Наставничество как аргумент

30 января 2024 года в махачкалинской школе №18 состоялся семинар – совещание по теме: «Наставничество в образовании. Дань моде или реальная необходимость?».

Его организаторами стали Общественная палата г.Махачакалы и Академия «Каспий». Семинар- совещание открыл председатель Общественной палаты г. Махачкалы, директор махачкалинской школы №18 Салим Абдулкадыров. Он тепло приветствовал учителей школ № 10, 4, 12, 30, 34, 51, 18, принявших участие в этом мероприятии, отметив, что наставничество — это общественное поручение, основанное на принципе добровольности. Оно учитывает следующее: педагог-наставник должен обладать высокими профессиональными качествами, коммуникативными способностями, пользоваться авторитетом в коллективе среди коллег, учащихся, родителей. Именно организация системы наставничества в педколлективе преследует цель более легкой адаптации молодого учителя в новой, профессиональной среде.

Среди важнейших задач наставника Салим Абдуразакович особо выделил- составление специального плана работы с подшефным, куда входят: вопросы ведения школьной документации; формы и методы организации внеурочной работы и досуга учеников; ознакомление со вспомогательными техническими, электронными средствами обучения; разработка программы профессионального роста молодого учителя; подготовка к первичному повышению квалификации и будущей аттестации; ознакомление с современными тенденциями в педагогике. Он поблагодарил Академию « Каспий» за инициативу посвятить семинар педагогической династии семьи Абдулкадыровых, стаж которой насчитывает вот уже более 130 лет.

Как сказал в своем вступительном слове директор Академии «Каспий» д.э.н., профессор Магомед Абакаров, Салим Абдуразакович является достойным продолжателем этой педагогической династии. Он отметил, что вершины профессионализма и мастерства достигают те, кто не просто знают азы своего дела и даже могут поделиться секретами мастерства с другими, а те, о которых отзываются с каким — то почтением и пиететом: «Человек на своем месте». То есть, речь идет о людях, оказавшихся на том или ином поприще, на той или иной должности не случайно. Именно так и произошло с Салимом Абдулкадыровым, который 50 лет жизни посвятил учительскому делу. И все эти годы работает с полной отдачей, потому что трудиться кое-как он не может. Таковы традиции учительской династии. Затем Магомед Абакаров рассказал о реализации Академией программы «Педагогическое наследие Дагестана». За два года проведено более 20 семинаров и круглых столов, посвященных выдающимся дагестанским педагогам. Эти мероприятия прошли в Махачкале, Сергокалинском, Кумторкалинском, Буйнакском и других районах, г.Каспийске. И всякий раз поднимались вопросы преемственности педагогического опыта, роли личности педагога в жизни общества, наставничестве как социальном институте, осуществляющем процесс передачи и ускорения социального опыта, форма преемственности поколений. На семинары и круглые столы приглашаются молодые педагоги, которые проявили себя с наилучшей стороны. К примеру, с интересом слушали учителя молодых педагогов, победивших в конкурсе «Учитель года». Это Ильдар Хусаинов, географ из Махачкалинской школы№14, филолог из ОЦ «Развитие» Алексей Шаулов, математик школы №22 Егана Курбанова.

Говоря о миссии и роли молодого педагога в обществе, Магомед Абакаров отметил важность обсуждения вопросов развития творческого потенциала и содействия профессиональному росту молодых педагогов; организации обмена опытом и профессионального общения между учителями разных возрастов и учительского стажа, создание условий, содействующих формированию у подрастающего поколения гражданской, национальной и цивилизационной идентичности. Мы должны задаваться вопросами- Какое место занимает воспитание в работе современного молодого учителя? Какова роль педагога при формировании гражданственности? Какую миссию берет на себя педагог, входя в класс? Как сделать, чтобы процесс воспитания был интересным и содержательно актуальным? Какие технологии применять для воспитания социальной ответственности? Как сформировать у школьников интерес и уважение к России и Дагестану, нашей богатой истории и культуре, ее цивилизационному наследию? Как в процессе образования учитывать многонациональный и многоконфессиональный характер нашей республики? Какие проекты разработать и реализовать, чтобы школьники осознали свою языковую и культурную общность, захотели больше узнать об истории и культуре нашего горного края?

Председатель Комиссии Общественной палаты г.Махачкалы, директор Махачкалинской школы №10 Рамиз Сердеров остановился на психолого-педагогической поддержке индивидуального развития детей, творческом сотрудничестве педагогических работников и детей. Директор школы №4, член Общественной палаты г.Махачкалы Ирина Пашук работает директором вот уже 30 лет и, конечно ей было что сказать по теме семинара. Она подчеркнула, что необходимо распространять опыт учителей-наставников по сопровождению молодых педагогов, опыта организации педагогического наставничества в муниципалитетах и образовательных организациях.

О наставничестве как институте передачи социального опыта, форме преемственности поколений в процессе дополнительного художественного образования говорил Хан Баширов, заслуженный деятель искусств РФ, профессор ДГПУ,. В этот день ему от имени Международного Артийского комитета директор Академии «Каспий» Магомед Абакаров вручил удостоверение и знак « Почетный педагог-наставник творческой молодежи».

Интересным и содержательным было выступление Зулгижат Абдулжелиловой, завметодотделом Управления образования г.Махачкалы. Она остановилась на теме наставничества как эффективной форме обучения педагогических работников.

Свой собственный педагогический опыт транслировали на семинаре руководитель школьного методического объединения учителей математики, физики и информатики МБОУ «СОШ №18» Хадижат Керимова и заместитель директора по УВР Тамара Маммаева.

Выступавшие на семинаре поднимали проблемы, с которыми сталкиваются молодые учителя сегодня. Наиболее типичные из них: — отрыв теоретических знаний от практической работы учителя, отсутствие навыков налаживания дисциплины в классе и удержания внимания ребенка на уроке, обилие документооборота. Не на достаточном уровне научно-методическое и ресурсное обеспечение образовательных организаций в ходе модернизации школ РД, вопросы повышения квалификации учителей, формы освоения образовательных программ; психолого-педагогическая поддержка индивидуального развития детей; творческое сотрудничество педагогических работников и детей.

В заключении семинара состоялось вручение сертификатов и протокольное фотографирование.

 

Эдуард Эмиров