Смелее развивать бизнес

Государство готово оказывать финансовую и иную помощь компаниям малого и среднего бизнеса на Северном Кавказе, которые не «рекламировали бы Анталию и Турцию», а сфокусировались на развитии этнического туризма в своем регионе.

Говоря о необходимости выстраивания плотных горизонтальных отношений между представителями разных этносов Северного Кавказа за счет развития туристических маршрутов, которые бы связывали разные республики региона, вице-премьер, полномочный представитель президента РФ в СКФО Александр Хлопонин сказал, что никто не запрещает местному населению заниматься подобными проектами: их развитие тормозится лишь из-за неготовности людей брать на себя такие масштабные вещи.

«Вот здесь для меня, честно говоря, самая большая загадка, и она заключается в исключительной пассивности на сегодняшний день представителей малого и среднего бизнеса», — пояснил он. Мнение вице-премьера России подтверждает и статистика: по оценкам экспертов, доля микропредприятий на Северном Кавказе составляет 2,13% от общего числа региональных компаний, а их оборот — только 2,29%.

Вице-премьер еще раз заверил, что государство готово поддержать предпринимателей, предлагающих туристам посетить этнические аулы и отдаленные горные села. «Если им для этого надо оказать помощь в плане финансового содействия, имеется в виду, для того чтобы восстановить какую-то территорию, развить какое-то минимальное производство, создать там общепит, чтобы люди могли питаться экологической продукцией — пожалуйста. Для этого существуют и модели предоставления государственных гарантий, и субсидирование процентной ставки по кредитам», — отметил Хлопонин.

Он также добавил, что и ОАО «Курорты Северного Кавказа», и ОАО «Корпорация развития Северного Кавказа» на первой стадии формирования туристско-рекреационного кластера будут помогать местному населению в создании компаний малого и среднего бизнеса и комплексного управления ими. По словам Хлопонина, местные жители опасаются, что на курорты придут крупные структуры, которые не оставят возможностей для развития регионального бизнеса, однако это совсем не так. «Надо людям точно дать понять, что никто из Москвы развивать здесь вот эти маленькие площадки не будет, и это как раз та модель, где мы готовы обучать, готовить ребят, чтобы они занимались этим бизнесом», — прокомментировал вице-премьер.

На ближайшем Петербургском международном экономическом форуме или Международном инвестиционном форуме «Сочи — 2012» ОАО «Курорты Северного Кавказа» проведет «роуд-шоу» — презентации курортных площадок, пояснил Хлопонин. Во время этих мероприятий потенциальным инвесторам будут представлены утвержденные стратегии и концепции развития курортов.  

Вице-премьер выразил надежду, что в проектах и на объектах малого и среднего бизнеса будут работать «наши ребята, которые отсюда». По его словам, сейчас ряд ведомств, в том числе Министерство образования  и науки России и Министерство спорта и туризма,  ведут работу по созданию программ подготовки специалистов и даже частных инвесторов, которые могли бы развивать свой бизнес на курортных площадках Северокавказского туркластера.