Исторический путь развития

К 95-летию образования Табасаранского района

 

Народ становится историческим тогда, когда он сам начинает относиться к своему прошлому как бережно изучаемой ценности, как фундаменту своего самосознания и будущего развития.

 

В многовековой истории табасаранского народа немало знаменательных дат. Одна из них – образование Табасаранского района, который был образован согласно постановлению Президиума ВЦИК от 3 июня 1929 г. с районным центром в сел. Бурганкент. До 1935 г. в состав района входили аулы Табасаранского и Хивского районов. Остановимся на пути, пройденном табасаранским народом.

Об этом следует говорить тем более, когда истории известны примеры исчезновения не только могущественных держав, но и многих крупных народов. А наши предки сумели отстоять себя от исчезновения, несмотря на непрерывные нашествия многочисленных иноземных завоевателей, а также их ассимиляционную политику.

На табасаранской территории найдены памятники начиная с эпохи каменного века. На протяжении длительной истории на территории Табасарана возникали различные политические образования – племенные объединения. С IV в. до н.э. по II-III вв. н.э. территория Табасарана входила в Кавказскую Албанию. С распадом Кавказской Албании Табасаран в источниках фигурирует как самостоятельная область, а табасараны известны как один из древних и крупных дагестанских народов. В средневековых источниках содержатся сведения о борьбе табасаран против сасанидов, хазар и арабов. Особенно упорным было сопротивление жителей Табасарана против арабских завоевателей. В последующие века жителям Табасарана пришлось бороться против сельджуков и татаро-монгол. Против иноземных завоевателей табасараны выступали всегда совместно с остальными дагестанскими народами.

В XV-XVI веках Табасаранское майсумство было одним из крупных феодальных владений Дагестана. По данным источника, датируемого 890 г. х., 1485 г. Табасаранский владетель имел 70-тысячное войско, согласно «Джахан-нама» в этом владении жили 40 тыс. семейств. Табасаранское майсумство включало в себя не только территорию, населенную табасаранами, в его состав входили некоторые современные лезгинские, агульские и азербайджанские аулы. На протяжении XV-XVII вв., как и предыдущие века, табасараны вместе с остальными дагестанскими народами вели борьбу за независимость против сефевидов, турок и других завоевателей.

В XI-XV вв. в Табасаране создавались рукописи, хроники, а в некоторых аулах действовали мектебы. Муталимы из Табасарана учились в Дербенте, других центрах мусульманской культуры. Табасаранские алимы переписывали арабские рукописи, охватывающие различные отрасли богословия, законоведения, историю, географию, арабский язык, геометрию и т.п. Это Мухаммед ал-Курихи, Раджаб из сел. Ругуджа, Шабан из Кюряга, Рамазан из сел. Кулик и др. Во второй половине XVI в. в сел. Кюряг жили арабисты Шабан и Мухаммед. В сел. Зирдаг найдена книга, написанная в 1023 г. хиджры (1614 г.) на табасаранском языке арабскими буквами. В XVII-XVIII вв. создавали свои труды ученые Хасан ибн Рабадан и его сын Гаджи-Магомед из Зирдага. Они сыграли большую роль в культурном развитии не только табасаран, но и других народов Дагестана.

Видным представителем дагестанской культуры был известный табасаранский поэт-воин Мирза Калукский (1697 — 1741).

По данным XVIII – первой половины XIX вв., Табасаран распался на владения майсума, кадия и на ряд союзов сельских обществ. Основными занятиями табасаран оставались земледелие, скотоводство и различные промыслы и ремесла.

С раннего средневековья Табасаран, как и остальные дагестанские владения находился в связях с Русью. Эти связи усилились с образованием Русского централизованного государства и присоединением к России в 1556 г. Астраханского ханства. В 1010 г. х., 1601 г. представитель табасаранского правителя побывал в Москве у царя Бориса Годунова с просьбой о принятии под покровительство России. Взаимоотношения Табасарана с Россией в XVIII в., со времени похода Петра I на побережье Каспийского моря в 1722-1723 гг., расширились и вступили в новый этап. Каспийский поход, известный как Персидский и Восточный, Петр I совершил летом 1722 г. Войска Петра I продвигались по территории Кайтагского уцмия, владения кадия Табасарана. После вступления в Дербент табасаранский владетель Рустам-кади обратился к Петру I с просьбой оказать помощь в борьбе с некоторыми неугодными правителями.

