на ковер. Я обожал этого человека. Главный подарок ему вручил Осман Абдурахманов, назвавший его еще в 50-е годы «Чародинским львом». Певица Сидрат Меджидова спела песню, посвященную Магомеду Гасанову. Односельчане поздравили его подарками и аплодисментами. Для меня, конечно же, было большой честью участвовать в этой последней борцовской схватке в жизни знаменитого спортсмена, первого мастера спорта по борьбе в Дагестане.

А по большому счету борец № 1 Дагестана Магомед Гасанов — фундамент спорта высокогорной Чароды. Все оттуда, от Магомеда Гасанова. Вот и имена чародинцев – звезд мировой, российской и дагестанской борцовской славы: Магомедхан Арацилов – чемпион мира, серебряный призер Олимпийских игр, заслуженный мастер спорта России; Курамагомед Курамагомедов – двукратный чемпион мира, шестикратный чемпион Европы, восьмикратный чемпион России, заслуженный мастер спорта России; Давуд Магомедов — серебряный призер чемпионата мира, обладатель Кубка мира, абсолютный чемпион России — 1992 г., участник двух Олимпийских игр, заслуженный мастер спорта России и Азербайджана; Магомед Ибрагимов — серебряный призер Олимпийских игр, обладатель многих Кубков мира; чемпионы и призеры мира: Шарип Шарипов, Ибрагим Саидов, Джамалудин Магомедов, Шамиль Ахмедов, Магомедбек Алиев, Гаджи Абдуллаев, Магомед Ибрагимов; чемпионы Европы, России, Дагестана и многих международных турниров, мастера спорта международного класса и мастера спорта: Раджаб Асхабалиев, Хасрат Магомедов, Магомед Омаров (гочобский), Хирамагомед Абдулмаджидов, Ахмед Омаров, Магомед Чухалов, Муса Омаров, Халил Магомедов, Али Амиров, Исагаджи Гаджиев, Абас Рамазанов, Дибирмагомед Магомедов, Асильдар Муслимов, Зиявудин Османов, Рашид Ярбилов, Омаргаджи Магомедов, Шихамир Османов, Омарасхаб и Убайдула Юсуповы, Саитбек Махачев, Магомед Сулейманов, Магомед Азаев, Магомед Саадулаев, Омарасхаб Курамагомедов, Магомед Алиомаров, Шахабас Шахов, Курбан Курбанов, Ниязбек Антуев, Магомед Магомедов, Магомед Омаров, Гасан и Сафин Гасановы, Ниязбек и Узбек Магомедовы, Хирамагомед Жалилов, Газимагомед Хужамагомедов, Дибир Джалилов, Хайбула Шаалов, Асильдер Бегов, Марат Ибрагимов, Омар Омаров, Шамиль Ичалов, Oмap и Саидмагомед Муртазалиевы, Руслан Гереков, Магомеднаби Газимагомедов, Башир Абдулдаев, Магомедбег Кадыров и другие. А по другим видам спорта их будут еще сотни… Чего стоит легендарное имя Олимпийского чемпиона по боксу Гайдарбека Гайдарбекова!

Еще один эпизод. Охота была для него не просто увлечением, а можно сказать, образом его жизни. В его бытность начальником управления охотоведства Гунибского и Чародинского районов охота на туров, к примеру, стала уделом дагестанской элиты. Когда управляющим республиканским органом охотоведства стал Гази Магомедов, он решил освободить Магомеда Гасанова от этой должности по возрасту и корректно предложил ему уйти в отставку. Магомед Гасанов согласился. «Но при условии, — сказал он, — пригласите в ваш кабинет того, кого вы хотите назначить на мое место, и предложите нам обоим подняться отсюда на гору Тарки-Тау. Кто первым поднимется туда, того и назначайте». Так он дал понять, что силы его не иссякли. Хоть возраст и говорил за себя, он долго еще продолжал работать…

Магомед Гасанов — это живая, динамичная, страстная, деловая личность. Острый природный ум, глубокая интуиция, свободное владение самыми разными стилями общения (с аксакалами и молодежью, простыми тружениками и начальством…), дипломатическая осторожность, юмор и явно позитивный дух и здоровая горская душа — вот те его качества, которые «выгодно» выделяли его среди других.