К 100-летию Республиканского драматического
русского театра им. М. Горького
Владимир Мещерин Народный артист Республики Дагестан
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
Борис Пастернак
Какой же он неудобный для режиссеров этот Мещерин. Мало ему во время работы над образом услышать от режиссера «как», ему еще подавай «что». Подавай ему сценическое оправдание, ведь ему необходимо понять мотивировку всего, что происходит на сцене и что он сам делает в своей роли, а уж потом он будет показывать «как». А может быть, именно за эту его въедливость в работе над ролью за 47 лет служения актерскому ремеслу им было сыграно более 150 ролей. Таких как Подколёсин в «Женитьбе» Н. Гоголя, Доцент в «Римской купальне» А. Стратиева , Официант в «Утиной охоте» А. Вампилова, Эпаш в «Руках Венеры Милосской» В. Донец, Акоп в «Проделках Ханумы» Б. Рацера, В. Константинова, Ушатиков в «Береге» Ю. Бондарева, Друг жениха в «Свадьбе» М. Зощенко, Кюре в «Ловушке» Р.Тома, Степан в «На всякого мудреца – довольно простоты» А. Островского, Винтер в «Перед заходом солнца» Г. Гауптмана, Нил Стратонов в «Без вины виноватые» А. Островского и многих других. Являясь приверженцем системы Михаила Чехова где «главными инструментами в работе актёра должны служить его воображение, концентрация, образное мышление», он так и строит свои роли. Именно актерская школа ГИТИСА, в которой ему преподавали такие великие мастера сцены, как Элина Быстрицкая, Анатолий Папанов, Александр Бурдонский дала ему четкое понятие работы актера над ролью. Но этого ему показалось мало и он самостоятельно изучал вокал на факультете музыкальных театров, режиссуру на режиссерском факультете.
Полученные знания, требовали выхода не только в актерском бытие, но и в передаче их молодому поколению. А посему параллельно с работой в театре, он уже 37 лет ведет театральную студию в школе №5 по собственной системе, а до этого были и школа №1 и школа №13 и Молодежный театр. Именно из Молодежного театра вышли те самые «Махачкалинские бродяги» КВН-щики, прекрасно выступавшие в Высшей лиги. А сколько ребят из его театральных школьных студий стали профессиональными артистами! Достаточно назвать талантливую молодую супружескую пару артистов Дагестанского русского драматического театра, как Артура и Диану Джахбаровых и многих-многих других.
А еще он был автором и ведущим цикла программ «Жизнь и сцена» на ГТРК «Дагестан», которые были посвящены жизни и творчеству выдающихся актеров дагестанских театров. К большому сожалению Мещерина, из-за отсутствия финансирования, удалось сделать лишь две передачи о Барият Мурадовой и Садыке Магомедове. А ведь для каждого из тех, кто стоял у истоков дагестанского театра, театр был если не первым, то уж точно вторым домом, их семьей. А разве семья может оставить в забытьи своих родных людей? Об этом болит душа у неугомонного Мещерина.
Но и это еще не все. Владимир Мещерин пишет прекрасные стихи и делает замечательные переводы стихов дагестанских поэтов. В его поэтическом сборнике «Размышления вслух» поэт предстает философом и патриотом, лириком и насмешником. В одном из интервью Мещерин говорит: «Перед листом бумаги только я и мое чувствование пережитого на этот момент. Мне никто не говорит: пиши так или эдак, корректируй свой взгляд на предлагаемую автором пьесы, режиссером ситуацию. В стихотворных строчках я изливаю то, что думаю, чего требует душа».
На блюдечко с каемкой
Не надейся
И лбом хоть в пол
Или об стену бейся,
Коль сил не приложил,
Удача не придет.
Владимир Мещерин
И в этих строках он весь неунывающий пессимист, трудоголик, в самом лучшем понимании этого слова, всегда и во всем пытающийся дойти до самой сути вещей и явлений и не упустить что-то новое и интересное в жизни.
Наталья Газиева,
заслуженный деятель искусств РД, театровед