Петр I, который в ходе Каспийского похода стремился склонить на свою сторону владетелей Дагестана, в том числе Табасарана, решил оказать Рустам-кади помощь. Об этом свидетельствует грамота Петра I от 1 сентября 1722 г. на имя Рустам-кади. Табасаран был принят в подданство России в 1722 году. За преданность русскому престолу табасаранскому владетелю майсуму было определено жалованье 200 руб. в год. В 1728 году владетелям Майсум-беку и кадию Рустам-беку было выдано из царской казны 400 руб.

В 30-40 е годы XVIII в. табасараны, совместно с остальными дагестанскими народами оказали героическое сопротивление иранским полчищам. На территории Табасарана против них состоялись ожесточенные сражения во главе с Мирзой Калукским. Иранские полчища окончательно были разгромлены в местности «Иран-Хараб» (Разорение Ирана).

Присоединение Табасарана, как и всего побережья Дагестана к России, имело важное значение для хозяйственного и культурного развития края. Во второй половине XVIII – начале XIX вв. отношения табасаран с Россией, как и всех остальных народов Дагестана, усиливаются. Следствием всего этого явилось присоединение Табасарана к России в 1806 г., а Дагестана – в 1813 г.

В Дагестане были образованы округа, Северный Табасаран вошел в состав Кайтаго-Табасаранского округа, а южный – в Кюринский.

В пореформенный период социально-экономическая жизнь табасаран характеризуется некоторыми сдвигами в развитии производительных сил. Получили дальнейшее развитие отдельные отрасли кустарных промыслов. Тяжелые условия жизни привели к росту у табасаран отходничества. Сотни табасаран отправлялись в Дербент, Кизляр, Грозный, Баку и другие города.

Когда иностранные интервенты и внутренняя контрреволюция развязали гражданскую войну, табасараны, как и остальные дагестанские горцы, поднялись на борьбу против внутренних и внешних врагов. Организаторами и руководителями борьбы за советскую власть в южном Дагестане были Т. Юзбеков, Д. Раджабов, А. Акимов и др. Главнокомандующим Дербентским фронтом в период оккупации Дагестана деникинцами был А.Акимов.

В первые годы Советской власти местными органами власти и управления были окружные и участковые съезды Советов, сельские и соответствующие исполкомы. При окружном исполкоме функционировали отделы народного образования, военный, земледелия, здравоохранения и др. они подчинялись исполкому и соответствующему наркомату. В округах появились и крестьянские комитеты, которые организовали взаимопомощь при неурожаях и стихийных бедствиях, обеспечивали маломощные и батрацкие хозяйства продуктами питания, семенами.

В первые годы Советской власти в табасаранских аулах были построены лесопильные заводы, создавались пункты фруктосушения. Велась также большая работа по восстановлению и кооперированию кустарной промышленности. В табасаранских аулах проводилась работа в области культурных преобразований: по созданию новой советской школы на родных языках основных народностей Дагестана, по подготовке педагогических кадров, строительству школьных зданий, клубов, кинотеатров и других учреждений. В 1929 году было коллективизировано 142 хозяйства, и к началу весны 1930 года в Табасаранском районе функционировало 42 колхоза.

Вместе с тем в 30-е годы ХХ в. в Табасаранском районе, как и в других, в период коллективизации были допущены злоупотребления, репрессии не только по отношению к крестьянству, но и ко всей интеллигенции.

Определенная работа велась и по линии местной промышленности: было начато строительство Арбакуранского фруктово-сушильного завода для переработки фруктов и овощей крестьянских хозяйств. Большим был удельный вес в экономике района и ковроткачества. В районе действовали ковровые артели в селах Кандик, Межгюль, Аркит и Хучни.

