Человек на своем месте

В каждом коллективе работают люди разной квалификации. Есть начинающие. Ну что с них взять? Новички так новички. Затем – большой процент, так называемых, середнячков. Они вроде бы и работают неплохо, но остановились в своем развитии, иными словами, не хотят самообразовываться. Имеется категория и высококлассных специалистов. К ним не придерешься. О таковых с уважением говорят: «Это дока в своем деле». Но вершины профессионализма и мастерства достигают те, кто не просто знают азы своего дела и даже могут поделиться секретами мастерства с другими, а те, о которых отзываются с каким — то почтением и пиететом: «Человек на своем месте». То есть, речь идет о людях, оказавшихся на том или ином поприще не случайно. Вот с таким человеком мне удалось побеседовать недавно в стенах школы №29, что на Редукторном поселке Махачкалы. Это учитель начальных классов Клавдия Витальевна Гороховская.

 

Почему Вы выбрали именно эту профессию?

— Я самый счастливый человек, — вся моя жизнь прошла в школе. Мне всегда нравилось учиться — и в школе, и в вузе, а ведь только одержимый человек может увлечь других. Вот так школа стала для меня вторым домом.

 

Вы в школе в свое время проходили социальные лифты?

— Да конечно, была и октябренком, затем пионером, комсомолкой, правда, до партии не дошла. Каждая из этих организаций чему-то учила. Сегодня, работая по совместительству в Управлении образования методистом по направлению «начальные классы», стараюсь свои организаторские способности, полученные еще в школе, да и в вузе, полнее реализовать. Мы проводим семинары, конкурсы, вебинары, круглые столы, конференции — это интересно. На них поднимаются проблемы сегодняшнего образования, причем, традиции прошлого увязываются с новациями. Привлекаем не только учителей-практиков, новаторов, но и ученых-педагогов, — обмен опытом работы всегда полезен.

 

Учительская профессия предполагает взаимодействие с людьми – это сами дети, их родители, коллеги по работе. Как удается находить общий язык с ними?

— Надо относиться к людям независимо от возраста, их статуса, как говорится, по-человечески, видя в них личность. Руководствуюсь в жизни, работе формулой академика Дмитрия Сергеевича Лихачева. Она гласит: «Ум плюс доброта – это мудрость». Только доброта и любовь являются главными подспорьями в нашем нелегком, но благородном деле. И еще. В своей 35 летней педагогической деятельности усвоила такой принцип- надо уметь прощать.

 

Как Вам удается увлекать детей на уроке?

— На самом деле педагогическая профессия сродни артистической. Иначе увлечь ребенка нельзя. Сегодня много говорят об образовательных услугах, забывая о воспитательной составляющей. А она должна присутствовать на каждом уроке, учу детей уметь прощать, дружить. К примеру, я всегда говорю своим маленьким подопечным, что мы учимся не за оценки, а за знания. У нас много предметов — и русский язык, и математика, и чтение и т.д. В каждый урок учитель должен привнести что-то новое и увязываться с прошлым уроком.

 

Вы наверняка знаете, что внесены изменения в Закон «Об образовании в Российской Федерации». Там, к примеру, говорится о регламентации учебной нагрузки основных предметов для учеников 1-4 классов, практике безотметочного обучения, выстраивании учителем собственной системы поощрения. Вы практикуете такую систему?

— Когда мы использовали систему Занкова, то отметки ставили только за контрольные работы. Иногда после проверки работ детей ставили смайлики или другие значки. Иногда мы применяем и такой метод как оценивание ребенком самого себя. Надо использовать любые приемы и находки, чтобы ученик с охотой учился.

 

Гордитесь ли Вы своими учениками. Удовлетворены ли результатом своей работы?

— За мою многолетнюю педагогическую деятельность было много выпусков. Отправляя детей в пятый класс, я говорю родителям, если дети подтверждают уровень знаний, полученных в начальной школе, то это и положительная оценка мне. Я всегда интересуюсь, как отзываются о моих бывших учениках педагоги, которые переняли у меня учительскую эстафету.

 

Есть ли у Вас индивидуальная технология?

— Нельзя превозноситься над учеником. Это, с одной стороны. А с другой, необходима и требовательность. В общении с родителями я им заявляю, что если вы доверили мне своих детей, то вы должны стать моими единомышленниками. Самое главное — не навредить ребенку.

 

Русские учителя в Дагестане- это целая эпоха в становлении светского образования в Дагестане. Вы откуда родом?

— Я терская казачка из Кизляра. По квоте в 1985 году приехала учиться в Дагестанский пединститут на факультет начальных классов. У меня подруги были всех национальностей. Знание дагестанского менталитета помогло мне в моей работе. Если в Народном Собрании республики представлены все народности Дагестана, то и в классе также сидят маленькие представители этих же народов. То есть, класс это парламент в миниатюре со своим спикером, то есть авторитетным учеником, к которому прислушиваются остальные. На него я и делаю ставку, особенно когда речь заходит о дисциплине.

 

Что Вы думаете о наставничестве в образовании?

— Не случайно 2024 год, объявленный годом семьи, принял эстафету от прошлого года- года наставничества. Когда я, молодая учительница, полная идей и энтузиазма, с головой окуналась в новую для меня действительность, то моим наставником была Марьям Магомедовна Омарова, ныне учитель школы № 50. Она мне говорила о том, чтобы я меньше сама говорила, а больше давала выразиться детям.

 

Быть учителем начальных классов, видимо, очень ответственно?

— Каждый ребенок – это целый мир. А дети все разные, поэтому стараюсь внимательно относиться к каждому ребёнку. Нужно найти подход ко всем, заинтересовать их, показать важность каждого изучаемого им предмета. Очень важно с уважением относиться к индивидуальности ученика. Я думаю, каждому учителю хочется, чтобы их ученики показывали хорошие результаты. Учителям так приятно, когда ученики добиваются успеха. Мне нравится моя профессия, потому что я очень люблю детей. И пусть моя работа требует много времени и усилий, но получаешь истинное удовольствие, когда видишь счастливый взгляд своих учеников. Мои успехи, это и успехи моих учеников. В моём классе учится 44 ученика, все они замечательные, любознательные. Моя работа в школе не заканчивается с последним прозвеневшим звонком. Я провожу дополнительные занятия для тех, кто не смог осилить учебный материал на уроках. С детьми я провожу много времени, и это доставляет мне удовольствие.

 

Работа учителя требует полной отдачи. Понимают ли Вас в семье?

— Это очень важно, когда у тебя единомышленники в семье. К счастью, меня понимают мой муж, дети, с уважением относятся к моей профессии.

 

У Вас есть жизненное кредо?

— Учись, не бойся трудностей, иначе ничего не достигнешь, — этого жизненного кредо я придерживаюсь сама и советую придерживаться этого своим ученикам.

 

Беседовал Эдуард Эмиров