Сулейману Стальскому — 155 лет

В первые годы Советской власти в борьбе за просвещение народа активное участие принимали и дагестанские поэты: Сулейман Стальский, Гамзат Цадаса, Абдулла Магомедов, Абуталиб Гафуров, Нуредин Шерифов, Хурюг Тагир, Аткай Аджаматов, Эффенди Капиев и др. Они писали песни, стихи и поэмы, в которых восхваляли грамоту, обучение, школу… Выступали перед трудящимися и детьми. Свои произведения публиковали в советских газетах и журналах. Они вошли в первые программы и учебники первых советских (светских) школ.

Ученые, писатели и учителя Дагестана в сознание и философию народа вносили чувство радости и гордости за зарождение национального просвещения и науки, родного языка и литературы, истории и искусства.

В этой многонациональной плеяде поэтов-просвещенцев особенно ярко горела звезда Сулеймана Стальского, человека, который до Октябрьской революции смело выступал за справедливость, равноправие и свободу, яростно критиковал богатых, чиновников и мулл, чем в народе завоевал огромный авторитет и уважение. Он, как человек, испытавший все тяжести и унижения феодально-капиталистического строя, не мог не радоваться победе Октябрьской революции и не приветствовать Свободу и Советскую власть. В 1917 г. он сочинил ряд стихотворений, посвященных революционным событиям в стране: «На свержение царя», «Свобода — счастье», «Умри, проклятый старый мир!» и др. В стихотворении Стальский заявляет:

Я рад, что больше нет царя,

И мне лукавить не пристало,

Его мы свергли, и не зря!.. — Он себя причисляет к классу рабочих и крестьян. — Обдумай стих… Спой для бедняков простых… Жизнь светлою предстала!

В стихотворении «Свобода — счастье» поэт считает, что свобода — счастье для народа, но никак не может поверить такому неожиданному событию.

В третьем стихотворении поэт не забывает ужасы «старого мира» и описывает портрет угнетателя-злодея: «Твой злобный нрав известен нам… Ты другом не был беднякам… Ты беды слал со всех сторон… Ты злом пропитан с давних пор…» Поэтому каждая строфа завершается рефреном «Умри, проклятый старый мир!» Еще острее звучит последний куплет:

Стал Сулейман от бед устал,

Он помнит дикий твой оскал,

Ты в грудь мне клыки вонзал,

Но час возмездия настал —

Умри, проклятый старый мир!

Через десять лет поэт сочиняет свое очередное стихотворение, словно продолжение отмеченных выше, называется оно «Я буду петь большевиков». Автор объясняет, почему он воспевает большевиков, т.е. Советскую власть: в каждой строфе перечисляет достижения новой власти.

Сулейман Стальский, как вспоминают его современники, был мужественным, честным, объективным и мудрым человеком. Таковы и его произведения: в них много поэтических образов, сравнений, нравоучений и философии. О том, что стихи Стальского философичны, отметили литературоведы:

Поэзия, как самая большая, ведущая, доступная часть литературы, несет большую нагрузку – воспитывает читателя на добром, красивом, художественном и поэтичном материале. Таково все творчество Стальского.

В ХХ веке, особенно в годы Октябрьской революции, гражданской войны и Великой Отечественной войны, самой распространенной темой в литературе была тема свободы — освобождение трудящихся от гнета эксплуататоров, освобождение народа от фашистов.

В этот период, как поэты-патриоты и поэты-философы, на арену лезгинской литературы вышли С. Стальский, Н.Шерифов и Х.Тагир, которые создали ряд стихотворений и песен, посвященных проблеме достижения человеком свободы и независимости.