Большая работа проводилась по развитию культуры табасаран. Было решено перевести школы с арабской письменности на новый алфавит, созданный на основе латинской графики. Хотя вопрос о создании национальной письменности для табасаран обсуждался еще в 1927 г., однако до 1932 г. они не имели своей письменности. В создании табасаранской письменности огромны и заслуги Г. Гаджибекова. На основе латинского алфавита составлялись учебники для табасаранских школ. Автором первых учебников был Т. Шалбузов. Большую роль в ликвидации безграмотности, создании школ в районе еще в 30-е годы сыграли Кахриманов Гаджи-Тагир, Асланов Рамазан, Гасанов Раджаб, Мусаев Кафур и др. Активными участниками по ликвидации безграмотности в районе были Гюлов Урудж, Айдемиров Гасанбек, Тагир Юнусов и др. Еще в 20-х г. была создана газета «Голос табасаранца» на тюркском языке. В 1932 г. организована газета в Бурганкенте, которая получила название «Красный Табасаран» и являлась органом Табасаранского райкома партии.

В Табасаране появились свои поэты и писатели – А. Джафаров, Д. Раджабов, Б. Митаров и др. Составной частью культурного строительства явилось открытие клубов, библиотек, изб-читален и т.п. Уже в начале 1940 г. в Табасаранском районе было 17 клубов, 18 изб-читален, 2 библиотеки, радиоузел, обслуживающий райцентр.

В 1941 г., когда фашистская Германия вероломно напала на нашу страну, тысячи табасаран вместе с остальными народами героически защищали каждую пядь родной земли: А. Сефербеков, Б. Митаров, М. Митаров, Д. Раджабов, К. Саруханов и др. Табасараны всеми доступными средствами помогали Советской Армии разгромить врага, многие за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами Отчизны, а также за самоотверженный труд в тылу, награждены орденами и медалями Советского Союза. В послевоенные годы, как и все народы Дагестана, табасараны направили свои усилия на ликвидацию тяжелых последствий войны и дальнейшее развитие народного хозяйства и в целом республики.

Большой рост в Табасаранском и Хивском районах получило ковровое производство. За высокое мастерство по изготовлению ковров Совет Министров ДАССР присудил 37 лучшим ковровщицам Дагестана дипломы мастера коврового производства первой, второй и третьей степеней. Среди известных ковровщиц – М. Эсрепова, Н. Алибекова, М. Магомедова, М. Тагирова, Г. Пачаева, У. Аскерова и др. В послевоенные годы в аулах открывались или расширялись медпункты, сельские аптеки, библиотеки, клубы, школы. Проявлялась большая забота о подготовке специалистов из числа табасаран. Они учились как в средних, так и в высших учебных заведениях в Махачкале, Дербенте, Буйнакске и в других городах Советского Союза. Серьезное внимание придавалось подготовке сельскохозяйственных, медицинских и других работников. В системе народного образования в Табасаранском и Хивском районах помимо местных учителей трудились сотни учителей – представителей народов Советского Союза: русские, азербайджанцы, армяне, лезгины, осетины и др. Следует отметить особую роль русских учителей, обучавших и воспитавших ряд поколений школьников, ставших впоследствии учеными, педагогами, агрономами. В Дагестане и в России известны имена ученых: профессора А. Юсуфова, Б. Ханмагомедова, С. Ханмагомедова, З. Юзбекова, Н. Исмаилова, З. Загирова и др. Десятки табасаран стали кандидатами и докторами наук по самым различным отраслям наук.

В 60-80е годы ХХ – начале XXI в. поэты и писатели создали произведения обогатившие табасаранскую и дагестанскую художественную литературу – это М. Митаров, Г. Алимурадов, Б. Раджабов, П. Касимов, П. Асланов, Ю. Базутаев, Г. Омарова и др. Заметным событием в культурной жизни народа стало открытие в 2001 г. Государственного Табасаранского театра.

Успехи, достигнутые композитором К. Магомедовым, выдвинули его в передовые ряды дагестанского и российского музыкального искусства. В Дагестане и в России известны имена талантливых певиц Д. Гамзатовой, К. Авчиевой, Р. Гамзатовой, Б. Гюльмагомедовой и др. Плодотворно работали табасаранские мастера изобразительного искусства. Их произведения экспонировались на различных выставках как республиканских, так и всесоюзных.

