Они были первыми

Нажмудин Панахович Самурский (Эфендиев) – видный государственный и общественный деятель Дагестана, фактически основатель и первый руководитель республики. За годы своей деятельности в Дагестане, особенно на постах председателя Дагестанского Центрального исполнительного комитета (1921-1928 гг.) и первого секретаря Дагестанского обкома партии (1934-1937 гг.), он внес значительный вклад в экономическое, политическое и духовное развитие республики, в частности, электроэнергетики, машиностроения, нефтяной, рыбной, консервной промышленности, в осуществление земельно-водной реформы, в переселение горцев на плоскость. Он автор научных работ по истории гражданской войны в Дагестане, по советскому строительству, по экономике и культуре республики. Будучи предан идеалам советской власти, он выступал против рутины и консерватизма в деятельности государственных органов. Часто выступал оппонентом центральных государственных властей, когда урезались конституционные права республики, сворачивались различные местные инициативы. Самурский, став главой ДАССР, в первую очередь поднимает вопрос о реальной самостоятельности республики, поскольку последняя в это время подчинялась Юго-Восточному бюро, находившемуся в Ростове-на-Дону. Несмотря на отчаянное сопротивление Ростова, Самурский и возглавляемый им ДагЦИК продолжали настаивать на реальной автономии. Борьба за самостоятельность Дагестана продолжалась еще полгода. Лишь 1 апреля 1925 г. Самурский в докладе IV Вседагестанскому съезду Советов доложил: "Первый вопрос — о выделении Дагестана из Юго-Восточного края и установлении непосредственной связи с Москвой". Здесь дагестанское правительство с гордостью может заявить, что решение Третьего съезда, имеющее чрезвычайное значение для нашей республики в смысле поднятия как хозяйства, так и культурной жизни, выполнено вполне.

Реальная автономия Дагестана, как ее мыслил Самурский, не могла существовать без своего бюджета, самофинансирования и хозяйственной самостоятельности. Отсюда следовало, что все предприятия, действующие не территории республики, должны подчиняться ее правительству и приносить ему доход.

Между тем именно в этом вопросе разошлись интересы Дагестана и Центра. Камнем преткновения стали рыбные промыслы и рыбная промышленность, дававшие значительную товарную продукцию, шедшую на экспорт и приносившую немало средств в казну РСФСР. Споры по этой статье тянулись без малого три года. В конце концов они увенчались победой республики во главе с Самурским. Годы, когда Самурский был первым лицом в Дагестане, были исключительно тяжелыми и острыми, наиболее страшными страницами тех лет были репрессии. Жертвой произвола стал и Н. Самурский. Он был арестован в 1937 году. Расстрелян 1 августа 1938 года. Реабилитирован 2 июня 1956 года.

В указе Президента Республики Дагестан говорится:

"В целях увековечения памяти Самурского Нажмудина Панаховича – выдающегося государственного, политического и общественного деятеля Дагестана — постановляю:

1. Соорудить памятник Самурскому Н.П. в городе Махачкале.

2. Правительству Республики Дагестан совместно с администрацией муниципального образования «город Махачкала» обеспечить проведение работ по сооружению памятника.

3. Установить мемориальную плиту на здании дома № 12 по ул. Н. Самурского в с. Ахты Ахтынского района, в котором жил Самурский Н.П.

4. Рекомендовать администрации муниципального образования «Ахтынский район» обеспечить проведение работ по установлению мемориальной плиты.

5. Рекомендовать администрации муниципального образования «Докузпаринский район» присвоить имя Самурского Н.П. муниципальному образовательному учреждению «Курушская средняя общеобразовательная школа» Докузпаринского района".