Традиционное амплуа не для нее

К 100-летию Дагестанского русского драматического театра им. М. Горького

 

(Алина Абдулганиева)

 

Амплуа. Специализация актера на исполнении ролей, сходных по своему типу и объединенных условным наименованием.
Малый академический словарь

 

Рамазана Абдуллаевича Шамсутдинова (научившего понимать душу куклы), Зумруд Юсуповну Салимгерееву (сохранившая голос актрисы и подготовившая с ней прозу при поступлении в Русский театр), Владимира Георгиевича Мещерина ( а он готовил с ней басню для поступления в тот же театр), Алексея Юрьевича Тимохина ( научившего её водить куклу), Мавлета Данияловича Тулпарова (умеющего так объяснить задачу, стоящую перед работой над ролью, что она начинает думать, что сама к этому пришла), Марину Алексеевну Карпачеву (которая, как говорит Алина, вытащила ее за шиворот из амплуа комедий актрисы) и многих других вспомнила Алина во время нашего разговора. И это вовсе не профессиональная память, это благодарность ее души людям, внесшим свой вклад в ее профессиональное становление.

Когда после окончания школы Алина пришла подавать документы на филологический факультет ДГУ, она увидела объявление о приеме на актерское отделение. И подала одновременно документы в два отделения.

Филологом хотела стать, беря пример со старшей сестры, а актрисой по велению неугомонного сердца. Каково же было ее удивление, когда она узнала, что принята сразу двумя факультетами. Выбрала актерское отделение.

Еще учась в университете, успела поработать и в Лакском театре (в спектаклях на русском языке), в Театре оперы и балета, в Театре кукол, а затем поступила на службу в Дагестанский русский драматический театр.

Мама двух сыновей, заботливая и любящая жена, озорная и серьезная, доброжелательная и умеющая постоять за себя одновременно, но главное — она прямой и честный человек, как в отношении с друзьями, так и в отношении к работе и, бесспорно, невероятно талантливая. Достаточно посмотреть на список тех совершенно не похожих друг на друга, сыгранных ею ролей.

Карина Ярагиевна в «Ножницах» П. Портнера, Надежда Чебоксарова в «Бешеных деньгах» А. Островского, Ольга Карповна, Певица, премьерша Любарская в «Преступлении актрисы Марыськиной» А. Аверченко, Аркадина в «Чайке» А. Чехова, Эльвира в «Тартюфе» Ж-Б. Мольера, Рашель в «Вассе Железновой» М. Горького, Елизавета в «Ричарде III» У. Шекспира, Тамара в «Пятьи вечерах» А. Володина, Джейн в «Номере 13» Р. Куни, Мэгги в «Одолжите Тенора» К. Людвига, Вера в «Домике на окраине» А. Арбузова, Мышильда в «Щелкунчике» Э. Гофмана и многих других.

От классики до современных пьес, от трагедии до комедии, от гротеска до глубоко психологических ролей и везде она неповторима, восхитительна и прекрасна. На мой вопрос: «Понимает ли она, что является Примой театра?», категорично отвечает: «Нет. Прима – это та, кто, надев корону и вести себя должна соответственно, а я просто хочу быть Актрисой, любимой своим зрителем, позволяющая себе и пошутить, и прыснуть со смеху, и поозорничать». И в этом она вся – сомневающаяся в себе, работающая на полную катушку, благодарная людям, когда-то поддержавшим её.

И о каком амплуа может идти речь, когда мы видим столь многоплановую и многогранную прекрасную Актрису.

И кажется, что именно ей Эдуард Асадов посвятил эти строки:

 

«Шло «божество» вдоль узких коридоров,

Меж тихих костюмеров и гримеров,

И шлейф оваций гулкий, как прибой,

Незримо волочило за собой».

 

Наталья Газиева,

заслуженный деятель искусств РД, театровед