ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ ЗАБЫВЧИВОСТЬ

Поводом для написания этой статьи стал материал в Интернет-портале «Два мира – Россия и Азия» под названием «Тюркские народы: понимают ли они друг друга?». Не требует доказательств, что любой текст, сопровождаемый вопросительным знаком, несет в себе элемент сомнения, неуверенности…

Сразу же оговорюсь, что я лично не вижу здесь никакого злого умысла, никакого намерения, направленного против утвердившейся версии единства «Тюркского мира» и общности его языков, достаточной для общения и взаимопонимания. Тут все гораздо проще, чем могут подумать тюркофилы – как российские, так и зарубежные. На причину этого явления метко указал мой недавний собеседник, татарский философ, профессор Казанского университета Фирдус Девбаш, говоря о тюркофобии Сталина: «Он так понимал задачу укрепления своего государства…».

А это в российской ментальности – святое! Россия держится на идее абсолютного приоритета государства, государственного! Что ничуть не мешает тюркским ученым заниматься разработкой языка, понятного всем тюркам – «Ортатюрк».

Так же, понимают эту задачу и современные сторонники крепкого (сильного) государства. Тут другого не придумаешь: сохранить единство многоязычного государства, особенно такого, как Россия, можно только следуя знаменитому правилу Макиавелли «Разделяй и властвуй!». В самом позитивном смысле этой формулы.

Да, за ней закрепилась некая негативная аура, связанная с традиционной идеализацией таких понятий как «единство», «единение» и т.д. Лучший пример – название ведущей партии Государственной Думы России, единственной, добившейся конституционного большинства на представительной ветке власти и твердо удерживающей его, несмотря на всю критику и нападки – «Единая Россия»!

В России по-другому нельзя, о чем убедительно утверждала в своей переписке с Вольтером императрица Екатерина Великая, чья политика принесла России крупные территориальные приращения в ходе естественного расширения нашей империи во все стороны света. По её и её последователей мнению – единодержавие наиболее естественная форма существования России. Этого же мнения придерживались и Ленин, и Сталин, и другие — промежуточные – лидеры, вплоть до нынешнего ее руководителя.

В этом контексте и надо рассматривать материалы, которые вроде дают поводы к подозрению в тюркофобоии. На мой взгляд, единство русского и тюркского мира – нерушимо, оно обрело такие формы и масштабы, которые не могут быть разрушены без разрушения неких фундаментальных основ мира, как такового. Единственное пожелание – соблюдать баланс этих двух скрепных миров. Сомнение в том, что он не соблюдается, возникло у меня в связи с недавними событиями в Башкирии, где тюркское население республики решилось перевести свой протест в межнациональную плоскость. Что в России пресекается и карается самым решительным образом, и если уж башкиры не побоялись поднять эту тему, то, видимо, у них и впрямь накипело. (Добавлю тут, справедливости ради, что официальные информационные источники заявляют, что за благовидным предлогом защиты экологии региона скрывается инициатива подпольных пантрюркистских сил и организаций…).

Возвращаясь к заявленной теме, хочу добавить, что в материале Интернет-портале «Два мира – Россия и Азия» приведен перечень тюркских народов России с указанием степени их близости и сходства. В этом перечне не упомянуты кумыки, что вызывает недоумение, особенно с учетом того, что это самый крупный тюркский народ на Северном Кавказе и, скажу по секрету, весьма болезненно реагирующий на такого рода забывчивость или некомпетентность авторов этнологических текстов, подозревая в этом умысел… Скажут, да, наверное, просто забыли, не надо везде искать теории заговора… Я бы и рад, но про гораздо меньших по численности балкарцев автор упомянуть не забыл…

Вроде бы мелочь, но, как говорят французы, дьявол кроется в мелочах…