В 90-х годах XX в. экономика и культура табасаранского народа переживали кризисные явления. В XXI в. в хозяйствах МР «Табасаранский район» приняты и реализуются приоритетные проекты всестороннего развития района. Администрация района (Курбанов М.С.), главы сельских администраций принимают необходимые меры по дальнейшему социально-экономическому развитию отраслей хозяйства, культурному развитию, улучшению условий жизни населения.

Разработана программа социально-экономического развития Табасаранского района, а также отраслевые программы: «Дорожное строительство», «Газификация», «Сельское хозяйство», «Занятость населения», «Развитие средств связи», «Социальная защита населения», «Развитие образования и культуры», «Электроснабжение», «Охрана здоровья населения», «Благоустройство и озеленение». Уделяется внимание возрождению виноградарства, зернового хозяйства. Выполнены работы по водоснабжению, газификации, ремонту и благоустройству объектов социальной сферы. Построен Дворец культуры, спорткомплекс, два моста, сданы в эксплуатацию школьные здания в селениях Дарваг, Ханаг, Ханак, построены детский оздоровительный центр, участковая больница с. Ерси, врачебные амбулатории в с. Тинит, Марага, Дюбек, Дарваг. Сеть культурно-просветительных учреждений представлена 43 клубными учреждениями, 42 сельскими библиотеками, районным Домом культуры, где трудятся сотни людей.

Большим событием в истории табасаранского народа явилось возведение в с. Хучни памятника видному воину – поэту XVIII в. Мирзе Калукскому. Ежегодно в районе проводятся традиционные турниры по волейболу и футболу, по вольной борьбе, по шашкам и другим видам спорта. Международные турниры памяти поэта-воина XVIII века Мирзы Калукского.

О народе судят по тому, как чтят своих знаменитых предков и современников. Нет ни одного памятника наших знаменитых предков в Махачкале, в Дербенте.

Знание своей истории, родного языка – необходимые условия для духовного развития народа. Без духовности нет национальной гордости и достоинства.

Табасаранский народ, как и аварцы, даргинцы, лезгины, кумыки, лакцы, относится к среднечисленным народам. Поэтому табасараны должны иметь равный доступ ко всем экономическим, духовным, социальным благам, ко всему, чем располагает дагестанская земля. Об этом пора говорить громко. В районе сохраняется достаточно высокий уровень безработицы и инвестиции на много отстают от среднереспубликанских. За то, что мы не говорим о наших проблемах, не ставим их настойчиво, нас более двадцати лет назад прозвали молчаливыми.

Ещё в 30-е годы XX в., когда жители ряда Табасаранских аулов выступили против злоупотреблений коллективизации, были подрублены корни табасаранской интеллигенции. И теперь продолжается политика выживания представителей табасаранского народа из кадрового состава республики.

Мы не только наследники прошлого нашего народа, но и предки тех, кто будет жить после нас, обреченные на вечный их суд. Сейчас мы как бы заново вглядываемся в историю нашего народа. А история такова, что табасараны связаны с остальными народами Дагестана не только многовековыми узами, но и родством. И еще табасараны более двух столетий в составе России и нам вечно быть вместе с остальными дагестанскими народами в составе России.

Свою верность и единство с Дагестаном и Россией табасараны демонстрировали на всех этапах истории. Это наглядно продемонстрировано в наше время, когда сыны Табасарана вместе с остальными народами Дагестана и страны мужественно сражаются с националистами на земле Украины.

Гордостью России, Дагестана, табасаранского народа являются Герои специальной военной операции на Украине — Эседулла Абачев, Руслан Курбанов, Исрафил Магомедов, а также десятки мужественных, отважных бойцов, которые жертвовали собой, своей жизнью в ходе боевых операций. Вечная им слава, обогатившим многовековой путь исторического развития древнего табасаранского народа.

 

Магомед Гасанов,

заслуженный деятель Российской Федерации