Сулейман Стальский сущность свободы понимает, ощущает и излагает ее, исходя из своей горькой жизни, поэтому сочинил массу стихотворений, посвященных так или иначе свободе. В стихотворении «Рабочий» поэт радостно сообщает: «Рабочий завоевал свободу, он — свет глаз государства и опора власти…» В стихотворении «Свобода» он замечает: «Свобода – хорошая вещь, если народ узнает ее цену». Но как быть, рассуждает поэт, если люди будут думать, что свобода – это «бесплатная халва», а на деле она окажется «черной смолой»?! Мудрец оказался прав: не всем свобода нужна, не всем она нравится, не все ее принимают, есть еще и открытые враги свободы. В стихотворении «Героям Испании» революционных рабочих поэт призывает: «Мужайтесь!.. Весь мир о вас лишь говорит… Фашистский коготь вам грозит… Вперед на подвиги, вперед!»

Поэт выступает за раскрепощение женщины, за ее равноправие с мужчиной. В стихотворении «Выдача девушки замуж за старика» он критикует дикие нравы общества, унижающие достоинство женщины.

Много мудрых мыслей содержат стихи Сулеймана, посвященные недостаткам, грехам современного ему общества, села, страны и мира в целом. Из стихотворения «Размышление о том, что происходит в мире», написанного 17 декабря 1935 г., о поджигателях войны поэт говорит:

Все яростней в чужих краях

Грызня и вой — терпения нет!..

Всю ночь пылают города,

Идут солдаты, как стада…

Мир в крови, подлости и зла,

Ты весь погнил — сомненья нет!..

Какого ждать от них стыда?

У них стыда и тени нет!

На вопрос газеты «Известия» о свободе личности в Советской стране Стальский ответил: «Конечно, у нас есть условия для расцвета личности… Вот хотя бы моя жизнь. Разве она не является тому примером?»

О творчестве Стальского высоко высказались дагестанские, русские и другие ученые, писатели, критики и общественные деятели: Г.Гаджибеков, Э.Капиев, М.Горький, Г.Цадаса, С.Липкин, М.Шолохов, Н.Тихонов, Р.Фатуев, М.Гаджиев, Х.Тагир, А.Назаревич, Р.Гамзатов и др. Оригинально высказался и современный лезгинский поэт Ризван Гусейнов: «В мудрости и единстве с народом – Стальского простое и спокойное величие; в простоте и доступности, в трудолюбии и уверенности – его отличие». О себе Стальский в стихотворении «Молодым поэтам» высказался еще короче:

 

Я, Сулейман, шаир прямой, —

Мои стихи перед тобой.

Поэт — как факел путевой, —

Его зажечь необходимо.

Философское освоение и оценка событий, имевших место в жизни, в начале ХХ века характерны и поэмам «Думы о родине» и «Дагестан» Стальского.

Все произведения великого поэта сочинены на злобу дня, в настоящее время они звучат как современные. В них выражены историческая память о судьбе народа в прошлом, радость советской жизни и желание, готовность людей строить новую жизнь, на зов партии поднять экономику и культуру, ответить достижениями в патриотизме, героизме и труде.

Примеру Стальского последовали поэты Т.Хурюгский, А.Фатахов, К.Фаталиев, Жамидин и др.

Большаая литературно-критическая литература на лезгинском, русском и дагестанских языках сложилась о творчестве Стальского. Среди них солидное место занимают «Поэт» Э.Капиева, монографии А.Агаева и Ф.Нагиева, статьи Н.Капиевой, Г.Гашарова и др. Учителя лезгинской литературы получили мою научно-методическую книгу «Сулейман Стальский в школе».

Творчество С. Стальского более 100 лет изучается в дагестанских школах на 14 языках, в гимназиях, колледжах и вузах. Программными стали его высоко содержательные, поэтические, сатирические и исторические стихотворения. Они изучаются широко и глубоко с привлечением современных научно-методических методов, приемов и технологий. Поэтому твердо можно заявить, что творчество Сулеймана Стальского еще сотни лет будет служить нашей российской (дагестанской) родине.

 

Курбан Акимов,

доктор филологических наук