Дагестан богат разнообразием произведений декоративно-прикладного искусства. Одним из них является необычный предмет с красивым названием – УЧАЛТАН.
Учалтан – это поставец (в переводе с аварского – место для вилок) в котором хранили мелкие бытовые предметы: ложки, вилки, ножи и др. Каждый народ Дагестана, зачастую даже каждое село называло его по-своему, в частности, акушинцы называют «унтенагдирг».
Когда-то поставец обязательно давали в приданое невесте. По объему и сложности орнамента судили о благосостоянии семьи, был он в каждом дагестанском доме иногда несколько штук.
Богатая коллекция учалтанов словно возвращает нас в прошлое, по ней можно судить, как дагестанские умельцы развивали искусство резьбы по дереву. Первые мастерские по обработке дерева были созданы в районах, богатых лесами. Широкое распространение в Дагестане поставцы получили в период XIX-XX вв., производились местными мастерами из дерева либо металла, разной формы и с оригинальными орнаментами. Они были распространены в разных районах Кавказа и различались по форме и художественному оформлению. Дагестанские умельцы придавали своим изделиям неповторимые модели и дизайн, во всех районах республики были свои особенности в орнаменте и геометрической форме: кубовидные, вытянутые, крестовидные и т.д.
Особенности связаны со спецификой условий и самобытностью художественного мышления горцев. Наносились не только растительные орнаменты, но и солярные знаки, что на дагестанских коврах, вышивках, керамике с древом жизни, птицами, зверями, знаменитыми зигзагами, лабиринтами, птичьими хвостами. Каждый из них может о многом рассказать, надо только прислушаться. В них история, послание в символах и знаках из древности.
В Дагестане учалтаны чаще делали трехчастными: центральную часть использовали для хранения соли, и тогда она, как правило, закрывалась крышкой. В горском доме этот артефакт был не просто местом хранения кухонной утвари, он нес важный сакральный смысл, связанный с культом дома. Существовало поверье в народе, по которому продать или отдать учалтан означало утратить счастье в доме. Учалтан висел на стене в основной жилой комнате и считался знаком семейного благополучия.
Одна из книг Роберта Ченсинера, посвященных Дагестану, называлась «Татуированные горянки и поставцы». Именно эти два столь разных явления показались этнографу, а также его дагестанским соавторам Габибу Исмаилову и Магомедхану Магомедханову, наиболее интересными. Ченсинер считал дагестанские поставцы для столовых приборов уникальным культурным наследием. И действительно – на Северном Кавказе они были распространены именно в Дагестане, причем у самых разных народов. Учалтан был не просто подставкой, он считался оберегом семьи. Сохранилось великое разнообразие дагестанских поставцов самых разных форм и размеров, украшенных и древними солярными символами, и коммунистическими звездами.
Сегодня лучшие образцы декоративно-прикладного искусства хранятся в частных коллекциях, музеях Дагестана и не только.
17 января в крепости «Нарынкала», в здании гауптвахты, открылась выставка Акушинского краеведческого музея, «Учалтан. Резная реликвия Дагестана». В 2025 году Национальный музей Республики Дагестан им.А.Тахо-Годи отмечает свое столетие. Все знаковые мероприятия объединенного коллектива НМ РД посвящаются этой знаменательной дате, как и выставка АКМ.
Участниками выставки также стали частные коллекционеры и филиал МКУК Куппинский музей, Чунинский муниципальный краеведческий музей Левашинского района.
Зубалжат Мирзаева, директор Акушинского музея, поблагодарив за плодотворное сотрудничество с Дербентским музеем-заповедником, ознакомила присутствующих с возникновением, развитием и видами резного промысла в Дагестане, в частности, с созданием предметов домашней утвари.
Выступившие: главный хранитель З.Кильдеева, заведующие Нижне-Чуглинским и Мекегинским филиалами МКУК «Куппинский музей..» О. Хаписов и У. Юнусова рассказали о важности сохранения культурных традиций, истории и пожелали успехов и процветания музейного дела.
Эмилия Амирова