Новое прочтение

Еще в 1958 году Расул Гамзатов написал поэму «Горянка» — о трагической судьбе горской девушки, дерзнувшей вступить в борьбу со злом и заплатившей за это жизнью. Мурад Кажлаев, в свою очередь, увидел в поэме Гамзатова вдохновляющую основу для балета.

Постановщиком балета и автором либретто стал Олег Виноградов, прославившийся балетом «Асель» по повести Чингиза Айтматова.

В 1968 году на сцене Ленинградского Академического театра оперы и балета им. С. М. Кирова была осуществлена постановка балета «Горянка», созданного на основе одноименной поэмы Расула Гамзатова. Этот спектакль вошел в репертуар театра и позднее еще раз был поставлен в новой редакции.

На премьере спектакля присутствовали выдающиеся государственные деятели и мастера искусств.

Сцена Кировского театра стала счастливой для балета. Бурные овации искушенных знатоков балета, одобрительные рецензии в прессе, восторженные отзывы музыкантов… Расул Гамзатов назвал «Горянку» «самым удачным переводом своих стихов».

Немецкий музыковед Х. Герлах отмечала: «Эта музыка захватывает нас могучей эмоциональной силой и национальным колоритом».

Балет имел счастливую судьбу, возобновлялся в новых редакциях, был поставлен на нескольких сценах в СССР и за рубежом.

По словам Виноградова, готовясь к работе над постановкой «Горянки», он изъездил весь Дагестан, собрал интересный и редкий материал, который и использовал в балете.

Мурад Кажлаев говорит: «Главное, что я хотел воплотить в музыке «Горянки» — это необыкновенную напевность и ритмическое богатство Дагестана в сочетании с современными приемами симфонической музыки с ее насыщенной инструментовкой».

Сейчас в Министерстве культуры Дагестана идут переговоры с балетмейстером Олегом Виноградовым о новой постановке известного балета «Горянка».