В Академии «Каспий» с 2022 года реализуется проект «Педагогическое наследие Дагестана». На круглых столах, семинарах, конференциях поднимаются проблемы сегодняшнего образования и рассматриваются пути их решения через призму передового педагогического опыта.

Среди целей и задач проекта:  вовлечение в программу широкого круга научной и педагогической общественности; пропаганда наследия выдающихся дагестанских ученых, педагогов-новаторов; обмен опытом работы, результатами исследований.

Методы реализации проекта включают: организацию и проведение научно-практических мероприятий с педагогами, со студенческой и учащейся молодежью; учреждение премий имени выдающихся дагестанских педагогов, а также информационную и издательскую работу о деятельности педагогов. В рамках мероприятий также большое внимание уделяется государственной национальной политике, этнокультурному развитию народов.

Анализируя прошедшие мероприятия, можно сказать, что теория и практика советской, в том числе дагестанской педагогической науки, ее идеи и рекомендации актуальны и сегодня. В ней сфокусированы не только передовой опыт по подготовке подрастающих поколений к жизни, но и секреты основ культуры педагогической деятельности, формы и методы обучения и воспитания детей и молодежи.

Педагогический опыт раскрывает неисчерпаемые возможности совершенствования человека и общества. В современном образовательном пространстве все динамично меняется, и необходим взгляд не только в будущее, но и в прошлое, чтобы понять направления развития методов обучения и формирования человеческой личности, чтобы определить эффективность педагогического влияния на социальный прогресс.

Когда мы говорим «дагестанцы», то в это понятие по праву включаются и представители русского народа. Потому что русский язык для дагестанцев не только государственный язык и язык межнационального общения, но и для многих это второй родной язык. Через русский язык и культуру цементируются взаимоотношения народов Дагестана и России, и формируется российская идентичность. Дагестанско-русскому двуязычию в Конституции Республики Дагестан придается статус конституционной нормы. Русский язык и русская культура создали в Дагестане среду конструктивного межнационального общения.

Большую работу по подготовке национальных кадров и формированию национальной культуры Дагестана вели в далекие и сложные 30-е годы прошлого века русские учителя, инженерно-технические работники, врачи.

Нелегко было в те годы учительствовать, особенно в сельской местности. И тем не менее сотни и тысячи русских учителей приезжали в Дагестан. Им приходилось жить и работать в суровых условиях. Приезжие учителя испытывали дополнительные трудности из-за незнания русского языка не только школьниками, но и основной массой местных жителей.

Поэтому русским учителям приходилось осваивать необходимый словарный запас коренного населения, чтобы хоть как-то общаться с родителями учеников и общественностью.

В этой связи, хотелось бы привести несколько примеров самоотверженной работы русских учителей, приехавших в горные сельские школы Дагестана. Екатерина Андреевна Гайденко родилась в селе Нагольная Миллеровского района Ростовской области. На её судьбу выпали суровые испытания военных лет. Хрупкая девочка вместе с подружками активно помогала фронту: вязала тёплые варежки, носки, собирала тёплые вещи и отправляла на фронт. Работала в госпитале, ухаживала за больными. Екатерина Андреевна принимала участие в «Истребительном батальоне» по охране дорог, мостов, выявляла дезертиров. Окончив в 1948 году Ростовский государственный университет, она по направлению приехала в Дагестан. Свою педагогическую деятельность начала в августе 1948 г. в Уркарахской средней школе, через год была переведена в Сергокалинский район. До 1972 г. работала в педучилище. В августе 1972г. педучилище было переведено в г. Избербаш. С 1973 г. начала преподавать в Сергокалинской средней школе № 2, где и пробыла до 1996 г. Работая в Сергокале, Екатерина снискала большую любовь и уважение сельчан. Здесь встретила и полюбила своего будущего мужа – Исмаила Исмаиловича Пахрудинова.Сергокала стала для неё второй родиной: она родила и вырастила четверых детей, трое из них пошли по её стопам. Жизнь её была нелёгкой, но очень интересной и насыщенной событиями. Екатерина Андреевна быстро привыкла к местным обычаям, а, выйдя замуж, приняла ислам, соблюдала все мусульманские праздники. В её семье всегда царили понимание и любовь… Успех ждал Екатерину и на педагогическом поприще. Екатерина Андреевна очень любила свой предмет – историю: ученики слушали, затаив дыхание. Благородный труд Гайденко был оценён государством по достоинству: ей присвоено звание «Заслуженный учитель РД», награждена медалью за «Заслуги перед республикой».

Замечательная учительница из Тюбинской школы Кумторкалинского района Таисия Бондарь настолько хорошо изучила аварский и кумыкский языки, что свободно говорила с сельчанами. Они – образец того, каким должен быть учитель, приехавший в национальную республику. И таких примеров множество. В прошлом году мы провели в этом районе мероприятие, где чествовали Таисию Степановну ее молодые коллеги.

Примером глубокого уважения и сердечной благодарности русским учителям является сооруженный в 2006 году в Редукторном поселке города Махачкалы возле озера Ак-Гель мемориальный комплекс. Было трогательно видеть, как на открытии этого памятника присутствовали постаревшие учителя, которые после войны, в 50-х годах прошлого века, приехали в наш горный край, чтобы приобщить дагестанцев к отечественной и мировой культуре. Многие из этих русских девушек вышли замуж за дагестанцев, тем самым образовались межнациональные семьи, которым чужды национальная кичливость и заносчивость.

Подводя итоги, можно отметить, что дагестанцы, воспитанные на гуманистических традициях старшего поколения, уважения к человеку, независимо от национальной принадлежности,помнят и чтут русских учителей, внёсших огромный вклад в становление и развитие образования в Дагестане. Они не просто учили детей, но и несли просветительскую миссию, великую культуру русского народа.

 

Магомед Абакаров,

директор Академии «Каспий», доктор экономических наук